|
От сопротивления помощи к сотрудничествуАвтор статьи: Юрий Анатольевич Ионов
Считается, что человек будет избегать необходимой ему помощи, да и саму эту помощь будет встречать в штыки, пока не преодолеет свою гордыню, пока не усмирит её… Само знакомство начинается с того, что человек на реабилитации сообщает о себе – имя, принадлежность к употреблению ПАВ, срок употребления, стаж реабилитации, факты срывов, иногда некоторые другие детали из биографии (город, семья, род занятий). Считается, что для того, чтобы положиться на нужную ему помощь, он должен признать свою слабость, беспомощность, несостоятельность, пережить момент отчаяния, осознать, что он сам не справляется со своими проблемами. Тогда он сможет открыться помощи и принять её, узрев в помогающем своего Спасителя и быть Ему благодарным, признательным… Пока не признал, этот феномен называется отрицанием наличия проблемы и сопротивлением лечению. В связи с этим, выделяется специальный период времени на осознание проблемы и своего сопротивления, как её части. Применяется и специальная процедура – прояснение ситуации, осознание её и самого себя, как беспомощного, как нуждающегося в помощи более опытных людей, поддержки старших товарищей… Более того, требуется признать себя сопротивляющимся добрым товарищам.., увидеть в себе ту часть себя, что мешает процессу оздоровления, движению на пути к Свету, к Истине… И специалисты, слушая своего клиента, то, что он рассказывает о своих жизненных проблемах, склонны считать проблемой его злоупотребление, а не те проблемы, о которых рассказывает «реабилитант», человек, проходящий реабилитацию. Т.е. человек видит своими бедами давление мира, окружающих людей, их непомерные требования к себе, что вызывает у него непереносимый уровень напряжения переживаний, который он пытается снять, употребляя психоактивные химические вещества (ПАВ). А специалисты видят корень зла в этих злоупотреблениях, о чём и говорят ему – «Надо отказаться от ПАВ! Станет легче…» Но как же легче, когда человек в этот же самый момент столкнётся с гнётом мира и непереносимым уровнем напряжения переживаний?! А ресурсы его и так давно уже на исходе… Был один способ их восполнять, так и тот отбирают, а что взамен?! Сопротивление, если это называть сопротивлением, вполне логично, резонно. Конфликт? Налицо конфликт взглядов на ситуацию, её понимания, понимания самих проблем и их причин, роль человека в их порождении и развитии… И кому в этой ситуации человек склонен верить? Себе или этим добрым самаритянам? Другими словами, человек должен встать на позицию младенца, признать свою несостоятельность и обратиться за помощью к старшим, более сильным, опытным, зрелым. Тогда он только и может начать принимать помощь, слушать информацию, изучать, вникать, разбираться, куда-то двигаться… Таков путь реабилитации. Т.е. человек должен признать свою несостоятельность. И довериться в руки спасителей. «А что я о них знаю? Кто они такие, чтобы внушать мне, как смотреть на вещи, как понимать их суть, природу?! И что мне делать… И ведь мало того, что они говорят мне как поступать, так они ещё и ответственности за это не берут! Дескать, жизнь-то твоя…» Разумеется, что человек верит не им. Он верит самому себе. Он же сам на себе переживает всё то, что происходит! И пока может переносить, справляться, действует сам. Да и отвечать ему самому, самому хлебать сварганенную кашу… Но вот, ситуация складывается так, что человек оказывается на грани жизни и смерти, и понимает, что уже действительно сам не может. Родилась такая метафора – человек оказывается в море-океане один-одинёшенек на всём белом свете… И кругом вода.., ни еды, ни питья, ни помощи, ни поспорить даже не с кем, совсем один! Из последних сил, он взывает к помощи, посылает «SOS» и полагается на Судьбу – будет помощь – приму её, нет – приму Смерть свою… Мимо проходят корабли с яркими огнями, с них доносится музыка, голоса радующихся жизни людей, слышны раскаты фейрверка, заглушающие его «SOS»… Мучительные переживания и томительное ожидание заканчиваются появлением очертаний корабля, человек сознаёт, что помощь близка, и он с надеждой и радостью вглядывается в него… С тревогой отмечает, что не может определить знакомых черт… Затем замечает флаг пиратов.., замирает, и быстро решает – «А, была, ни была!» Подобным же образом и человек на реабилитации вслушивается в речи своих названных братьев, всматривается, стремясь разобраться в ситуации, размышляет об их намерениях, и действует так, чтобы их не возмутить и себя сохранить… балансирует, иной раз спорит, пытаясь доказать что-то своё, иной – возмущается, иной – уходит в себя, отмалчивается… Конечно, в другой раз и соглашается… Но что стоит это согласие?! Конечно, любому человеку, оказавшемуся на незнакомой территории, в новом окружении, с непонятными пока правилами, становится тревожно, и он действует осмотрительно, нередко с большой подозрительностью, по меньшей мере, с большим вниманием к происходящему вокруг, определяется – верить/неверить, как действовать… Есть, разумеется, и такие люди, кто действует на свой страх и риск вполне себе без оглядки, сами формируя среду под себя, настолько, насколько получается… Здесь уж, кто во что горазд… Но в любом случае, итог определяется взаимодействием со средой – кто кого. Получается, в любом случае исход зависит от силы, хитрости сторон? На стороне ведущих курс реабилитации время, пространство, правила, количество людей, прошедших курс реабилитации, доказательства – опыт людей, проходящих путь реабилитации, собственный опыт прохождения и разрешения проблем, их путь… Это, конечно, вселяет доверие, хотя и сомнения так просто не отпускают, мышление человека словно рвётся на части – свой опыт и опыт товарищей, которые иной раз кажутся ему хитрыми и могущественными враждебными сущностями, супротив которых только своя хитрость – показать своё смирение, стать тише воды, ниже травы, замереть на время… Кто кого? Интересно, что этот вопрос терзает разум человека, пока он не успокаивается однажды осознанием, что с ним никто и не борется! Вдруг он обнаруживает, что нет никакого давления. Он волен. Свободен. Может действовать, как и прежде и, конечно, нельзя не обрадоваться этому осознанию! Вуаля! Наконец-то! Правда, это переживание радости кратковременно. Следом за ним тут же приходят тревожные мысли – а что дальше? Снова один в море-океане… А подберут ли в этот раз?! Да и как же те, с кем я плыл на своём корабле по волнам жизни?! Сколько их уже ушло..? И будет ли следующий корабль? Родители уже немолоды… Друзьей иных уж нет, лежат прахом… Найдутся ли новые друзья?! И как же моя жизнь? Куда теперь прибьёт мой корабль? А друг/подруга? И дети уже подросли, сами понимают, что к чему, и на мякине их уже не проведёшь… Чего же ждать дальше?! Куда, к чему идти?! Каким путём?!
В этот момент человек задумывается по-настоящему о своей жизни и действительно выбирает свой дальнейший путь. В этот момент он сам открыт помощи, активно ищет её, смотрит вокруг широко открытыми глазами, слушает, по-настоящему внимает новому опыту, осмысливает его иначе, уже не как враждебный, который перекрывает его собственный, а как возможный, как реальный, доступный, как свой, другой, но свой. Появляется признание, доверие, открытость и с ними приходит облегчение, появляется надежда. Душа, наконец-то, вздыхает легче, свободнее, глубже, полнее. Впереди ещё большой путь, но перелом происходит здесь, в этой точке выбора – где я, с кем я, кто я, куда иду, зачем. В ходе той нашей беседы, ребята говорили о том, что важно, когда близкие идеи высказывают разные люди (ценность сообщества переживших подобные испытания), когда старший товарищ не давит, не добивает в одночасье, не требует признания здесь и сейчас, когда есть время подумать (ресурс времени), можно располагать его поддержкой по потребности (доступность помощи). Была высказана ценная идея о разнице между словами и делами – одно дело, когда некто просто что-то рассказывает, и другое, когда он доказывает делами, поступками. В целом, эта беседа обнажила проблему сближения, открыла понимание трудностей начального этапа реабилитации, когда необходимо признать помощь значимой, признать её актуальность для себя, сохранив при этом чувство собственного достоинства. Так что за этим может стоять не столько гордыня, сколько чувство – «Азъ есмь!» Благодаря этой беседе, пришло понимание и обратной стороны признания человеком на реабилитации себя беспомощным, несостоятельным – это с одной стороны делает возможным принятие им помощи, и вместе с этим, с другой стороны – делает его зависимым от помогающего – старшего товарища, группы реабилитантов, сотрудников, самого центра. Можно сказать, свою зависимость от ПАВ, человек сменяет на зависимость от всех этих людей. Всё это вызывает определённые затруднения у некоторых ребят, противодействие подобным действиям. Которую можно понимать и как борьбу за сохранение себя, отстаивание себя, против поглощённости общиной. Как кажется, проблема может быть разрешена выбором более походящего термина для описанного феномена. Выше я предположил, что речь может идти не столько об охранении гордыни, сколько о заботе о чувстве собственного достоинства, охранении своей отдельности, индивидуальности, собственного взгляда, права на жизнь, своей её правды. Второе, принимая это явление, как явление временное, можно говорить о постепенном переходе к единению для противодействия общей беде и далее снова к отдельности, к самостоятельности, развитии чувства состоятельности, уверенности, без чего выход из реабилитационного центра в мир, невозможен. Третье, это не предполагает самоуничижения. Напротив, можно говорить об опыте возрождения, развитии сильных сторон личности, развитии самопонимания и принятия себя, как есть в текущее время, с тем, чтобы и в других ситуациях действовать более активно, конструктивно и продуктивно, успешно, становиться таким, каким быть можешь с опорой на открывающиеся ресурсы. В этой связи, мне представляется важным уже и само знакомство начинать не с признания своей несостоятельности справиться с зависимостью, а с признания состоятельности и ответственности за свой выбор и поступки, свою активность в этом мире на будущее – работу в реабилитационном центре по развитию самосознания, положительного отношения к себе, механизмов саморегуляции, формированию эмоциональной устойчивости личности и сотрудничеству с другими ребятами в работе над этими целями… И тогда логичным видится постановка и движение к будущей цели, развитие представления о том будущем, когда всё уже хорошо, когда выработана конструктивная связь с людьми в мире, на основе чувства собственного достоинства, состоятельности, положительного отношения к себе и развитой системы саморегуляции, начало которого, лежит, как раз, в момент выбора человеком жития иначе и по своей доброй воле. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|