Как читать мудрость тела
«Каждое впечатление,
каждый зародыш чувства
должен созреть до конца в себе самом,
во тьме, в невысказанности, в подсознании,
в той области, которая для нашего разума непостижима,
и нужно смиренно и терпеливо дождаться часа,
когда тебя осенит новая ясность:
только это и значит – жить,
как должен художник:
все равно в творчестве или понимании»
Райнер Мария Рильке
Есть такой психотерапевтический метод – фокусинг. Он не имеет никакого отношения к фокусам. Правда, переживания, которые происходят, благодаря ему, в чем-то волшебные. Потому что они словно исподволь приводят к реальным изменениям. Открывают новое. Знакомят человека с самим собой, ставят его на грань неведомого себя – той территории своего собственного Я, которая была до сих пор не открыта. И завершаются ощутимым внутренним сдвигом.
*ψ
Фокусирование придумал Юджин Джендлин. Он заметил, что есть клиенты, по первой встрече с которыми можно точно определить: их терапия будет успешной. Джендлин обнаружил, что такие люди владеют одним важным умением. Описал это умение. И стал обучать ему других. Включать в психотерапевтическую работу. Проводить семинары для широкой аудитории. Убедился в эффективности своего метода. Убедил других. Написал одноименную книгу. Создал школу. Сформулировал целую философию. Обрел последователей в разных странах мира.
*ψ
Суть фокусинга (или фокусирования) в том, что наше тело – не механизм. И даже не биологическая система. Это сложный организм, наша природа и наша духовность. В теле записано всё, что мы помним и о чем забыли. Наши переживания, в том числе и самые ранние. Наши травмы и наши победы. В теле записано и наше будущее – те изменения, которые готовы произойти. Тот я, которым я могу быть. Мое исцеление. Мои назревающие открытия.
И чтобы уметь читать, узнавать эту сложную информацию тела, нужно быть внимательным к тонким процессам, которые происходят в нем.
Чувствовать тело, не только когда что-то закололо, схватило, прострелило или онемело. Важно уметь прислушиваться к его глубинной внутренней жизни. К тому загадочному и тонкому процессу, который подспудно происходит в нем. К его древней песне, которая в этот момент звучит современно как никогда. Джендлин, пожалуй, был первым психотерапевтом, который проявил внимание к этой внутренней музыке тела. К его особой мудрости.
*ψ
Он предложил быть внимательным к неясному телесному чувству (felt sense). Это не то чувство, которое мы можем определить знакомыми словами: «грусть», «радость», это и не банальное ощущение «тянет в спине», это особое послание тела, оригинальный язык нашей внутренней жизни, который как раз и открыл Джендлин. Это поначалу всегда что-то неясное. «Внутренняя аура, которая заключает в себе все, что вы чувствуете или знаете о данном предмете в данное время — заключает в себе это и сообщает вам все это сразу, а не по частям», — говорил Джендлин.
Как пишет Питер Левин, автор собственной методики по исцелению травматического опыта (в том числе основанной и на фокусировании), «благодаря телесно ощущаемому чувствованию мы способны двигаться, приобретать новую информацию, устанавливать взаимосвязи друг с другом и, в конце концов, узнавать, кем мы являемся. Оно настолько неотъемлемо присуще нашему общему ощущению себя как человеческих существ, что мы принимаем его, как должное, порой даже не замечая, что оно существует до тех пор, пока не обратим на него пристального внимания».
Иными словами, это как плыть по внутренней реке своего Я и наблюдать пейзаж, чувствовать течение воды, покачивание лодки. Это внимательное обращение в себя, когда никуда не спешишь, когда дружелюбен к тому, что происходит. Когда не стараешься что-то объяснять и анализировать. Это процесс, открывающий двери в бессознательное. В котором тайное становится явным. И происходит нечто естественное и удивительное одновременно — как естественно и удивительно по утрам встает солнце. Это не «шторм катарсиса». Это ощущение свежего ветра как движения воздуха вокруг тебя.
*ψ
Если следовать такому внутреннему процессу, встречать его доброжелательно и внимательно, описывать его, не анализируя и не объясняя, не пытаясь ничего вспомнить, а исходя из позиции новизны (я пока не знаю, что это, и я открыт этому), то этот процесс приходит к своему естественному разрешению и вызывает внутренние изменения. Вначале, возможно, неясные. Но дающие впоследствии ощутимый результат. Становящиеся памятью тела в том числе. Новой жемчужиной в его кладовых.
*ψ
Такой подход к внутреннему процессу, к исцелению, стал принципиально новым словом в психологии. Джендлин говорил своим коллегам: смотрите, ваша терапия бывает не успешной, хотя всё делается вроде бы правильно. Клиент погружается в сильные переживания, психолог сопровождает его в них, клиента озаряют инсайты и он, кажется, многое про себя начинает понимать. Терапевт находит правильные, вызывающие отклик слова. Но чего-то большего не происходит. Переживания повторяются и ничего не меняют. Клиент продолжает быть всё так же честен в них. А терапевт – внимателен. Снова выпихивают инсайты. Но…
Коллеги в ответ удивлялись: и что же такое большее должно происходить? «Телесный сдвиг» — сформулировал это Джендлин. (Или felt shift, в оригинале.) «Эффективная работа над проблемой – не истязание, — говорил Джендлин. – Процесс изменений является естественным для организма». Новый внутренний, телесный опыт ощущается как облегчение и возвращение к жизни. «Главная особенность фокусинга состоит в том, что изменения приносят хорошее самочувствие».
Эти ощущения не обязательно будут очевидными. Вот, например, как об этом говорит Джефф Фостер: «Часто изменение приходит, не заявляя о себе громко. Оно возникает в тишине, едва заметным способом. Без ярких всполохов молнии и грандиозных вхождений в момент. Просто неуловимая релаксация в теле. Крошечный сдвиг в сторону настоящего, где вы находитесь. Новый путь, возникающий в темноте. Смутная, невыразимая надежда, расцветающая с первым лучом рассвета, о которой вы и не мечтали. Ничего не изменилось и все изменилось. Все отдыхает в движении. И тайна вашего изменения останется навсегда тайной».
Ну, а если фокусирование становится постоянной практикой, жизнь приобретает иное качество. «Когда ваше внимание направлено на собственный жизненный процесс, вы получаете гораздо больше возможностей и свободу выбора, чем если бы просто управляли телом, как обычно управляете машиной», — считает Джендлин.
Впрочем, чтобы понять, как это, о фокусировании лучше не читать. Его стоит практиковать. И ему можно обучиться именно на практике. Как невозможно изучить по книгам, например, йогу.
Другие материалы автора на ее сайте http://fancypsy.ru #пряностидуши