|
Где заканчивается один возраст и начинается другой?Автор статьи: Латыпова Эндже Анваровна
Сегодня, 28 февраля, в «НОЦ практической психологии ИПО КФУ будущие психологи-консультанты, слушатели программы профессиональной переподготовки в области прикладной психологии проходят первый день обучения в рамках модуля «Возрастная психология и психология развития». Возраст — это эпоха, ступень, относительно замкнутый цикл развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития (Л.С. Выготский). Возраст — это единство метрического существования индивида и его типологического существования: возраст — функция биологического и исторического времени (Б.Г. Ананьев). Возраст — это не совокупность психических функций, а те социальные задачи освоения действительности, которые решает человек на данном этапе своего развития (Д.Б. Эльконин). Или такое: «возраст» – категория, которая «с начала времен конструируется, создается и определяется, в первую очередь, обществом с определенными целями и задачами», за тысячи лет претерпела и продолжает претерпевать колоссальные изменения, а процесс периодизации происходит «прямо у нас на глазах», - предложила свой вариант преподаватель курса, Наиля Салихова. Вот пример того, как общество формирует возраст в соответствии с социальным заказом: современные девушки могут часто слышать такую фразу от старшего поколения: «в твоем возрасте я уже детей имела, а ты все еще даже не замужем». Это указывает на то, что в годы молодости наших бабушек и мам общество ожидало, что в 18-20 лет женщина выйдет замуж и будет иметь детей. Но современное общество ожидает, что 18-20 лет является возрастом для учебы. Этот процесс носит название «мобилизация границ возраста». В понятии возраста выделяют 4 аспекта: - Хронологический (паспортный) возраст — это количество времени от рождения до настоящего момента; - Биологический возраст — степень роста и созревания организма, определяемое состоянием нервной системы; - Социальный возраст — уровень тех социальных ролей и функций, которые выполняет человек (определяется по деятельности человека); - Психологический возраст — уровень развития психических функций (можно выяснить с помощью диагностики).В действительности может быть рассогласование разных аспектов возраста, поэтому для определения нормы развития необходимо учитывать все 4 аспекта в комплекте. Это и еще много важного и интересного предстоит узнать участникам программы в течение последующих двух дней обучения. Стоит отметить, что данный курс полезен не только психологам, практикующим или будущим, но и всем, кто стремится глубже понять себя, своих детей, родителей, окружающий мир в целом. Источник информации: Эндже Латыпова, НОЦ практической психологии ИПО КФУ Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|