|
Использование музыки в психологическом консультированииАвтор статьи: Семилетова Вера Алексеевна
Конференция ИППБ, Воронеж, 2013
Психологическое консультирование – это относительно новая область профессиональной деятельности психолога, которая сравнительно недавно в нашей стране выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с такими традиционными формами работы, как научные исследования, преподавание психологии, психологическая коррекция и психодиагностика. Психологическое консультирование требует специальной, довольно основательной профессиональной подготовки, которую нельзя заменить знаниями и умениями в указанных выше областях, хотя для психолога-консультанта и они необходимы. [5] Кроме того, для успешной работы психолога-консультанта важное значение имеет правильный подбор методов и методик работы с клиентом. В нашей статье речь пойдет об использовании музыки в психологическом консультировании. В настоящее время музыка используется в широком диапазоне, выполняя регулирующую, реактивную, коммуникативную, познавательную, воспитательную, рекреативную и другие функции. В психологическом консультировании музыку рекомендуется использовать в следующих целях: 1) образование и коррекция межличностных отношений; 2) активизация самоосознания личности средствами самовыражения. Музыка эффективно используется при работе психолога как с индивидом, так и с группой. Варианты различны: простое прослушивание музыки, заранее отобранной и подходящей для конкретных случаев; прослушивание музыки с последующим обсуждением в группе (дополнительный социально-психологический эффект). Возможны и активные формы, такие, как исполнение музыки испытуемыми на инструментах, пение, сочинение музыки, исполнение танцев под музыку. Известен метод музыкальной графики — рисование под музыку, активизирующее самостоятельность, улучшающее внимание, память, оказывающее успокаивающее и расковывающее воздействие и многое другое. [3, 4,6] Однако следует помнить о том, что выбранный метод работы психолога с клиентом должен отвечать принципу «не навреди», поэтому цель нашей работы состояла в выявлении особенностей воздействия классической, рок-музыки, электронной и поп-музыки на состояние здоровья человека. В исследовании принимали участие студенты-добровольцы Воронежской государственной медицинской академии (41 человек, 18-19 лет). До и после прослушивания музыки у студентов определяли пульс (ЧП), артериальное давление (АДС – систолическое, АДД - диастолическое), ситуативную тревожность по Спилбергеру (СТ), вегетативный инднкс Кердо (ВИК) [1], адаптационный потенциал системы кровообращения (АПСК) [2]. Обработка полученных результатов производилась с помощью статистической программы KypLot, а также Excel. Анализ полученных данных выявил положительное влияние музыки Моцарта на гемодинамические показатели студентов и их ситуативную тревожность (табл. 1). Таблица 1. Влияние музыки Моцарта на гемодинамические показатели студентов и их ситуативную тревожность
СТ ЧП до ЧП АДС АДС АДД АДД АПСК АПСК ВИК ВИК 43,42 37,75 79,08 77,75 112,0 100 70,83 64,25 1,999 1,762 9,703 16,93* 2,498 1,863 2,137 2,082 2,980 3,314 1,829 2,646 0,059 0,078 3,379 3,48
В таблице приведены средние значения обследованных признаков и их ошибки. Отметим, что ситуативная тревожность (СТ) снизилась, пульс и артериальное давление также понизились в пределах возрастной нормы. Адаптационный потенциал системы кровообращения стал ниже, а вегетативный индекс Кердо увеличился. Рассматривая динамику вегетативного индекса по каждому испытуемому отдельно, следует добавить, что ВИК после прослушивания музыки Моцарта изменялся в сторону нормотонии. Выделив условно здоровых испытуемых (по параметрам гемодинамики) в отдельную группу и разделив их на симпатикотоников (СТ) и ваготоников (ВТ), мы рассмотрели влияние музыки Моцарта и иных музыкальных направлений на показатели их сердечно-сосудистой системы (табл. 2). Таблица 2. Влияние различных музыкальных направлений на гемодинамические показатели студентов
СТ ВТ ВИК Исходные значения до прослушивания 3,0±1,54 -2,75±0,92 Моцарт1,8±0,52* -1,2±0,12* поп музыка2,85±1,49 -3,1±0,92* рок музыка4,7±0,54* -4,48±3,37 электронная музыка3,92±2,12 -3,34±0,53*
АП Исходные значения до прослушивания 1,3±0,32 1,6±0,15 Моцарт1,1±0,63 1,2±0,54 поп музыка1,43±0,17 1,85±0,26 рок музыка2,25±0,25 2,43±0,15 электронная музыка1,82±0,34 1,9±0,34 Примечание: ВИК – вегетативный индекс Кердо; АП – адаптационный потенциал; * - достоверные изменения показателей относительно исходных значений (р < 0,05)
Отметим, что после прослушивания поп, рок и электронной музыки происходило увеличение напряжения механизмов адаптации сердечно-сосудистой системы. Прослушивание музыки Моцарта и поп-музыки приводило к снижению (стремление к нормотонии) ВИК у симпатикотоников. Прослушивание рок- и электронной музыки повышало ВИК у симпатикотоников и снижало у ваготоников, что вело к рассогласованию в системе. У ваготоников лишь прослушивание музыки Моцарта повышало ВИК (стремление к нормотонии). Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что только после прослушивания классической музыки (в нашем исследовании Моцарта) нормализуется вегетативный тонус пациента, обеспечивается согласованная деятельность отдельных висцеральных систем, уменьшается напряжение адаптационных механизмов функционирования физиологических систем организма. Следовательно, использование музыки Моцарта в психологическом консультировании можно считать не только безопасным для пациента, но и психологически оправданным. Литература:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|