|
Место сопротивления в психотерапииАвтор статьи: Назаров Вепа Непесович
Сопротивление
Одной из главных проблем психологической помощи (психологического консультирования, психодиагностики, психотерапии, психокоррекции и пр.) выступает «сопротивление» пациентов. Сопротивление бывает разным – внешним или внутренним, открытым или скрытым, сознательным или бессознательным и т.д. и т.п. Сопротивление выступает в основном в не критичном внутреннем отрицательном отношении пациента как к своей проблеме (поведению, болезням и пр.), так и к специалисту и используемым им методам. Сопротивление часто выступает в отсутствии всякого стремления человека к переменам или в крепком и глубоком стремлении держать свои позиции в отношении к собственным проблемам (расстройствам, болезням, нарушениям), стереотипам, установкам и т.п. Отрицательное отношение пациента в виде сопротивления можно наблюдать в его настороженности, мнительности, подозрительности, выражающиеся в сомнениях в профпригодности, компетентности, честности специалиста, конфиденциальности проводимой им работы и т.д. и т.п. Большинство обращающихся к психологу обычно в течение нескольких сессий (сеансов, посещений) проходят проверку друг друга. На первых сеансах многие пациенты испытывают чувство скованности, стыда перед незнакомым человеком, т.е. психологом, и порой на создание доверительных отношений может понадобиться несколько подобных встреч. Доверие это самое главное и дорогое, что может получить специалист от своего посетителя (пациента, клиента). Доверие выражает внутреннюю готовность человека к переменам; только с доверительным отношением можно получить эффективный результат от совместного сотрудничества. Не доверительное отношение посетителя к специалисту часто рождает обратную реакцию, в таком случае психолог тоже может засомневаться в честности и порядочности своего посетителя. Если посетитель имеет хоть какое-то сопротивление, то он обычно закрывается от всякой психотерапевтической помощи, и все, что будет делать психотерапевт, пациентом воспримется на штыки. Большинство психологов и психотерапевтов при обнаружении явного сопротивления, например, когда пациент скрывает свои личные данные (ФИО, адрес, место работы и занимаемой должности и пр.), просто отказываются от подобных подозрительных пациентов, ибо их поведение демонстрирует неадекватную реакцию на профессию и личность специалиста. Такое несоответственное поведение и отношение посетителя к специалисту часто образуется вследствие вынужденного обращения человека к психологу или психотерапевту. Подобное обычно образуется, когда родственники насильно пытаются повлиять на проблемного члена семьи, а тот в это время не считает себя таковым и показывает свое отрицательное отношение ко всем, кто пытается на него повлиять, и психолог-психотерапевт не становится исключением. Разные проявления сопротивления (в форме сомнения, опасения, страха, разочарования и пр.) могут образоваться и в процессе первичного приема, во время которого специалист перебарщивает и нагружает пациента информацией (теорией методов, их философией и т.п.). Например, иногда ввиду настороженности или страха, образующихся во время рассказов психолога о карме, реинкарнации – переселении душ, энергетических, магических воздействий и прочего, пациент может просто сбежать, отказаться коренным образом от психологической помощи, психотерапии. Иначе говоря, «сопротивление» в сторону психотерапии может быть заложено в человеке в процессе социализации (в том числе воспитания), в результате ятрогении[1], а также со стороны психолога в фанатичном его стремлении помочь пациенту на первой же встрече. При обнаружении всякого рода проявления сопротивления психологу не стоит пытаться заверять, убеждать или внушать своему посетителю о своей порядочности, профессиональной пригодности, конфиденциальности, ибо такое поведение специалиста вызывает у пациента еще большее сопротивление. Лучше всего в подобных ситуациях это предложить посетителю навести справки о специалисте и приходить только тогда, когда у него рассеются всякие сомнения в адрес специалиста и завершить на этом весь процесс знакомства и дальнейшего сотрудничества. Такое в некотором смысле холодное отношение к человеку обычно также вызывает «ожидаемую обратную реакцию», и тот начинает понимать, что ему не стоит терять времени, ибо специалист не держится за человека (пациента, клиента), и пациент начинает стремиться к сотрудничеству со специалистом, чтобы по скорее решить свою проблему. Есть еще одна большая беда человеческого поведения и взаимоотношения с социумом – это высокомерие, оно выступает не меньшей проблемой, чем сопротивление. Если человек гордый, со слишком завышенной самооценкой, то все методы становятся бесполезными.
Родители часто отказываются признавать подобные факты в своих детях, и такая реакция в некотором смысле даже ожидаемая, т.к. ни один родитель не желает видеть в собственном ребенке инвалидность, недоразвитие, идиотизм и т.п. Однако непризнание проблемы не решает её. Признание проблемы (привычки, зависимости, болезни, расстройства и т.п.) это уже начало пути к победе, т.к. признавшись в своем недостатке, человек оказывается перед выбором – как с ней быть дальше – тонуть глубже в проблему или решать ее. Осознание проблемы рано или поздно приведет к ее решению. Явными примерами являются люди наркозависимые, игроманы, алкоголики и т.п. и их родители, среди которых есть признающиеся и не признающиеся в своих проблемах. Признающиеся проходят критический этап сожаления, разочарования и переходят к действиям для своевременного разрешения проблемы, а те, кто не признаются, пытаются скрыть проблему, обвиняют всех и вся, но только не самих себя, и тем самым отодвигают решение проблемы. «Психологическое сопротивление» это противоположная крайность глубокого стремления с огромным желанием чего-то добиться. То есть при сопротивлении человек, также как и при фанатичном стремлении чего-то добиться, однозначно противится добиваться определенно чего-то. Например, отец приводит сына на прием к психотерапевту (наркологу) и заявляет, что его сын алкоголик, но тот в этом не признаётся. Мало того, он отрицает слова отца и утверждает, что пьёт как все, а родителям такое поведение сына не нравится, и они боятся, что он сопьётся и станет алкоголиком. Кому верить – отцу или сыну? Лучший ответ – никому. Принцип эмоционально стрессовой психотерапии по методу А.Р. Довженко (кодирование) заключается в том, что помочь можно лишь тому, кто желает и стремится в чем-то измениться. Среди методов лечения алкоголизма и прочих форм зависимостей кодирование стоит на первом месте, однако и здесь результативность лечения зависит от внутреннего настроя пациента; весь лечебный процесс не принесет плодов, если пациент не признает свою проблему. И вот отец из данного примера начинает просить и умолять психотерапевта взять его сына на лечение, сын же под уговорами отца решает пройти лечение, однако это решение не отменяет его позиции к своей проблеме (алкоголизму). На сеансах психотерапии этот молодой человек не просто не получает положительного результата, т.к. он противопоставляет себя, свой выбор и поведение всем словам специалиста, который учит его жизни, мало того он на сеансах только и делает, что раздражается. Такого пациента раздражает абсолютно всё, место, время, образ специалиста, темы разговоров и т.д. и т.п. Сопротивление выступает внутренним негативным отношением человека к предмету, явлению и пр. Сопротивление очень легко создается у детей. Молодые родители часто задают вопросы касательно маленьких детей, их поведения. Например, ребенок почти каждый день плачет, когда его ведут в садик. Такое поведение ребенка часто выступает результатом неправильного построения отношений самих родителей и детей к садику. Ребенок плачет и противится идти в садик, потому что у данного ребенка создалось негативное отношение к садику. Обычно такое отношение создают родители в процессе воспитания, а в основном, когда наказывают своих детей. Часто в моменты ссоры с детьми родители говорят: «Будешь плохо себя вести, отправишься в садик!», «Будешь себя хорошо вести, завтра заберу тебя из садика пораньше!», «Не будешь послушным, то завтра заберу из садика поздно или вообще не заберу, и ты останешься там, на ночь!», или еще хуже «Вот отдам тебя в садик и оставлю там, насовсем!». Подобные выражения создают у детей образы, что садик это место наказания; а кто хочет быть наказанным и находиться в местах наказания? Для таких детей садик кажется тюрьмой. Если родители «правильными выражениями» внушают (прямым или косвенным образом) своим детям, что садик это радость, место развлечений, где все дети развиваются и вместе радостно играются, то ребенок с огромным удовольствием будет идти в садик, возможно, что такой ребенок даже будет противиться оставлять садик и возвращаться домой. Такими «правильными» выражениями выступают: «Если не будешь слушаться, то завтра в садик не пойдешь!», «Будешь дома паинькой, в садике будешь подольше», «Вот ты хулиганишь и за это ты завтра в садик не пойдешь и не поиграешь с другими детьми, друзьями» и т.д. В книге «Семья. Неврозы. Психотерапия» мною был проведен достаточно глубокий анализ построения различных взаимоотношений (в том числе внутриличностных, межличностных, семейных и пр.), и здесь стоит лишь отметить, что сопротивление может исходить как от самого человека (пациента), так и от его окружения – члены семьи, близкие родственники, друзья и т.д., которые, так или иначе, влияют на пациента. Если в семье имеются поддерживающие члены, то динамика и результат психологической помощи будет однозначно положительным, но если в семье идут постоянные разногласия, недоверия, нет поддержки внутри семьи, то любое воздействие психолога-психотерапевта будет мало-результативным, если не прекратить подобные негативные семейные взаимоотношения.
[1] Ятрогения - (др.-греч. ἰατρός — врач + др.-греч. γενεά — рождение) — ухудшение физического или эмоционального состояния человека, ненамеренно спровоцированное медицинским работником. Это часто добросовестное заблуждение врача из-за которого ухудшается состояние больного или образуются новые расстройства, болезни и пр. Значительный интерес к вопросу о влиянии психики на различные физиологические и патологические процессы в человеческом организме возник у врачей и исследователей в начале XX века. Термин «ятрогения» был введен немецким психиатром Освальдом Бумке в работе «Врач как причина душевных расстройств» в 1925 году, а в русскоязычной медицинской литературе был впервые использован в работах таких психиатров и терапевтов, как Ю.В. Каннабих, Р.А. Лурия, К.И. Платонов, А.П. Слободяник и др. По определению, данному в довоенном издании Большой медицинской энциклопедии, ятрогения — это «термин, обозначающий отрицательное воздействие врача на больного, когда вместо терапевтического эффекта у больного создаются представления, усугубляющие его болезненное состояние, или образуется психологические комплексы новой болезни». Также ятрогения характеризуется как «отрицательная психотерапия». Начиная с довоенного периода и вплоть до 1970-х годов, этот термин продолжал использоваться преимущественно для обозначения психогенных болезней, возникающих от неосторожного высказывания врача. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|