Формы сопротивления психолога на сеансе

Формы сопротивления психолога на сеансе

Продолжаю "горячую" тему сопротивления в процессе психотерапии по просьбе одного из читателей.

В прошлой статье я привела формы сопротивления клиента, в этой статье опишу формы сопротивления психолога.

Сопротивление - это совокупность психологических защит, направленных на избежание нежелательных эмоций или последствий и проявляющихся систематически.

Формы сопротивления психолога во многом перекликаются с формами сопротивления клиента. 

Хочу пояснить, что сопротивление - это важный источник информации о наших паттернах взаимодействия с людьми и внутренних конфликтах, если его анализировать.

О сопротивлении психолога пишут меньше, т.к. считается, что психолог должен отслеживать свои состояния и прорабатывать как лично, так и на супервизии. Однако, психолог тоже человек и было бы наивно полагать, что он лишен обычных человеческих чувств.

Сопротивление психолога может включаться в следующих ситуациях:

1. нежелание испортить отношения с клиентом (например, психологу нравится, как лояльно клиент к нему настроен и как легко с ним работать, что клиент исправно платит деньги, соответственно, зачем рубить сук, на котором сидишь);
2. отчаяние при попытках выйти на результат (у психолога включается комплекс спасателя в ответ на жертвенное поведение клиента, а безуспешность терапевтических интервенций трансформирует спасательские мотивы в агрессивные или избегающие - так нередко бывает при терапии мазохистических личностей);
3. нарциссическая травма, когда какие-то действия или слова клиента уязвляют гордость терапевта и он пытается отыграть свою ярость, стыд или зависть;
4. табуированность определённых тем, расхождения во взглядах, ценностях с клиентом (например, клиент изменяет своей жене и тем самым вызывает у терапевта-женщины неприятные эмоции, т.к. ей самой изменял муж или терапевт избегает запросов клиента на тему секса);
5. контрперенос (когда психолог проецирует на клиента своё отношение к близким, к кому-то из детства: например, клиент напоминает терапевту сына и к нему просыпаются нежные чувства или жестокого отца - тогда включается страх или неприязнь);
6. эмоциональная уязвимость (для психолога эмоционально непереносимы какие-то темы, затрагиваемые клиентом, он начинает избегать разговоров на эти темы, чтобы не эмоционировать);
7. профессиональное выгорание (усталость, неприятности в жизни самого терапевта).

Через какие формы сопротивления могут проявляться эти мотивы?

1. Избегание конфронтации с клиентом, соглашательство, солидарность, уступки, безграничная поддержка.
2. Комплекс спасателя, выражающийся в избытчном участии в "спасении" клиента, попытках установить над ним контроль с последующей обидой, что усилия не оправдываются, интервенции отвергаются.
3. Попытки как-то задеть клиента эмоционально, критиковать, унизить.
4. Постоянные переносы встреч, терапевт говорит, что заболел или случились непредвиденные обстоятельства.
5. Психосоматика, проявляющаяся у психолога во время или после сеанса с клиентом (головные боли, боли в животе, рвота, температура, сердцебиение, тремор и т.п.).
6. Избегание говорить на какие-то темы, акцентирование на том, что эта тема неважна, проблема в другом.
7. Игнорирование клиента (психолог не проясняет условия контракта, стоимость сеансов, свои интервенции, не даёт интерпретацию, не аргументирует свои выводы, касаемо психического состояния клиента).
8. Психолог начинает давать клиенту однобокие советы и даже директивные наставления, руководствуясь своим опытом, а не побуждать клиента к самостоятельному поиску решения.
9. Психолог начинает отвечать согласием на призыв клиента к дружбе, принимает подарки, соглашается на предложения клиента подвезти, оказать услугу или сам просит об услуге, дарит подарки, занижает стоимость сеанса или значительно увеличивает время сеанса за свой счёт.
10. Психолог начинает обесценивать жизненно важные ценности клиента, не носящие деструктивный для его жизни характер - например, его вероисповедание, морально-нравственные принципы, членов семьи (можно услышать от психолога: "если твой муж получает меньше 100 тысяч, то он нищеброд, зачем ты с ним живёшь?" или "каждый уважающий себя мужчина имеет любовницу", "религия - это вчерашний день"). 
11. На сеансах психолог чувствует скуку, сонливость, вне сеансов проявляет забывчивость относительно клиента.
12. Психолог придерживается стиля общения с клиентом "родитель-ребенок", ведёт себя свысока, слишком озабочен границами.
13. Психолог остро реагирует на критику клиента, легко выходит из себя, срывает на клиенте свои эмоции.
14. Психолог проецирует на клиента свои мысли, чувства. Проекция - это тема для отдельной статьи, т.к. не всегда бывает понятно, где проекция клиента, а где проекция психолога.
15. Обесценивание чувств, эмоций, проблем клиента (например, психолог может сказать: "хватит себя жалеть", "ты реагируешь слишком эмоционально").
16. Неконгруэнтность поведения психолога (он говорит, что поощряет выражение эмоций клиента, а сам держится очень скованно, побуждает к открытости, но не даёт обратную связь, например).
17. Психолог говорит на сеансе больше о своих проблемах или беседы с клиентом носят поверхностный характер, скорее дружеский или светский.
18. Психолог хочет понравиться, флиртует с клиентом или намекает на интим, предлагает провести сессию в ином месте.
19. Психолог выносит материал клиента на всеобщее обсуждение без его согласия.

Если психолог совершает некую интервенцию относительно клиента, то он должен иметь её логическое обоснование в случае его недовольства (логику терапии).

Не буду относить к сопротивлению повышение стоимости за сеанс в случае пренебрежительного, избегающего отношения клиента, просьбу оплатить пропущенный сеанс, конфронтацию, мотивированный отказ от сотрудничества, т.к. эти интервенции имеют терапевтический эффект или носят характер конструктивной агрессии.

Исследование собственного сопротивления - важный шаг для своевременной коррекции терапевтических отношений.

Можно вынести материал своего сопротивления и сопротивления клиента на совместное обсуждение, поскольку обратная связь имеет неоценимое значение и для психокоррекции.

Дорогие читатели, если вдруг я что-то упустила, буду рада Вашей обратной связи. Она поможет улучшить качество оказания психологических услуг.



Просмотров: 370
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Формы сопротивления клиента на сеансе
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Использует ли психолог клиента для решения собственных проблем? О созависимости психолога.
  • По страницам сайта b17.ru. Погрешность клиента № 2. Контроль клиента над деятельностью психолога.
  • Страх. Сопротивление – "краеугольный камень" клиента и работы психолога.
  • Как из "сложного клиента" сделать "клиента любимого"
  • Методика 4 вопросов психолога в ответ на "мне плохо" Клиента
  • Как избежать сопротивления клиента
  • Парадокс сопротивления - памятка для клиента
  • Должен ли психолог понимать клиента с полуслова?
  • Бывает ли, что психолог отказывается консультировать клиента? (история из практики)
  • Бывает ли, что психолог отказывается консультировать клиента? (история из практики 2)
  • Психолог как «Зеркало» для Клиента
  • Практический психолог в работе с кризисом середины жизни клиента.
  • «Хороший-плохой» психолог. Пособие по посещению. Беседа о сопротивлении и ответственности клиента.
  • Клиенту нужен психолог, психолог в "маске" или человеческая обыденность из жизни психолога?
  • Психолог, поделись деньгами! Парадоксы запроса клиента.
  • Сопротивление клиента на консультации у психолога
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Неэтичность психолога и сопротивление клиента - где проходит граница?
  • "Терапевт- Бог" умер. Философия на благо Клиента.
  • Идея "Найди дело по душе и не будешь работать ни одного дня" и ее влияние на клиента
  • Встреча психолога и клиента. Как бывает.
  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • "Из замочной скважины Души" или критерии успешной терапии глазами клиента
  • Некоторые аспекты роли стереотипов и психологических защит во взаимодействии клиента и психолога
  • "Отшелушивание" запроса клиента в процессе формулирования терапевтической цели.
  • Размышления о терапии "тревожного" клиента
  • Об ответственности клиента и психолога во время работы
  • Тренинг общения по телефону, обучающая игра "Угадай клиента"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь