Взаимодействие педагога с детьми, пережившими насилие.

Автор статьи: Лира Батырова
Тема жестокого обращения с детьми и подростками уже давно находится в центре международных обсуждений и приобретает размах мировой катастрофы. Самое страшное, что факты жестокого  обращения с детьми  не обходят и наш город. Ежедневно, консультируя семьи, мы сталкиваемся с различными  формами  проявления насилия, происходящими как в семье, так и в образовательных учреждениях. Крик на детей, физическое наказание в виде шлепков и ремня часто родителями воспринимается как безобидные наказания. Подростки говорят о том, что кричат учителя, используют оскорбления, мамы жалуются на грубость воспитателей в детском саду.

Бывают и очень серьезные случаи: в моей практике бы случай, когда папа,    фельдшер скорой помощи, в течение нескольких лет являлся семейным тираном. Приходя домой, он принимал наркотические вещества и на глазах жены и дочери  сначала душил кошку и останавливался только, когда начинались у нее судороги, через некоторое время он начал душить мать на глазах своей дочери…Совсем недавно мальчик сжатый весь в комок, рассказывал об ужасных издевательствах и избиениях со стороны отчима и вроде бы его привел на консультацию папа, который казалось хотел защитить от издевательств отчима, сам применял жестокие физические наказания к своему сыну и поэтому мальчик и сидел, весь зажатый в комочек и боялся говорить даже шепотом и вздрагивал от любого шума, потому что отец находился за дверью …Мы работали с  маленькими девочками 5 и даже 3х лет,  в отношении которых совершались  сексуальные злоупотребления….

          Педагоги знают все виды и формы насилия над детьми.  И знают  все шаги, в случае выявления риска жестокого обращения с детьми.

Часто  действия органов защиты детей зависят от оценки уровня риска  жестокого обращения с детьми:

Высокий уровень: предполагается, если не вмешаться в ситуацию и ребенок будет оставлен в семье, существует большая вероятность причинения ему серьезного вреда вплоть до нанесения увечий   или доведения до смерти.

Умеренный риск: предполагается,  что если ребенок будет оставлен в семье, то ему определенно будет нанесен вред. При этом отсутствуют признаки, указывающие на то, что ребенку грозит непосредственная опасность серьезных физических травм или смерти.

Низкий риск: предполагается, что ребенку в семье ничего не угрожает и вмешательство органов защиты детства не требуется.

Некоторые авторы выделяют критический уровень риска, когда необходимо немедленно изъят ребенка, но он скорее совпадает с высоким уровнем.

        Процесс оценки риска не требует специальной подготовки от специалиста. Для того чтобы провести оценку риска достаточно знать эмоциональные и поведенческие показатели различных видов насилия.

Формы проявления насилия тоже могут быть разными:

- явными или скрытыми,

- продолжающимися в настоящем или случившееся в прошлом,

- единичное или множественное (длящееся многие годы).

         В зависимости от этого строится модель первичной помощи ребенку-жертве насилия. Все дети, пострадавшие от жестокого обращения или пренебрежения пережили психическую травму, которая оставляет отпечаток на всю жизнь в виде личностных, эмоциональных и поведенческих особенностей, отрицательно влияющих на их дальнейшую жизнь.

Тяжесть зависит от:

- обстоятельств, связанных с особенностями ребенка и насильника (возраст,  уровень развития, свойства личности);

- от продолжительности, частоты и тяжести насильственных действий;

- от реакции окружающих.

Главная цель в работе с такими детьми – уменьшение и ликвидация последствий  травматического переживания. Встать на сторону ребенка, чтобы помочь ему.

Данная работа состоит из нескольких этапов.

Остановимся  более подробно на 1 этапе – этап установления контакта и доверия. 

Если вы заметили какие – либо проявления насилия,  важно установить доверительные отношения,  аккуратно поговорить с ребенком, пытаясь выяснить, не кроются ли за его изменениями факты насилия. Здесь может возникнуть ценностный конфликт  между принципом конфиденциальности и необходимостью защитить ребенка. Если ребенку действительно нанесен вред, то стоит открыто ему заявить о том, что не можете хранить информацию в тайне и вынуждены сообщить о факте насилия, но ребенку вы готовы помогать справиться с последствиями .

 Давайте рассмотрим два конкретных способа помощи детям, которые предполагают  работу с мыслями (трансформацию негатива  в позитив) и работу с чувствами ребенка (принимать их и трансформировать).

1.«Я хуже других» - «Я такой, какой я есть»

«Вырасту,  обязательно отомщу» - «Я учусь прощению и принятию»

«Вот умрут, все узнают» - «Я обязательно буду жить , жить по –другому, по-достойному»

«Убегу из дома» - «Я научусь искать другой выход, я научусь решать проблемы»

«Я боюсь» - «Я справлюсь со своими страхами»

«Почему у меня такие родители?» - «Родителей не выбирают»

«За что?» - « Я не могу отвечать за поступки и слова взрослых»

На этом этапе важно все негативные мысли и установки вывести наружу, и направить их на позитивные, только тогда они будут меняться.

2. Что чувствуют дети, пережившие насилие?

Боль – я живой, поэтому я чувствую боль.

Обиду – я принимаю и прощаю.

Безысходность – найти способ, как жить дальше.

Отчаяние – безвходных ситуаций не бывает, есть незнание.

Страх – необходимое чувство, помогающее защитить себя.

Беззащитность – восстановление безопасности и создание новых способов защиты.

Бессилие – я ищу новые способы реагирования.

Работа с детьми, пережившими насилие, требует длительного сопровождения в виде помощи и поддержки.

 



Просмотров: 408
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Образовательная программа «Азбука семьи», как способ профилактики жестокого обращения в семье.
  • Формы насилия над детьми
  • Из опыта работы с детьми, пострадавшими от домашнего насилия.
  • Как защитить ребенка от жестокого воспитателя?
  • Работа с детьми группы риска
  • Как распознать насилие в семье? Психологические особенности женщин-жертв насилия в семье
  • Зачем близким людям нужно говорить с детьми о смерти? (Если в семье кто-то тяжело болеет).
  • Метод интегративной песочной психотерапии в работе с детьми, пережившими сексуальное насилие.
  • Развод в семье. Как об этом говорить с детьми.
  • Эмоциональное благополучие ребенка в семье (размышления над опытом работы с детьми)
  • Как работает психолог с детьми, пережившими насилие?
  • Случай из практики: работа с детьми, пережившими потерю родителей
  • Насилие - обыденный шок! Разнообразие видов насилия между людьми.
  • Как научить детей правильному поведению в социуме и не допустить проявления насилия по отношению к ним.
  • Как провести беседу с детьми о безопасности в отношении терактов и других опасных ситуаций.  
  • Научите ребенка защищаться! Правила для ребенка по предупреждению секс.насилия
  • Насилие - это моральное воровство. У нас не сформирована позиция в отношении насилия.
  • Как снизить тревогу у ребенка и создать доверие между родителями и детьми
  • Можно ли говорить о треугольнике Карпмана в ситуации насилия (абьюза) в семье?
  • Цикл насилия в семье
  • Генезис насилия в семье
  • Неочевидные формы насилия над ребенком
  • 1 июня-День защиты детей!Будем детьми!)))
  • Игнорирование ребенка как форма насилия
  • Уберечь ребенка от сексуального насилия.
  • Как говорить с детьми о смерти (родителям и не только)
  • Как построить гармоничные отношения с детьми, если трудные отношения со своими родителями?
  • Формы проявления кризиса 30-летия у женщин (по результатам анализа обращения за психологической помощью)
  • Если театр горит, спектакль лучше не досматривать. Признаки насилия в отношениях
  • Что происходит с детьми, когда они не знают про своих умерших братьев и сестер.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь