На днях беседовали с коллегой и затронули очень интересную тему. Она сказала, что испытывает обиду, когда все «плюшки» за работу с клиентом достаются другому специалисту.
О чём это? О тех случаях, когда она долго работает с клиентом, у него есть очевидные улучшения (человек стал спокойнее, увереннее в себе, отмечает успехи на работе, нормализовался сон и т.д.). Но в какой-то момент он уходит из терапии. И это нормально. Но потом, спустя время, коллега узнаёт, что теперь её бывший клиент ходит к другому специалисту. И это может быть даже не психолог, а коуч, нумеролог или новомодный акмеолог. И у человека в определённый период происходит «взлёт» - активный рост в профессии, долгожданное замужество или беременность и т.п. И бывший клиент считает, что ему помог в этом его нынешний специалист, и всячески ему благодарен.
А что же моя коллега? Ей обидно. Ведь она знаете, что почву для всех этих вау-событий подготовила она. Что она возилась с этим клиентом, вытаскивала его из депрессии, повышала его самооценку, рыла землю в поиске подходящих ему практик… И вот.
Признаюсь, у меня раньше тоже бывали такие мысли. Пришлось с этим поработать. В итоге я рассудила так:
Во-первых, все мы знаем, что обида – это неоправдавшиеся ожидания. Чьи ожидания? Мои! Так что я за них и отвечаю, и клиент тут ни при чём. У него - свои ожидания, свои задачи в жизни. А мне, как специалисту по душе, обижаться совершенно бессмысленно и даже вредно. Это портит мой основной инструмент работы – мою личность.
Во-вторых, работать ради постоянной благодарности и превозношения клиентами – по меньшей мере странно. Я люблю свою работу, я (простите мою терминологию) тащусь, когда распутываю хитросплетения проблем, с которыми ко мне приходит клиент. Я испытываю удовлетворение от осознания того, что я тоже положила свой кусочек пазла в мозаику судьбы этого человека.
В-третьих, как минимум 50% работы человек сделал сам! Ведь невозможно помочь человеку без его желания и старания. Значит, клиент тоже вкладывался в себя. Да, я помогла человеку. Но не надо приписывать себе больше, чем есть на самом деле.
В-четвёртых, все мы учились у разных учителей в разные период своей жизни. Психолог – это тоже своего рода наставник. А учитывая, что мы, психологи, специализируемся на разных аспектах помощи, используем разный инструментарий в работе, ничего удивительного нет в том, что в какой-то период жизни человек приходит к нам с задачей, которую в состоянии решить мы, а в другой период, с другой задачей, идёт к другому наставнику.
Интересно, сталкивались ли вы с подобными переживаниями? Характерно ли подобное для людей других профессий?
Поделитесь, какие ещё подводные камни профессии вам приходилось обходить.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.