Рисунок и фотография в психологическом консультировании и психотерапии

Как арт-терапевт, специалист по психодиагностике и фототерапии, прошедший несколько курсов и многочасовых программ признанных отечественных и зарубежных специалистов в арт-терапии, фототерапии и психодиагностике,  я хотела бы провести просветительскую работу и рассказать как рисунок и фото помогают специалисту и клиенту в психологическом консультировании и психотерапии.

Не секрет, что работа специалиста в психологическом консультировании и психотерапии направлена, кроме всего прочего, на прояснение актуального запроса, установление и поддержание терапевтического альянса между клиентом и специалистом.

В попытке прояснить запрос, установить и поддержать терапевтический контакт психолог или психотерапевт нередко сталкивается с проблемой вербального контакта во время работы с, так называемыми, "трудными" клиентами.

И тогда на помощь приходит невербальная форма контакта с клиентом. Всевозможные техники воображения, визуализации, проекции помогают провести диагностику, установить контакт и продолжить терапию с клиентами, у которых есть трудности в вербальном самовыражении, а также дать доступ к многим аспектам личности.

Рисунок

Рисунок и фотография в психологическом консультировании и психотерапии

Как известно, ещё с древних времён и задолго до развития фонетического языка люди общались с помощью зрительных символов. Человек с древних времён пытался выразить свои мысли и эмоции в своих рисунках. И вполне возможно, что сначала визуальные формы искусства носили практические цели, а потом уже эстетические. 

Рисунок - это самовыражение личного характера, которое содержит как сознательные, так и бессознательные аспекты и планы.

Самовыражение при помощи рисунка более символично и менее специфично, чем слова. 
Самовыражение через рисунок уменьшают беспокойство и тревогу клиента, поэтому вероятность проявления защитных позиций или механизмов тоже уменьшается.

Рисунок полезен специалисту в процессе познания клиента и клиенту для познания самого себя и своих неосознанных внутренних конфликтов. 
Рисунок, как личная и неповторимая экспрессия даёт  ценную информацию для диагностики, прояснения запроса, для более точечной, наглядной и безопасной психокоррекции и психотерапии клиента.

Для многих людей рисунок является редким способом выражения и облегчает проникновение в скрытые внутренние конфликты, позволяет клиентам лучше понять самих себя и оценить свою роль в семье, социуме. 
Рисунок - это продукт деятельности клиента, долговременная и полезная запись, к которой можно возвращаться в процессе терапии для исследования или познавательных целей, отмечать динамику изменений при повторяющихся темах.
Рисунок является более безопасной формой экспрессии и несёт относительно небольшую опасность вызова агрессии со стороны клиента.

Хочу заметить, что рисование пальцами иногда может привести к регрессии и это может затруднить процесс диагностики и терапии.

Фотография 

Моё знакомство с фототерапией состоялось вскоре после прохождения курса арт-терапии у Александра Ивановича Копытина. А сподвигла меня к знакомству с фототерапией мой преподаватель по психодиагностике Елена Викторовна Ничикова. 

Вот в этой компании я участвовала в международной конференции и недельной программе-интенсиве  по фототерапии в Финляндии, где мы впервые познакомились с Улла Халккола - президентом финской ассоциации по фототерапии и её Спектрокартами. 

Мне нравилось рассматривать фото и я сама любила фотографировать, но это было просто на уровне интереса, который направил мой вектор в сторону фототерапии и заставил глубже погрузиться в неё и подробнее узнать про этот инструмент работы с клиентами.

Фототерапия - это была "любовь с первого взгляда" и это было не совсем то, что я себе напридумывала, услышав слово "фототерапия". После посещения 2-й международной конференции в Турку моё отношение к фотографии кардинально изменилось. Наряду с эстетической стороной фотографии рядом появилась её терапевтическая часть.

После обучающего курса - интенсива и групповой работы российских арт-терапевтов с Уллой Халкколла я поняла, что с помощью фотографии можно развернуть процесс психотерапии, который позволял раскрыть не осознаваемые  до этого момента ассоциации и чувства, связанные с той или иной конкретной фотографией.
 
Чтобы узнать и понять мысли, чувства и ощущения клиента, необязательно "влезать в его шкуру"- достаточно поработать с  фотографиями клиента. Например, поговорить с ним о выбранных им фотографиях, посмотреть семейный альбом, как он реагирует на предложенные психологом фотографии, какие фотографии делает сам, какие объекты выбирает для своих фотографий... 

Фотография - один из языков, на котором можно выразить то, что нельзя выразить словами.
Фотографии - это отпечатки нашего сознания, зеркало нашей жизни, отражения наших сердец, застывшие воспоминания, которые при желании можно подержать в руках.
                                            Джуди Вайзер - канадский психолог, арт-терапевт,  один из пионеров Фототерапии.

Как известно,  80% сенсорных стимулов мы получаем в мозг через зрение, поэтому визуальная информация для человека очень важна. Наша реальность основана на нашем восприятии и мы можем пройти мимо какого-то объекта, события или чего-то не замечать, а на чём - то акцентировать своё внимание - это значит, что объект имеет для нас какое-то значение или актуальность, поэтому его хочется запечатлеть в своей памяти посредством фотографии.

Свойства и функции фотографии в психологическом консультировании и психотерапии:

1. Язык фотографии, как и рисунка, личный, символичный и метафоричный.
2. Фотографии могут фиксировать и выражать чувства и эмоции.
3. Фотография, как и рисунок - это невербальная форма самовыражения.
4. Фотография - это инструмент терапии.
5. Фотография, как и рисунок, совместима с любым направлением психотерапии.
6. Фотографию, как и рисунок, можно использовать как в индивидуальном, так и групповых форматах, в очном и онлайн режимах. 
7. В работе с фотографией, как и с рисунком, есть два этапа работы:этап активной работы с фото во время сессии и постсессионный этап, когда клиент постепенно начинает понимать, рефлексировать и интегрировать то, что с ним было на сессии.

Арт-терапия и фототерапия: сходство и различия

В одно время я считала фототерапию частью арт-терапии, поскольку у них много общего, но я ошибалась - несмотря на общий проекционный характер работы рисунка и фотографии, всё-таки у них есть различия:

1. В арт-терапии клиенты создают свои образы в рисунках спонтанно из бессознательного без внешних стимулов и объектов изображения перед ними. В фотографии присутствует объект съёмки и подготовка к съёмке имеет место быть: выбор объекта, настройка фотоаппарата или смартфона, композиция, фон. То есть арт-терапия ориентирована на внутренние объекты, а фототерапия на внешние.

2. В арт-терапии создание клиентом своего продукта изобразительной деятельности - главная часть терапии. В фототерапии создание фотографии не столь важно. Это только часть работы. Гораздо важнее обсуждение самой фотографии, её сюжета и деталей.

3. К сожалению, не все клиенты могут и хотят рисовать, а вот нажать на кнопку фотоаппарата или смартфона каждый может. То есть создание фотографии как процесс более знакомый, приятный и не составляет никаких затруднений для клиентов, нежели создание рисунка.

4.  В арт-терапии специалист и клиент работают с продуктом творчества клиента, а в фото-терапии можно использовать фотографии не только клиента, но и других авторов.

5. В арт-терапии нарисованные портреты воплощают сугубо личные субъективные представления. На фотографиях мы можем себя увидеть глазами других людей и в разных ракурсах и сделаны фотографии с помощью технического устройства.

6. В арт-терапии через рисунки мы можем наблюдать стадии развития в творческой креативности клиента: прогресс, остановка, улучшение. И как заметила Джуди Вайзер, "навыки фотографирования не сильно меняются с возрастом".

Иногда в психотерапии работа с разумом не приносит пользы и желаемых изменений клиента: " Умом всё понимаю, но сделать с собой ничего не могу..." И тогда приходится опускаться на другой,  более глубокий уровень психики - бессознательный. 
Арт-терапия и фототерапия - невербальные формы психотерапии и они хорошо работают с мудрой бессознательной частью психики.



Просмотров: 323
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Фотографии раскрывают секреты: что можно сказать о фотографии
  • Фотографии для глубинной терапии
  • Как работает арт-терапевт, и что представляет собой сеанс арт-терапии?
  • Что привлекает меня в профессии арт-терапевта? Или мой путь к арт-терапии…
  • Техника работы со страхом при помощи арт-терапии "Трансформация".
  • Как решить вопрос или решиться на что-то с помощью арт-терапии
  • Арт-терапия для ребенка в домашних условиях. Рисунок семьи.
  • Методы ИРП и АРТ-терапии при сопровождения клиента в постстрессовый период.
  • Арт-рисунок или работа с проблемой: «Куда уходят деньги?»
  • Я выбираю методы арт-терапии для работы с детьми
  • Что можно сказать по фотографии
  • Фототерапия. Использование фотографии в психологической практике
  • Арт-терапия – неисчерпаемое поле для творчества клиента и терапевта
  • Сила арт-терапии. Как помочь себе с помощью творчества
  • Посмотри в глаза своей болезни. Арт-терапия, как "скорая помощь" для каждого.
  • Психотерапевтический рисунок. Как может помочь в процессе психотерапии.
  • Как избавиться от хлама в доме с помощью фотографии.
  • Какие фотографии надо делать для сайта знакомств?
  • Логинова О.И. Материалы для Арт-терапии (Изотерапия - работа с рисунком)
  • "Из замочной скважины Души" или критерии успешной терапии глазами клиента
  • АРТ. Групповая работа. Рисунок по кругу
  • Возможности арт-терапии для развития самосознания личности
  • Как рисунок помогает в терапии
  • Как "читать" детский и подростковый рисунок. Руководство для родителей
  • Диагностические техники в арт-терапии: "Дверь".
  • Ресурсные техники арт-терапии: "Имя".
  • Диагностические техники в арт-терапии: "Афиша".
  • Диагностические техники в арт-терапии: "Семена".
  • Арт-коучинг сочетание арт-терапии и достижение цели.
  • Арт-терапия. Диагностика привязанности ребенка с использованием методики «Рисунок птичьего гнезда»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь