|
Карманные деньгиАвтор статьи: Буровихина Ирина Александровна
Вопрос о выделении ребенку (подростку) карманных денег рано или поздно встает в каждой семье. Быстро и однозначно решить его в пользу того, чтобы выделять, современным родителям мешает справедливое понимание того, что деньги эти тратятся сыном/дочерью, как правило, на ерунду – жвачки, чипсы и чупа-чупсы, блокнотики и ручки, которых дома уже полно. Бывает и так, что родители, обратив внимание на то, что ребенок (подросток) совсем не помогает по дому, грубоват, скрытен, неважно учится, начинают склоняться к тому, что карманных денег он не заслуживает и, как следствие, не получит. С другой стороны, родители замечают, что многие одноклассники и друзья ребенка получают деньги на самостоятельные траты и не давать на карманные расходы своему – значит встретить неудобные вопросы ребенка (подростка) о том, «а чем я хуже других? почему им дают, а мне нет?». Такие доводы «за» и «против» существуют, вызывают сомнения у родителей и побуждают психолога обсудить вопрос карманных денег профессионально. Первое, что важно понимать о карманных деньгах – это то, что это деньги, которыми ребенок волен распоряжаться по своему желанию и усмотрению. То есть, давая ребенку деньги на карманные расходы, родителю важно признать право ребенка потратить их так, как он сам сочтет нужным, и внутри отказаться от типичной родительской потребности проконтролировать, что же все-таки было приобретено. Правда о карманных деньгах состоит в том, что они действительно в большинстве случаев тратятся на то, на что большинству родителей жалко было бы их выделить. При этом возможность купить «всю эту ерунду» позволяет ребенку не столько стать обладателем конкретных привлекательных для себя вещей, а почувствовать себя самостоятельным, в какой-то степени свободным, не хуже остальных. А любому ребенку и подростку приятно и полезно чувствовать себя именно таким. Поэтому если четко отвечать на вопрос о том «давать или не давать» карманные деньги, то мнение психолога – давать. В пользу этого решения также говорит факт того, что именно карманные деньги позволяют ребенку (подростку) готовиться к взрослой жизни через освоение роли покупателя. И даже если ребенок (подросток) уже сам ходит в магазин за продуктами для семьи, психология карманных денег – другая. Это свободные траты, в которых не нужно отчитываться и которые нужно самостоятельно продумывать (если куплю жвачку, на чупа-чупс уже не хватит). Вопрос о сумме карманных расходов, который сразу же встает здесь, очень интересен. С одной стороны, карманные деньги не должны быть большими. Растрачиваемые, как уже только что писалось, «на ерунду», хорошо, если они будут достаточно скромными. С другой стороны, не настолько маленькими, чтобы вызвать у ребенка чувства униженности («уж лучше бы вы ничего не давали, чем дать эти несчастные 30 рублей на неделю») и обиды («всем дают по 500, а вы мне только 50»). Чтобы решить вопрос о количестве карманных денег, хорошо понимать, сколько сейчас дают сверстникам ребенка и сколько я как родитель готов выделить. Эта сумма также зависит от возраста ребенка: чем старше ребенок – тем больше его карманные расходы. Справедлив вопрос и о регулярности выделения денег на карманные расходы. Поскольку ребенку и даже подростку трудно детально планировать свои траты, откладывать на потом и воздерживаться от сиюминутных желаний купить что-либо за компанию, лучше давать карманные деньги раз в неделю чем, к примеру, раз в месяц. Конечно, периодичность для каждой конкретной семьи может быть другой, при этом важно «страховать» ребенка от соблазна потратить все и сразу, и способствовать тому, чтобы карманные траты были регулярными и небольшими. Полезно обсудить с ребенком вопрос о том, когда будут предоставляться деньги (к примеру, каждое воскресенье) и следовать достигнутой договоренности. Лучше если карманные деньги предоставляются ребенку (подростку) регулярно, как естественный способ признать его самостоятельность, а не как награда за достижения. Возраст, с которого ребенок становится обладателем карманных денег, как правило, не ниже – 10 - 11 лет. В более раннем возрасте потребность ребенка чувствовать себя самостоятельным лучше удовлетворить другими средствами, например, давая ему право иметь домашнего питомца и ответственно заботиться о нем. Бывает так, что что-то побуждает родителя лишить ребенка карманных денег или уменьшить выделяемую сумму. Такие случаи не редки и заслуживают отдельного рассмотрения. В подобных ситуациях и в принципе при решении вопросов с карманными деньгами, родителю важно помнить о том, что выделение ребенку (подростку) средств на самостоятельные траты – это не одолжение со стороны взрослых и не награда за особые достижения, а естественный способ поддержать в ребенке развитие самостоятельности и уверенности в себе. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|