Использование музыки в психологическом консультировании

Конференция ИППБ, Воронеж, 2013 

 

Психологическое консультирование – это относительно новая область профессиональной деятельности психолога, которая сравнительно недавно в нашей стране выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с такими традиционными формами работы, как научные исследования, преподавание психологии, психологическая коррекция и психодиагностика.

Психологическое консультирование требует специальной, довольно основательной профессиональной подготовки, которую нельзя заменить знаниями и умениями в указанных выше областях, хотя для психолога-консультанта и они необходимы. [5] Кроме того, для успешной работы психолога-консультанта важное значение имеет правильный подбор методов и методик работы с клиентом.

В нашей статье речь пойдет об использовании музыки в психологическом консультировании. В настоящее время музыка используется в широком диапазоне, выполняя регулирующую, реактивную, коммуникативную, познавательную, воспитательную, рекреативную и другие функции. В психологическом консультировании музыку рекомендуется использовать в следующих целях:

1) образование и коррекция межличностных отношений;

2) активизация самоосознания личности средствами самовыражения.

Музыка эффективно используется при работе психолога как с индивидом, так и с группой. Варианты различны: простое прослушивание музыки, заранее отобранной и подходящей для конкретных случаев; прослушивание музыки с последующим обсуждением в группе (дополнительный социально-психологический эффект). Возможны и активные формы, такие, как исполнение музыки испытуемыми на инструментах, пение, сочинение музыки, исполнение танцев под музыку. Известен метод музыкальной графики — рисование под музыку, активизирующее самостоятельность, улучшающее внимание, память, оказывающее успокаивающее и расковывающее воздействие и многое другое. [3, 4,6]

Однако следует помнить о том, что выбранный метод работы психолога с клиентом должен отвечать принципу «не навреди», поэтому цель нашей работы состояла в выявлении особенностей воздействия классической, рок-музыки, электронной и поп-музыки на состояние здоровья человека.

В исследовании принимали участие студенты-добровольцы Воронежской государственной медицинской академии (41 человек, 18-19 лет). 

До и после прослушивания музыки у студентов определяли пульс (ЧП), артериальное давление (АДС – систолическое, АДД - диастолическое), ситуативную тревожность по Спилбергеру (СТ), вегетативный инднкс Кердо (ВИК) [1], адаптационный потенциал системы кровообращения (АПСК) [2]. Обработка полученных результатов производилась с помощью статистической программы  KypLot, а также Excel.

Анализ полученных данных выявил положительное влияние музыки Моцарта на гемодинамические показатели студентов и их ситуативную тревожность (табл. 1).

 

Таблица 1. Влияние музыки Моцарта на гемодинамические показатели студентов и их ситуативную тревожность

 


СТ
до

СТ
после

ЧП

до

ЧП
после

АДС
до

АДС
после

АДД
до

АДД
после

АПСК
до

АПСК
после

ВИК
до

ВИК
после

43,42

37,75

79,08

77,75

112,0

100

70,83

64,25

1,999

1,762

9,703

16,93*

2,498

1,863

2,137

2,082

2,980

3,314

1,829

2,646

0,059

0,078

3,379

3,48


 

В таблице приведены средние значения обследованных признаков и их ошибки. Отметим, что ситуативная тревожность (СТ) снизилась, пульс и артериальное давление также понизились в пределах возрастной нормы. Адаптационный потенциал системы кровообращения стал ниже, а вегетативный индекс Кердо увеличился. Рассматривая динамику вегетативного индекса по каждому испытуемому отдельно, следует добавить, что ВИК после прослушивания музыки Моцарта изменялся в сторону нормотонии.

Выделив условно здоровых испытуемых (по параметрам гемодинамики) в отдельную группу и разделив их на симпатикотоников (СТ) и ваготоников (ВТ), мы рассмотрели влияние музыки Моцарта и иных музыкальных направлений на показатели их сердечно-сосудистой системы (табл. 2).

 

Таблица 2. Влияние различных музыкальных направлений на гемодинамические показатели студентов

 


 

 

СТ

ВТ

ВИК

Исходные значения до прослушивания

3,0±1,54

-2,75±0,92

Моцарт

1,8±0,52*

-1,2±0,12*

поп музыка

2,85±1,49

-3,1±0,92*

рок музыка

4,7±0,54*

-4,48±3,37

электронная музыка

3,92±2,12

-3,34±0,53*

 

 

 

АП

Исходные значения до прослушивания

1,3±0,32

1,6±0,15

Моцарт

1,1±0,63

1,2±0,54

поп музыка

1,43±0,17

1,85±0,26

рок музыка

2,25±0,25

2,43±0,15

электронная музыка

1,82±0,34

1,9±0,34


 

Примечание: ВИК – вегетативный индекс Кердо; АП – адаптационный потенциал; * - достоверные изменения показателей относительно исходных значений (р < 0,05)

 

Отметим, что после прослушивания поп, рок и электронной музыки происходило увеличение напряжения механизмов адаптации сердечно-сосудистой системы. Прослушивание музыки Моцарта и поп-музыки приводило к снижению (стремление к нормотонии) ВИК у симпатикотоников. Прослушивание рок- и электронной музыки повышало ВИК у симпатикотоников и снижало у ваготоников, что вело к рассогласованию в системе. У ваготоников лишь прослушивание музыки Моцарта повышало ВИК (стремление к нормотонии).

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что только после прослушивания классической музыки (в нашем исследовании Моцарта) нормализуется вегетативный тонус пациента, обеспечивается согласованная деятельность отдельных висцеральных систем, уменьшается напряжение адаптационных механизмов функционирования физиологических систем организма. Следовательно, использование музыки Моцарта в психологическом консультировании можно считать не только безопасным для пациента, но и психологически оправданным.

Литература:

  1. Kerdo I. Ein der Blutzirkulation kalkulierter index zur Beurteilung der vegetativen Tonuslage // Acta neurovegetativa. – 1966. – Bd.29. - №2. – S. 250-268.
  2. АпанасенкоГ.Л. Медицинская валеология / Г.Л. Апанасенко, Л.А.  Попова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 248 с.
  3. Басов В. Психотренинги с музыкой. Практический курс современной психотерапии. 2000. 320с.
  4. Кэмпбелл Д.Дж. Эффект Моцарта. – Мн., 1999. – 320 с.
  5. Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 394 с.
  6. Шушарджан С.В.. Руководство по музыкальной терапии. – М., изд-во “Медицина”, 2005. – 450 с.


Просмотров: 457
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ваше блестящее будущее зависит от музыки Моцарта?
  • О влиянии звуков/музыки на психологическое состояние человека
  • Гл.3/ 3.5 /ч 3. Восприятие ритма, звука и музыки. Антиципаторный эффект.
  • Гл.3/ 3.5 /ч 2. Восприятие ритма, звука и музыки. Антиципаторный эффект.
  • Гл.3/ 3.5 /ч 1. Восприятие ритма, звука и музыки. Антиципаторный эффект.
  • Культ музыки и развитие личности
  • Почему от музыки бывают «мурашки по коже»
  • Психология музыки. Такое тоже есть?
  • Влияние различных музыкальных направлений на здоровых студентов и студентов с СВД
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Метод терапии художественным образом в психологическом консультировании
  • Таро как инструмент для работы с образами в психологическом консультировании
  • Роль и место оперативной дистанционной работы в психологическом консультировании
  • Использование техники "коллаж" в психологическом сопровождении адаптации студентов в вузе
  • Особенности проявления механизмов сопротивления в психологическом консультировании
  • Фототерапия как метод психокоррекционной работы в работе практического психолога и специалиста социальной работы
  • Использование техник фототерапии в психологическом консультировании и психологической коррекции
  • Использование Skype и телефона в психологическом консультировании или что такое онлайн-сессии
  • Использование активных форм обучения для совершенствования системы подготовки военного психолога.
  • Правила работы психолога с клиентом при использовании мандалы
  • Сомневаетесь в эффективности психотерапии? Результаты работы психолога Фила Тоула с группой «Metallica»
  • О скуке и интересе. Раздумья психотерапевта после прослушивания лекции Дмитрия Быкова
  • Домашние задания в психологическом консультировании: значение и типы заданий
  • Методы в психотерапии/психологическом консультировании
  • Как выбрать психолога для работы с паническими атаками и вегето-сосудистой дистонией?
  • Время человеческой жизни в психологическом консультировании
  • Особенности работы с родителями в консультировании с использованием методов поведенческой терапии.
  • Рисунок и фотография в психологическом консультировании и психотерапии
  • Эмоциональное отреагирование в психологическом консультировании (психотерапии)
  • Этические ориентиры в психотерапии и психологическом консультировании



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь