Место сопротивления в психотерапии


Сопротивление

 

      Одной из главных проблем психологической помощи (психологического консультирования, психодиагностики, психотерапии, психокоррекции и пр.) выступает «сопротивление» пациентов. Сопротивление бывает разным – внешним или внутренним, открытым или скрытым, сознательным или бессознательным и т.д. и т.п. Сопротивление выступает в основном в не критичном внутреннем отрицательном отношении пациента как к своей проблеме (поведению, болезням и пр.), так и к специалисту и используемым им методам. Сопротивление часто выступает в отсутствии всякого стремления человека к переменам или в крепком и глубоком стремлении держать свои позиции в отношении к собственным проблемам (расстройствам, болезням, нарушениям), стереотипам, установкам и т.п. Отрицательное отношение пациента в виде сопротивления можно наблюдать в его настороженности, мнительности, подозрительности, выражающиеся в сомнениях в профпригодности, компетентности, честности специалиста, конфиденциальности проводимой им работы и т.д. и т.п.

    Большинство обращающихся к психологу обычно в течение нескольких сессий (сеансов, посещений) проходят проверку друг друга. На первых сеансах многие пациенты испытывают чувство скованности, стыда перед незнакомым человеком, т.е. психологом, и порой на создание доверительных отношений может понадобиться несколько подобных встреч.

                        Место сопротивления в психотерапии

      Доверие это самое главное и дорогое, что может получить специалист от своего посетителя (пациента, клиента). Доверие выражает внутреннюю готовность человека к переменам; только с доверительным отношением можно получить эффективный результат от совместного сотрудничества. Не доверительное отношение посетителя к специалисту часто рождает обратную реакцию, в таком случае психолог тоже может засомневаться в честности и порядочности своего посетителя. Если посетитель имеет хоть какое-то сопротивление, то он обычно закрывается от всякой психотерапевтической помощи, и все, что будет делать психотерапевт, пациентом воспримется на штыки. Большинство психологов и психотерапевтов при обнаружении явного сопротивления, например, когда пациент скрывает свои личные данные (ФИО, адрес, место работы и занимаемой должности и пр.), просто отказываются от подобных подозрительных пациентов, ибо их поведение демонстрирует неадекватную реакцию на профессию и личность специалиста. Такое несоответственное поведение и отношение посетителя к специалисту часто образуется вследствие вынужденного обращения человека к психологу или психотерапевту. Подобное обычно образуется, когда родственники насильно пытаются повлиять на проблемного члена семьи, а тот в это время не считает себя таковым и показывает свое отрицательное отношение ко всем, кто пытается на него повлиять, и психолог-психотерапевт не становится исключением.

Разные проявления сопротивления (в форме сомнения, опасения, страха, разочарования и пр.) могут образоваться и в процессе первичного приема, во время которого специалист перебарщивает и нагружает пациента информацией (теорией методов, их философией и т.п.). Например, иногда ввиду настороженности или страха, образующихся во время рассказов психолога о карме, реинкарнации – переселении душ, энергетических, магических воздействий и прочего, пациент может просто сбежать, отказаться коренным образом от психологической помощи, психотерапии. Иначе говоря, «сопротивление» в сторону психотерапии может быть заложено в человеке в процессе социализации (в том числе воспитания), в результате ятрогении[1], а также со стороны психолога в фанатичном его стремлении помочь пациенту на первой же встрече.

При обнаружении всякого рода проявления сопротивления психологу не стоит пытаться заверять, убеждать или внушать своему посетителю о своей порядочности, профессиональной пригодности, конфиденциальности, ибо такое поведение специалиста вызывает у пациента еще большее сопротивление. Лучше всего в подобных ситуациях это предложить посетителю навести справки о специалисте и приходить только тогда, когда у него рассеются всякие сомнения в адрес специалиста и завершить на этом весь процесс знакомства и дальнейшего сотрудничества. Такое в некотором смысле холодное отношение к человеку обычно также вызывает «ожидаемую обратную реакцию», и тот начинает понимать, что ему не стоит терять времени, ибо специалист не держится за человека (пациента, клиента), и пациент начинает стремиться к сотрудничеству со специалистом, чтобы по скорее решить свою проблему.

Есть еще одна большая беда человеческого поведения и взаимоотношения с социумом – это высокомерие, оно выступает не меньшей проблемой, чем сопротивление. Если человек гордый, со слишком завышенной самооценкой, то все методы становятся бесполезными.

При подобных разговорах невольно вспоминаю случай – женщина привела своего сына на прием-консультацию к психологу. Сыну было 11‑12 лет, учился в средней школе. Назвать это учебой было трудно, т.к. мальчик оказался слабоумным, а одноклассники в школе почти постоянно избивали его, издевались и смеялись над ним, на консультации на вопросы психолога не отвечал, а если и отвечал то с трудом, в основном мычал, мучился, пытаясь ответить, но и это было полбеды. Мать мальчика была воспитательницей в детском саду, и все свободное время сына держала при себе в садике в группе 4-5 летних детей. Мальчик все время игрался с этими детьми и все больше отставал в развитии, заработал себе невроз, тики, подергивания бровями, все время грыз ногти, а еще иногда издавал неестественные звуки. Когда психолог отправил их на прием к детскому психиатру, мать начала возмущаться и заявлять, что ее сын не умственно отсталый, а всего лишь нервный, и плюс ко всему этому начала громко заявлять, что психологу самому нужен психолог, что он не специалист и пр.

Родители часто отказываются признавать подобные факты в своих детях, и такая реакция в некотором смысле даже ожидаемая, т.к. ни один родитель не желает видеть в собственном ребенке инвалидность, недоразвитие, идиотизм и т.п. Однако непризнание проблемы не решает её. Признание проблемы (привычки, зависимости, болезни, расстройства и т.п.) это уже начало пути к победе, т.к. признавшись в своем недостатке, человек оказывается перед выбором – как с ней быть дальше – тонуть глубже в проблему или решать ее. Осознание проблемы рано или поздно приведет к ее решению. Явными примерами являются люди наркозависимые, игроманы, алкоголики и т.п. и их родители, среди которых есть признающиеся и не признающиеся в своих проблемах. Признающиеся проходят критический этап сожаления, разочарования и переходят к действиям для своевременного разрешения проблемы, а те, кто не признаются, пытаются скрыть проблему, обвиняют всех и вся, но только не самих себя, и тем самым отодвигают решение проблемы.

«Психологическое сопротивление» это противоположная крайность глубокого стремления с огромным желанием чего-то добиться. То есть при сопротивлении человек, также как и при фанатичном стремлении чего-то добиться, однозначно противится добиваться определенно чего-то. Например, отец приводит сына на прием к психотерапевту (наркологу) и заявляет, что его сын алкоголик, но тот в этом не признаётся. Мало того, он отрицает слова отца и утверждает, что пьёт как все, а родителям такое поведение сына не нравится, и они боятся, что он сопьётся и станет алкоголиком. Кому верить – отцу или сыну? Лучший ответ – никому. Принцип эмоционально стрессовой психотерапии по методу А.Р. Довженко (кодирование) заключается в том, что помочь можно лишь тому, кто желает и стремится в чем-то измениться. Среди методов лечения алкоголизма и прочих форм зависимостей кодирование стоит на первом месте, однако и здесь результативность лечения зависит от внутреннего настроя пациента; весь лечебный процесс не принесет плодов, если пациент не признает свою проблему. И вот отец из данного примера начинает просить и умолять психотерапевта взять его сына на лечение, сын же под уговорами отца решает пройти лечение, однако это решение не отменяет его позиции к своей проблеме (алкоголизму). На сеансах психотерапии этот молодой человек не просто не получает положительного результата, т.к. он противопоставляет себя, свой выбор и поведение всем словам специалиста, который учит его жизни, мало того он на сеансах только и делает, что раздражается. Такого пациента раздражает абсолютно всё, место, время, образ специалиста, темы разговоров и т.д. и т.п.

Сопротивление выступает внутренним негативным отношением человека к предмету, явлению и пр. Сопротивление очень легко создается у детей. Молодые родители часто задают вопросы касательно маленьких детей, их поведения. Например, ребенок почти каждый день плачет, когда его ведут в садик. Такое поведение ребенка часто выступает результатом неправильного построения отношений самих родителей и детей к садику. Ребенок плачет и противится идти в садик, потому что у данного ребенка создалось негативное отношение к садику. Обычно такое отношение создают родители в процессе воспитания, а в основном, когда наказывают своих детей. Часто в моменты ссоры с детьми родители говорят: «Будешь плохо себя вести, отправишься в садик!», «Будешь себя хорошо вести, завтра заберу тебя из садика пораньше!», «Не будешь послушным, то завтра заберу из садика поздно или вообще не заберу, и ты останешься там, на ночь!», или еще хуже «Вот отдам тебя в садик и оставлю там, насовсем!». Подобные выражения создают у детей образы, что садик это место наказания; а кто хочет быть наказанным и находиться в местах наказания? Для таких детей садик кажется тюрьмой. Если родители «правильными выражениями» внушают (прямым или косвенным образом) своим детям, что садик это радость, место развлечений, где все дети развиваются и вместе радостно играются, то ребенок с огромным удовольствием будет идти в садик, возможно, что такой ребенок даже будет противиться оставлять садик и возвращаться домой. Такими «правильными» выражениями выступают: «Если не будешь слушаться, то завтра в садик не пойдешь!», «Будешь дома паинькой, в садике будешь подольше», «Вот ты хулиганишь и за это ты завтра в садик не пойдешь и не поиграешь с другими детьми, друзьями» и т.д.

В книге «Семья. Неврозы. Психотерапия» мною был проведен достаточно глубокий анализ построения различных взаимоотношений (в том числе внутриличностных, межличностных, семейных и пр.), и здесь стоит лишь отметить, что сопротивление может исходить как от самого человека (пациента), так и от его окружения – члены семьи, близкие родственники, друзья и т.д., которые, так или иначе, влияют на пациента. Если в семье имеются поддерживающие члены, то динамика и результат психологической помощи будет однозначно положительным, но если в семье идут постоянные разногласия, недоверия, нет поддержки внутри семьи, то любое воздействие психолога-психотерапевта будет мало-результативным, если не прекратить подобные негативные семейные взаимоотношения.

 

 

[1] Ятрогения - (др.-греч. ἰατρός — врач + др.-греч. γενεά — рождение) — ухудшение физического или эмоционального состояния человека, ненамеренно спровоцированное медицинским работником. Это часто добросовестное заблуждение врача из-за которого ухудшается состояние больного или образуются новые расстройства, болезни и пр. Значительный интерес к вопросу о влиянии психики на различные физиологические и патологические процессы в человеческом организме возник у врачей и исследователей в начале XX века. Термин «ятрогения» был введен немецким психиатром Освальдом Бумке в работе «Врач как причина душевных расстройств» в 1925 году, а в русскоязычной медицинской литературе был впервые использован в работах таких психиатров и терапевтов, как Ю.В. Каннабих, Р.А. Лурия, К.И. Платонов, А.П. Слободяник и др. По определению, данному в довоенном издании Большой медицинской энциклопедии, ятрогения — это «термин, обозначающий отрицательное воздействие врача на больного, когда вместо терапевтического эффекта у больного создаются представления, усугубляющие его болезненное состояние, или образуется психологические комплексы новой болезни». Также ятрогения характеризуется как «отрицательная психотерапия». Начиная с довоенного периода и вплоть до 1970-х годов, этот термин продолжал использоваться преимущественно для обозначения психогенных болезней, возникающих от неосторожного высказывания врача.



Просмотров: 462
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Психологическая защита – что это? Защита от боли или сопротивление переменам?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Что такое сопротивление психотерапии?
  • Сопротивление в ходе терапии - это хорошо или плохо
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что если психолог или психотерапевт - залезет в мозг и сломает его?
  • Сопротивление к успеху: что это?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Что такое травма и ресурс, и как это может решить жизненные проблемы?
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Психолгия сновидений: часто задаваемые вопросы. А если я не вижу снов, что это означает?
  • Что такое внутреннее психологическое сопротивление и что с ним делать?
  • Когда ты решишь, что все кончено..это будет НАЧАЛОМ.
  • Сопротивление - это черта характера или психологическая защита
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Как решить семейные проблемы? Быть разводу или нет? Что делать, если муж - игрок? Сексуальные проблемы
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Обсессивно-компульсивное расстройство. Что это такое и с чем его едят.
  • Строить иллюзии и формировать ожидания - это плохо или хорошо, и что такое плохо, что такое хорошо?
  • Кризис 3-х лет: что это такое и как вести себя родителям?
  • Сеттинг. Что это такое и его функция?
  • Все мужики ко… Все бабы ду…Или статья о том, что все мужики когда-нибудь узнают, что бабы думают.
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь