|
Изучение влияния способа оценки на формирование «эффекта установки»Автор статьи: 404
В основу нашего исследования легла теория Д.Н. Узнадзе. Научная школа Дмитрия Николаевича и его последователей проводила исследования феномена психологической установки. Выводы, к которым они пришли, состоят в том, что содержание установки человека обуславливает особенности восприятия ним объектов окружающего мира. Результаты экспериментов говорят о том, что установка, влияющая на восприятие реальности человеком, зависит от его прошлого опыта. Если, к примеру, испытуемому несколько раз давали в руки два шара разного объема, то после нескольких опытов у него возникала соответствующая психологическая настроенность, определяющая его реакцию на размер шаров в его руках. Если после этих установочных опытов ему давали два шара одинакового объема, то благодаря выработанной ранее установке шары казались ему разными по объему. При этом меньшим казался шар в той руке, в которой в предварительных опытах находился шар большего объема. Аналогичные опыты проводились и с другими объектами – силой давления, звуковыми сигналами, освещенностью, количеством объектов, весом предметов. И всегда наблюдался один и тот же результат: воспринимаемая человеком реальность зависела от предварительной "настройки" испытуемых. Узнадзе назвал содержание этой "настройки" психологической установкой, которая "не относится к категориям познания, чувства и воли. Не имея частного или локального характера, она должна быть трактуема как категория целостно-личностного порядка", как "модус его состояния как целого" [1]. Раскрывая учение Дмитрия Николаевича Узнадзе об установке, его последователи писали, что "установка – это нечто подобное "внутреннему двигателю" человеческой психики, черпающему свой основной запас энергии из внешнего мира". Из этого следует, что именно окружающий человека мир влияет на формирование его установки [3]. Целью настоящего исследования являлась проверка гипотезы, согласно которой на формирование "эффекта Узнадзе" влияет способ сравнения воспринимаемых объектов. Возможны два варианта сравнения: 1) прямое сопоставление двух объектов и выявление их относительной разницы; 2) сравнение двух объектов по единой эталонной количественной шкале. Наша идея заключается в том, что если испытуемый пользуется более объективным методом оценки, а именно: если испытуемому в инструкции давать установку на определение разницы между воспринимаемыми объектами не обычным способом – "какой объект больше", а в метрических единицах измерения (миллиметры, сантиметры), то в контрольном опыте, когда предъявляются два одинаковых стимула, иллюзорного восприятия объектов возникать не будет. Для проверки этой гипотезы был разработан и проведен эксперимент. Эксперимент проводился на двух выборках испытуемых. В первой выборке с целью создания установки испытуемому для сравнения на экране демонстрируется видеоряд, в котором периодичностью в 5 секунд демонстрируются две различных по размеру (правая больше левой) окружности (Рис. 1). Рис. 1
Рис. 2
В эксперименте приняли участие 26 студентов филологического и исторического факультетов (по 13 человек в каждой выборке). Опыты проводились индивидуально с каждым испытуемым. Для демонстрации опытного материала использовался ноутбук. В первой выборке перед началом опыта испытуемому давалась следующая инструкция: «Сейчас вам будет продемонстрирован видеоролик. На нем периодичностью в 5 секунд будут появляться два круга, они могут быть одинаковые или разного диаметра. Ваша задача, определить какой из двух кругов больше». Табл. 1. Результаты контрольного опыта в первой выборке
Табл. 2. Результаты контрольного опыта во второй выборке
Во второй выборке испытуемым давалась аналогичная инструкция, но испытуемых также просили оценивать различие размеров окружностей в метрической шкале: «…старайтесь, также, указывать разницу размеров окружностей в миллиметрах или сантиметрах». В результате проведенного эксперимента были получены следующие данные по контрольному опыту (в котором круги одинаковы). Восприятие левого или правого круга как большего означает возникновение иллюзии («эффекта установки»), как одинаковых – ее отсутствие. В первой группе иллюзия возникла у 8 из 13 человек, во второй – у 3 из 13. Подсчитав статистическую значимость различия групп по критерию Фишера, мы получили значение ф*=2,046, что соответствует 2% уровню статистической значимости [4]. Следовательно, можно считать, что гипотеза подтверждена. «Эффект установки» возникает значительно реже, если используется более объективный метод оценивания воспринимаемых объектов.
Литература
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|