|
Как давать карманные деньги подростку, чтобы он стал успешнымАвтор статьи: Благовещенский Владимир Николаевич
Теперь обо всем по порядку… Что такое «карманные деньги»? Карманные деньги – это те деньги, которые вы отдаете ребенку (в данном случае - подросшему) «в карман». Именно отдаете, а не просто даете. То, что вы отдали больше не ваше. Карманные деньги не подотчетны ни формально, ни фактически: где, когда и на что потратил их подросток, вас не касается. Иначе это деньги уже не карманные, а целевые. Зачем нужны карманные деньги? Карманные деньги нужны для того, чтобы приучить ребенка к финансовому планированию и финансовой ответственности, и шире: к самостоятельности, планированию и ответственности вообще. Ответы на все остальные вопросы будут подчинены этому назначению карманных денег. Итак, дача карманных денег – это система финансового воспитания личности. И эта система должна быть направлена на то, чтобы к совершеннолетию юноши и девушки становились финансово самостоятельным. Эта финансовая самостоятельность может быть полной (молодые люди сами зарабатывают себе на жизнь) или частичной (молодые люди, продолжая обучение, получают финансовые средства от родителей, но самостоятельно распределяют полученные средства). Какой бы ни была финансовая самостоятельность, она должна быть. Как этого добиться? Об этом моя сегодняшняя заметка. Карманные деньги могут не только воспитывать, они могут и развращать. Для того чтобы карманные деньги были на пользу необходимо соблюдать ряд правил: Карманные деньги должны даваться регулярно. Количество денег и частота, с которой они даются, должны соответствовать уровню финансовой зрелости подростка. Этот уровень определяется в первую очередь успешным опытом подростка в распоряжении деньгами. В идеале деньги на карманные расходы надо начинать выдавать детям, как только они начали понимать, что такое деньги и научились их считать. То есть, в 5-6 лет. Деньги должны выдаваться ежедневно, но в очень небольшом количестве (рубль – два в день). Уже в этом возрасте карманные деньги не должны быть подотчетны, ребенок может себе один-два раза в месяц покупать «Кинрдер-сюрприз», а может «копить на ролики», или даже на самолет. Постепенно размер выдаваемых денег и срок, на который они выдаются, увеличивается. Никаких дополнительных трат родитель при этом не несет. Просто постепенно ответственность за планирование расходов переносится с родителя на ребенка. К 6-7 классу важно, чтобы подросток сам управлял деньгами, которые выдают родители для развлечения и отдыха. Но это также значит и то, что кроме своих карманных денег, он на эти цели больше не получит ни сколько (как бы иногда родителю не хотелось побаловать своего ребенка). Частота, с которой в этом возрасте имеет смысл выдавать карманные деньги – раз в неделю или раз в полмесяца. К 8-9 классу подростку важно научиться распределять свои деньги на месяц. Без ошибок при распределении денег сначала не получится, но, не получая дополнительных денег, подросток быстро освоит планирование. И, наконец, к 10-11 классу подростку важно научиться самостоятельно управлять всеми деньгами, которые тратятся на него (включая проезд на общественном транспорте, покупку канцелярии, одежды и обуви, подготовку к школе…). Ещё один важный вопрос – количество денег (особенно в старшем возрасте, когда карманные деньги – это все деньги, которые расходуются на подростка). Их должно быть достаточно для удовлетворения основных нужд подростка, но недостаточно для удовлетворения всех желаний. Это будет стимулировать подростка тщательно планировать свои расходы, а также искать источники дохода в виде подработки. Т.е. денег должно быть столько, чтобы у подростка после того, как будут куплены качественные бюджетные одежда и обувь и другие обязательные товары, остались деньги на основные интересы, кино, или ещё какое-то развлечение. А покупка дорогого телефона, брендовой одежды и другие траты, выходящие за пределы «эконом-класса» за счёт карманных денег должны быть недоступны независимо от дохода родителей. Если деньги будут в избытке, то, во-первых, отсутствует воспитательный эффект от планирования расходов, а во-вторых, отсутствует эффект стимулирования самостоятельной трудовой деятельности. Одно из главных правил, которое должно соблюдаться неукоснительно – все проблемы, которые возникают из-за ошибок в распределении денег, подросток решает сам. Дополнительных денег он не получит ни при каких обстоятельствах. Мне рассказывали такой случай. Девушка получала карманные деньги, и захотела купить себе очень дорогие зимние сапоги на шпильке и евромеху. Что она и сделала. Школа её была далеко, надо было стоять на остановке общественного транспорта, а дело было в Сибири. В общем, после первых же морозов она пришла домой, сняла эти сапоги и попросила у мамы её старые валенки, которые та уже не носила. Девушка так и проходила в этих валенках всю зиму. Больше бездумных трат она не совершала… Многие родители на это, наверное, возразят, что они не хотят, чтобы их ребенок выглядел как попало, что этого нельзя допускать и т.д. Да, у родителей всегда будет большой соблазн взять на себя распределение расходов подростка, но важно отдавать себе отчет в цели того, что мы делаем. Чего мы хотим? Мы хотим воспитать самостоятельную и ответственную личность, или красивую картинку, на которую приятно посмотреть самим и которой можно покрасоваться перед другими?! P.S.: Как-то логически заметка закончилась, а на один из заявленных вопросов я не ответил. Так можно или нет давать карманные деньги за что-то и лишать их за какие-то поступки? Ответ однозначный: нет. Карманные деньги – это метод воспитание самостоятельности и ответственности (в том числе финансовой), а не предмет торга и рычаг воздействия с целью подчинить подростка ещё больше воле родителей. Если подросток нанес вам финансовый ущерб, вы можете в общегражданском порядке потребовать с него возмещение ущерба (пусть и из этих же карманных денег, но это должно быть следствием ответственного поведения, а не родительского произвола). Снизить количество расходов на подростка и повысить его финансовую компетентность, а также решить множество других проблем, можно с помощью тренинга для родителей подростков «Отношения с подростком. Полный upgrade». Жмите на ссылку и читайте отзывы! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|