Учить ли ребенка давать сдачи?

Обычно, в возрасте от 2 до 4 лет любой малыш сталкивается с ситуацией, когда его интересы пытаются ущемить. Например, другой ребенок отбирает игрушку, или толкает. Родители, конечно, переживают за своего малыша, и у них возникает вопрос: Как научить малыша постоять за себя? Рассмотрим варианты поведения родителей в данной ситуации и их последствия.

  1. Родители учат малыша активно давать сдачи.

Родители говорят ребенку: "У тебя отобрали игрушку - и ты отбери", "Тебя толкнули - и ты толкни", "Тебя ударили - и ты ударь" и т.п.

Ребенок получает от родителей разрешение на физическую силу.

Последствия:

- ребенок, получив разрешение на физическую агрессию, станет ее применять. Но применять не обязательно там, где вам хочется, а применять вообще. Он просто начнет пробовать новый способ поведения (например, обижать детей младше себя, т.к. это проще всего)

- ребенок еще не умеет контролировать свои эмоции, анализировать конфликтную ситуацию. Поэтому, если, например, испортили его любимую игрушку, ребенок может бросить камнем в голову обидчика (и подобные случае не единичны). Ребенок еще не в состоянии оценить последствий своей сдачи.

- ребенок не учится решать конфликтные ситуации с помощью слов. То есть, навык, который так необходим в цивилизованном обществе (а именно в таком ему и предстоит жить), у него может быть не развит. Родителям следует помнить о том, что в нашем обществе физическая агрессия не приветствуется и преследуется законом.

  • Родители вообще не учат ребенка защищать себя в конфликтной ситуации

Например, у ребенка отобрали игрушку, а мама говорит: "Ничего, Ваня поиграет и отдаст. Не жадничай, надо делиться. Иди покатайся с горки лучше".

Последствия:

- ребенок будет неспособен отстоять свои интересы, ставить желания других выше своих

- ребенок не приобретет других навыков разрешения конфликтов, кроме как стратегии уступать

Учить ли ребенка давать сдачи

  • Родители учат ребенка отстаивать свои интересы, осознавая способы и учитывая последствия

Родители объясняют ребенку:

- твои игрушки - это твои игрушки; если ты захочешь - можешь ими поделиться, не захочешь - можешь не давать их другим.

- если хочешь взять чужую игрушку - попроси; если хозяин игрушки не хочет делиться - отбирать нельзя (ты ведь тоже не всегда даешь свои игрушки). Можно предложить поменяться игрушками.

- если у тебя забирают игрушку силой - держи ее крепче, не отдавай; скажи: "Это моя игрушка! Я ее не отдам."

- если у тебя, несмотря на протест, отняли твою игрушку, я тебе помогу вернуть ее (в этом случае родитель идет вместе со своим малышом и просит другого ребенка вернуть игрушку; если просьба не удовлетворяется, родитель просит маму (папу, взрослого), находящегося с ребенком забрать игрушку у своего малыша и вернуть ее хозяину).

- если тебя кто-то толкнет, укусит, ударит и т.п. - скажи мне. Я заступлюсь за тебя.

Вы можете, если считаете нужным сказать: "Если тебя кто-то толкнет, укусит, ударит - ты можешь в ответ сделать то же самое - толкнуть, укусить, ударить". Но! Будьте готовы к тому, что ваш ребенок далеко не всегда может рассчитать силу физического воздействия, а также он может ударить, например, палкой (в т.ч. и в глаз), если его толкнули (причем толкнуть его могут не специально, а просто не заметив). Тогда за последствия будете нести ответственность вы. И ребенка ругать в таких ситуациях не стоит, т.к. вы дали ему разрешение на физическую агрессию. А анализировать ситуацию и контролировать эмоции он еще не умеет. Этому умению он будет учиться, начиная лет с четырех, разумеется, с вашей помощью.

Учите ребенка выражать свои эмоции словами (сначала говоря за него, потом вместе с ним, а потом инициируйте самостоятельное общение). Например, вашего ребенка толкнул другой ребенок. Вы можете проговориь вслух строгим тоном, обратившись к обидчику (если Ваш малыш еще не говорит): "Ване больно, неприятно. Не толкайся больше, пожалуйста." Со временем ваш ребенок будет говорить эти слова за себя сам. Он научится сообщать о своих чувствах словами и заявлять о своих желаниях. Это умение важно сформировать.

И, как всегда, напоминаю о том, что самый действенный способ обучения - Ваш личный пример. Насколько Вы сами способны конструктивно выражать негативные эмоции и договариваться с близкими людьми? Достойный ли пример Вы подаете для ребенка?



Просмотров: 339
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать, если у ребенка отобрали игрушку?
  • Если ваш партнер "не умеет выражать свои эмоции"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Что делать, если у ребенка на детской площадке отбирают игрушку
  • "Когда же, наконец, у тебя будет ребенок?"
  • Что делать, если ребенок говорит на "тарабарском" языке?
  • "Мама, я тебя не люблю" - говорит вам ваш ребенок. Правда ли это?
  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • Нужно ли уметь защищать своего ребенка,если "Да" ,то как не перестараться?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Если он говорит Вам: "у тебя слишком большие запросы"
  • "Если ребенок Вас не слушает — возможно Вы несёте бред" (с)
  • Если родился "особенный" ребенок. 4 родительских позиции.
  • Если ваш "особенный" ребенок ходит в детски сад
  • Что делать, если ребенок "психует" из-за гаджетов?
  • Если ребенок не может постоять за себя.
  • Что делать если ребенок "не слышит"
  • Если ребенок "не дружит" с горшком
  • "Если у тебя есть сердце и рубашка, продай рубашку..."
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Если ребенок не может себя заставить
  • Что делать, если ребенок пытается ударить, укусить,схватить родителей
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • "Если не будешь слушаться, я тебя не буду любить"
  • Что делать, если маленький ребенок пытается ударить, схватить, укусить родителей
  • Отцы и дочери: скрытая безотцовщина или "Если б знал ты, папка, милый, как мне плохо без тебя"
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь