Социальные маски, или «почему я не могу быть собой?»

Искренность и близость являются важными маркерами качества общения. Но часто мы в процессе коммуникации предпочитаем отделить себя от другого невидимой стеной – например, показываем собеседнику те эмоции, которые не испытываем, стараемся как можно глубже спрятать наши истинные переживания.

В определенных ситуациях социальные маски действительно могут нам помогать: вряд ли на работе при общении с клиентом будет уместно показывать свои гнев или боль. Но и с родными мы часто ведем себя подобным образом.

У каждого из нас есть свое представление о том, кто такой «идеальный человек». Для кого-то из нас это человек, который успешен в профессии. Для кого-то образцом для подражания является семейный человек, который отдает всю заботу и внимание детям и своему партнеру. Бывает и так, что идеалом становится «антигерой» - человек, который часто нарушает некие социальные нормы. За каждым таким образом стоит наше желание соответствовать собственным представлениям о том, каким должен быть человек и каким нас должны видеть другие люди. Еще один фактор – чувство стыда, которое для переживания является крайне сложным.

Откуда берутся эти представления об «идеальном Я»? Как правило, подобные установки в нашем сознании появляются уже в детстве и закрепляются в подростковом возрасте. Привносит их в нашу жизнь первично семья, во вторую очередь – те люди, которые нас окружают (друзья, школьные преподаватели, друзья наших родных). Часть этих представлений приходит к нам из фильмов, книг и других художественных произведений.

Эти установки действительно нужны нам – их наличие помогает нам в адаптации к социуму. В детстве эта адаптация проходила в контексте  – «меня принимают только хорошим/успешным учеником/тихим/спокойным/ и др.). Сформировать у ребенка сильный страх оценки можно просто давая ему понять, что стыдно вести себя так, как ему хочется. Иногда это происходит без слов, а иногда в качестве «показательной порки» при других людях. Чувство стыда, которое при этом начинает испытывать ребенок, очень сильное. И в дальнейшем хочется быть таким, как требуют другие, только бы не сталкиваться больше с этими чувствами.

Но детство проходит, а модель остается. Маска является для нас своеобразной защитой и барьером от других людей. Но проблема маски заключается в том, что если она занимает все пространство нашей личности, мы уже не можем отделить себя от своей маски. Нам становится сложно распознать свои желания и свои истинные потребности. И даже если мы их распознаем, далее нас начинает одолевать страх – а что будет со мной, если я покажу свое настоящее лицо миру? Вдруг я разочарую другого? Вдруг стану уязвим для него? Вдруг он не сможет меня принять таким?

В основе таких реакций лежит страх отвержения. Этот страх характерен для тех людей, которые в  своей родительской семье вынуждены были «казаться» кем-то для того, чтобы заслужить любовь другого человека, часто подвергались критике или эмоциональной холодности со стороны близких.

Как же научиться представлять себя миру без страха быть отвергнутым?

Первично, важно научиться понимать, какие же потребности являются моими, а что является ожиданиями других людей от меня?

Второе - попытаться принять то, что у вас могут быть свои собственные потребности и желания и понемногу начинать их удовлетворять. Пример – поездку к родным в тот момент, когда вы явно не готовы выходить из дома от усталости, можно отложить и дать себе немного отдыха.

Самое сложное в этом процессе - научиться говорить о своих желаниях другим людям. Сначала это действительно крайне неприятно. Постоянно в вашу жизнь будут вмешиваться страхи («что обо мне подумают?», «а вдруг они обидятся?», «но я же должен!»). Но со временем будет проще.

Когда мы говорим о своих желаниях другому, мы уже делаем шаг навстречу к себе. И плюс, даем другим понять, что же является важным и нужным для нас самих.



Просмотров: 410
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Что делать, если наша мама не является для нас опорой и поддержкой?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • Что является для вас действительно важным и ценным? Тест на приоритеты.
  • Искуство Быть Живым .... или как для других мы создаем правила, а для себя — исключения.
  • Быть хорошим для других... или для себя?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Кто для кого, деньги для нас или мы для денег?
  • Нам не обещали, что другие будут нас любить
  • Что для Вас является важным в жизни?
  • Что является самым важным для любого человека?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Зачем нам нужны мнения окружающих, и что происходит, когда нас игнорируют?
  • Смена модной парадигмы (или что является подлинной заботой о нас)
  • Что есть отношения для каждого из нас...
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Как часто мы хотим от других того, что не можем дать им сами
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Счастье вдруг … Или не «вдруг». Что нужно для счастья?
  • Что важнее: стать красивой для других или ощущать себя таковой?
  • Кем для вас должен быть ваш любимый человек
  • Если вы часто подавляете свои эмоции и боитесь, что о вас подумают плохо.
  • Нам нравятся люди, которые выигрывают… но только не у нас
  • Жизнь для себя или для других?
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Что будет если не критиковать себя и других
  • После нас. Что будет с психически особым человеком, когда о нем уже не смогут заботиться близкие.
  • Что для ребенка является психологической травмой?
  • Ведомый или ведущий? Или что для нас важно: высказаться или услышать?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь