Психосоматика: Борьба между «Я-хочу» и «Я – должен»

Автор статьи: Елена Ахунзянова

Очень часто я задаю такой вопрос Клиентам – сколько в вас «Я-хочу» и «Я – должен»?

«Я-должен» – это часть нашей личности, которая отвечает за то, что «должен», «обязан» сделать.

А «Я-хочу» отвечает за то, что делаешь для себя, для собственного удовольствия.

Клиенты как правило отвечают, что примерно 70% - составляет «Я-Должен» и 30% составляет «Я-Хочу». Если же клиент страдает психосоматическим заболеванием, то как правило процент такой – 95% «Я-Должен» и 5% «Я-Хочу». Почему это важно? Потому что пребывание в состоянии «должен» — это определенный вид насилия над собой.

Конечно, мы все пониманием, что жизнь взрослого человека наполнена состояниями «должен», однако здесь очень важен баланс. С одной стороны, уметь пребывать в состоянии «должен» очень важно: нам часто приходится заниматься бытовыми рутинными делами и даже внутри любимого дела есть часть, которая не приносит удовольствия. Но, важно понимать, что пребывать в состоянии «я-должен» психологически затратно, и долгое пребывание в таком состоянии приводит к потере сил. Ведь на одной силе воли далеко не уедешь. Как показывают исследования – «воля — это конечный ресурс», то есть воля не бесконечна (Рой Баумейстер. 1998г.). Когда-то настанет предел.

С другой стороны - где же брать ресурс? Какую роль выполняет часть «Я-хочу»? Она обеспечивает удовлетворение эмоциональных и иногда даже физиологических потребностей. Потребность в отдыхе, самореализации, потребность быть собой и выражать свои эмоции: «я хочу плакать», «я хочу смеяться», «я не хочу разговаривать» и т.д. Удовлетворение своих потребностей дает энергию, своего рода «бензин».

 Но, к сожалению, мы часто игнорируем эти потребности по многим псевдо-разумным причинам: не время, не место, неприлично.

 Но именно реализуя эти потребности мы можем оставаться в контакте с самим собой, оставаться живыми и чувствующими, не превращаясь в роботов.

Если человек испытывает эмоцию, то ее переживание происходит на трех уровнях – двигательном, физиологическом и психическом. При подавлении эмоции, содержание подавляемой эмоции «забывается», а ее проявления сохраняются в теле на двигательном и физиологическом уровне (Никольская; Грановская, 2000г.) Эти сохраненные в теле подавленные эмоции могут начать проявлять себя через психосоматический симптом или заболевание.

Пример из практики:

Клиентка Катерина, 30 лет. Жалобы на приступы удушья (обследование у врачей пройдено, органических изменений нет, анализы в норме).

На мой вопрос сколько в ней «Катерины- Хочу» и «Катерины – Должен», ответ 99% - «должен», 1 % - «хочу».

В ходе работы с применением методов эмоционально-образной терапии мы вышли с ней на следующий образ:

Ее организм выглядит как огромный сложный механизм, в нем есть много лампочек, одни предупреждают о том, что она хочет есть, другие – о том, что хочет спать. Значение некоторых лампочек она уже не помнит, давно не пользовалась. А еще есть рубильник. Если Катерина не реагирует долгое время на основные лампочки, то он просто «вырубает» всю систему, и вот тогда и начинается приступ удушья.  После этого приступа она «вынуждена» брать один или два дня отпуска и «отлеживаться» дома в состоянии, когда она уже ничего не может делать, только лежать.

Ее образ был «многослойным» и составлял целую цепочку образов, это была работа не одной сессии. Главное, что Клиентке удалось увидеть, как она «игнорирует» лампочки, которые ее предупреждают о тех или иных её же потребностях.

На следующем этапе мы начали выяснять– как она пропускает момент, когда «лампочка начинает мигать»? Почему игнорирует, ради чего? Что она получает взамен?

В ходе терапии выяснилось, что в детстве ею было принято решение «быть идеальной» и "будь первой", так как родители  наказывали ее за "недостаточные успехи" в школе и спорте.

Таким образом, мы вышли на жесткое предписание «не будь собой», «будь идеальной».

Обычно такие предписания интроецируются в личность и становятся ее частью. Выйдя с этим предписанием во взрослую жизнь у клиентки произошло «психическое истощение», потому что невозможно во всех областях быть первой и идеальной. Поэтому ее организм нашел свой способ «сбрасывать» напряжение через приступы удушья и последующим отдыхом после приступа.

Наша работа еще продолжается, однако на сегодняшний день частота приступов у клиентки снизилась в 4 раза.



Просмотров: 387
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Зачем людям жизнь: хочу или должен?
  • Кому я «ДОЛЖЕН» и чего «ХОЧУ»?
  • Новый год! А что если я не могу, не хочу радоваться? А что если я радуюсь, а кажется, что не должен?
  • Он должен! Я так хочу!
  • Хочу или должен.
  • Из должен в хочу — КАК
  • Хочу, вместо должен
  • Невротический конфликт "Хочу но не должен".
  • Должен или хочу. Куда приводят долженствования
  • Мотивация | «Хочу», «Надо», «Должен» – родственники
  • тернистый путь от ужасного "должен" к прекрасному "хочу".
  • "Хочу я отношений или все-таки не хочу? И если хочу, то что с этим делать?"
  • «Ты должен» «Я тебе ничего не должен» - фразы-триггеры, доводящие до точки
  • Пребывать в состоянии хочу, могу, надо.
  • Я обещал = я должен или ты никому ничего не должен?
  • Можно я буду сам собой? Или почему я должен делать именно так.
  • Счастливый брак! Чего не должен делать муж, но может, если хочет сам…
  • "Я должен" или "Я хочу"?
  • «Делай, что должен, с тем, что имеешь, там, где ты есть». Остановка на действие. Часть 1.
  • Он должен продолжать меня добиваться даже, если я говорю ему "нет"
  • "Не хочу учиться, а хочу...." или что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться
  • Что мотивирует полюбить себя такой какая есть и стать такой, какой хочу быть?
  • Я хочу чтобы муж меня обнимал, не потому что я этого хочу, а потому что он этого хочет...
  • «Не будь таким, какой ты есть! Будь таким, как я хочу!» Нарциссическая травма.
  • Должествования (я должен, ты должен, мир должен)
  • Бунт и провокация: не хочу рожать ребенка, не хочу квартиру, не хочу....не хочу!!!!
  • "Ловушки" любви: «Ты - самый/самая лучший/лучшая, поэтому я должен/должна быть с тобой!»
  • Не знаю, чего хочу. Ничего не хочу. Хочу хотеть.
  • Главное, что ты должен знать: ты знаешь очень мало!
  • Когда "никто никому ничего не должен"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь