Изучение влияния способа оценки на формирование «эффекта установки»

Автор статьи: 404

В основу нашего исследования легла теория Д.Н. Узнадзе. Научная школа Дмитрия Николаевича и его последователей проводила исследования феномена психологической установки. Выводы, к которым они пришли, состоят в том, что содержание установки человека обуславливает особенности восприятия ним объектов окружающего мира.

Результаты экспериментов говорят о том, что установка, влияющая на восприятие реальности человеком, зависит от его прошлого опыта. Если, к примеру, испытуемому несколько раз давали в руки два шара разного объема, то после нескольких опытов у него возникала соответствующая психологическая настроенность, определяющая его реакцию на размер шаров в его руках. Если после этих установочных опытов ему давали два шара одинакового объема, то благодаря выработанной ранее установке шары казались ему разными по объему. При этом меньшим казался шар в той руке, в которой в предварительных опытах находился шар большего объема. Аналогичные опыты проводились и с другими объектами – силой давления, звуковыми сигналами, освещенностью, количеством объектов, весом предметов. И всегда наблюдался один и тот же результат: воспринимаемая человеком реальность зависела от предварительной "настройки" испытуемых.

Узнадзе назвал содержание этой "настройки" психологической установкой, которая "не относится к категориям познания, чувства и воли. Не имея частного или локального характера, она должна быть трактуема как категория целостно-личностного порядка", как "модус его состояния как целого" [1].

Раскрывая учение Дмитрия Николаевича Узнадзе об установке, его последователи писали, что "установка – это нечто подобное "внутреннему двигателю" человеческой психики, черпающему свой основной запас энергии из внешнего мира". Из этого следует, что именно окружающий человека мир влияет на формирование его установки [3].

Целью настоящего исследования являлась проверка гипотезы, согласно которой на формирование "эффекта Узнадзе" влияет способ сравнения воспринимаемых объектов. Возможны два варианта сравнения: 1) прямое сопоставление двух объектов и выявление их относительной разницы; 2) сравнение двух объектов по единой эталонной количественной шкале. Наша идея заключается в том, что если испытуемый пользуется более объективным методом оценки, а именно: если испытуемому в инструкции давать установку на определение разницы между воспринимаемыми объектами не обычным способом – "какой объект больше", а в метрических единицах измерения (миллиметры, сантиметры), то в контрольном опыте, когда предъявляются два одинаковых стимула, иллюзорного восприятия объектов возникать не будет.

Для проверки этой гипотезы был разработан и проведен эксперимент.

Эксперимент проводился на двух выборках испытуемых. В первой выборке с целью создания установки испытуемому для сравнения на экране демонстрируется видеоряд, в котором периодичностью в 5 секунд демонстрируются две различных по размеру (правая больше левой) окружности (Рис. 1).

                       Рис. 1

Изучение влияния способа оценки на формирование эффекта установки
В результате у испытуемого должна сформироваться фиксированная установка. Она проявится в том, что в контрольном опыте, при демонстрации двух одинаковых по размеру окружностей (Рис. 2), испытуемый, в результате сформированной у него установки, оценивает размер этих окружностей неадекватно – возникает иллюзия, что одна из окружностей (чаще левая) больше.

Рис. 2



Во второй выборке опыты проводятся по той же схеме, но в инструкции испытуемым предлагается при определении большего круга определять разницу размеров кругов в миллиметрах или сантиметрах.

В эксперименте приняли участие 26 студентов филологического и исторического факультетов (по 13 человек в каждой выборке). Опыты проводились индивидуально с каждым испытуемым. Для демонстрации опытного материала использовался ноутбук. В первой выборке перед началом опыта испытуемому давалась следующая инструкция: «Сейчас вам будет продемонстрирован видеоролик. На нем периодичностью в 5 секунд будут появляться два круга, они могут быть одинаковые или разного диаметра. Ваша задача, определить какой из двух кругов больше».

Табл. 1.

Результаты контрольного опыта в первой выборке

испытуемый

какой круг кажется больше

1

левый

2

левый

3

одинаковые

4

левый

5

одинаковые

6

одинаковые

7

левый

8

правый

9

правый

10

левый

11

одинаковые

12

правый

13

одинаковые

Табл. 2.

Результаты контрольного опыта во второй выборке

испытуемый

какой круг кажется больше

1

левый

2

одинаковые

3

одинаковые

4

одинаковые

5

одинаковые

6

правый

7

одинаковые

8

одинаковые

9

одинаковые

10

одинаковые

11

одинаковые

12

одинаковые

13

левый

Во второй выборке испытуемым давалась аналогичная инструкция, но испытуемых также просили оценивать различие размеров окружностей в метрической шкале: «…старайтесь, также, указывать разницу размеров окружностей в миллиметрах или сантиметрах».

В результате проведенного эксперимента были получены следующие данные по контрольному опыту (в котором круги одинаковы).

Восприятие левого или правого круга как большего означает возникновение иллюзии («эффекта установки»), как одинаковых – ее отсутствие. В первой группе иллюзия возникла у 8 из 13 человек, во второй – у 3 из 13. Подсчитав статистическую значимость различия групп по критерию Фишера, мы получили значение ф*=2,046, что соответствует 2% уровню статистической значимости [4].

Следовательно, можно считать, что гипотеза подтверждена. «Эффект установки» возникает значительно реже, если используется более объективный метод оценивания воспринимаемых объектов.

 

Литература

  1. Узнадзе Д.Н. Психология установки. – СПб.: Питер, 2001. – 414 с.
  2. Узнадзе Д.Н. Общая психология / Пер. с грузинского Е.Ш. Чомахидзе; под ред. И.В. Имедадзе. – М.: Смысл; СПб.: Питер, 2004. – 413 с.
  3. Шерозия А.Е. К проблеме сознания и бессознательного психического. Опыт исследования на основе данных психологии установки. Т. I. – Тбилиси, 1969. – 210 с.
  4. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: ООО «Речь», 2003. – 350 с.
  5. БрейкинВ.В., студент 4 курса специальности «Психология», Донецкий национальный университет.



Просмотров: 363
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Интроект "Делай через "не хочу" разрушение установки , ассимиляция и защита ценностей.
  • Ошибочные установки: "Я не виноват в возникновении проблемы, не мне ее решать"
  • Установки "пожирающие" наше настроение - способы трансформации.
  • "Ну-ну, дофрилансишься!" О том, как ограничивающие установки мешают нам на пути к цели
  • "Я странная" смена установки. Случай из практики
  • Ошибочные установки: "Я не имею право ошибаться"
  • Негативные установки: как обнаружить "врага"
  • Ошибочные установки: "я невезучий"
  • " Установки, осложняющие жизнь"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Почему после первой встречи психолога и подростка родители говорят:"Спасибо!"
  • "Если папа обвинил...", или "Давать ли родителям деньги-2"
  • Как выйти из "мрачного" круга используя нейрофизиологию или "поделись улыбкою своей"
  • "Разницы нет никакой между правдой и ложью, если, конечно, и ту и другую раздеть"?
  • Компьютерная диагностика " CARDIOPULS " для исследования состояния здоровья и ауры человека
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • "Здесь и сейчас" - состояние, в котором "живут" наши сила и спокойствие.
  • Статусному мужчине нужна аналогичная леди. Какой она должна быть? "Руби сук по себе"
  • Мужская манипуляция: "Ты без меня пропадешь" или "Ты больше никому не нужна"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Установка 5. "Не делай успехов!", "Не будь успешным!"
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Один ребенок против двух "Ребенков" мамы и папы
  • "Панические атаки" или "просветление" - выбор зависит от вашего восприятия.
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • Выйти из замкнутого круга "жертва" - "агрессор" - "жертва"
  • "Хочу быть счастливым человеком" или "я по другому не умею"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь