|
Особенности проявления механизмов сопротивления в психологическом консультированииАвтор статьи: Сергей Лунюшин
Каждый психолог в своей работе сталкивается с механизмами сопротивления у клиентов. Связано это с тем, что меняя поведение, отношение или личностные качества, у человека разрушаются стереотипы поведения и мышления. Поэтому человек неосознанно включает механизмы сопротивления. Сопротивление появляется, когда «бессознательное» клиента чувствует опасность. Источник этой опасности «бессознательное» может найти в психологе, в предложенном клиенту задании или упражнении, в теме беседы и т.д. К особенностям механизмов сопротивления относятся: бессознательный процесс, проявление амбивалентности (с одной стороны клиент стремится изменить себя, а с другой стороны сопротивляется этому), проявление защитных функций психики. Существует несколько признаков проявления механизмов сопротивления: - необоснованная критика в сторону психолога; - появление интереса к процессу консультирования; - человек начинает опаздывать или вовсе не приходить на консультацию; - появление рационализма; - появление склонности спорить с психологом; - появление желания к длительным беседам на философские темы; - постоянное молчание или напротив излишняя говорливость. Источниками возникновения сопротивления могут быть внешние и внутренние факторы:
- боязнь клиента показать свои негативные качества (с его точки зрения); - наличие у человека повышенной тревожности, которая может быть механизмом, защищающим от неприятного анализа своего поведения или качеств личности; - наличие у клиента механизма рационализации; - присутствие у человека страха о том, что проговаривание его негативных мыслей и чувств, могут привести к более худшим последствиям. 2. К внешним факторам относятся: - отсутствие у клиента внутренних резервов для изменения проблемы; - плохое самочувствие клиента; - наличие психоза у клиента (у шизофреников могут появляться галлюцинации или они могут просто молчать, а невротики могут спорить, стать излишне раздражительными). Механизм сопротивления с одной стороны мешает достижению поставленной задачи при психологическом-консультировании, с другой стороны показывает, что в процессе диалога затронуты «бессознательные» факторы, которые вероятнее всего являются основным источником появления проблемы у клиента. Одной из основных задач является выявление механизмов сопротивления у клиента, совместная работа психолога и клиента, направленная на осознание этих механизмов, а также причин их появления. Автор статьи Лунюшин С.А. (2015 год) Источник Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|