|
Взаимодействие педагога с детьми, пережившими насилие.Автор статьи: Лира Батырова
Тема жестокого обращения с детьми и подростками уже давно находится в центре международных обсуждений и приобретает размах мировой катастрофы. Самое страшное, что факты жестокого обращения с детьми не обходят и наш город. Ежедневно, консультируя семьи, мы сталкиваемся с различными формами проявления насилия, происходящими как в семье, так и в образовательных учреждениях. Крик на детей, физическое наказание в виде шлепков и ремня часто родителями воспринимается как безобидные наказания. Подростки говорят о том, что кричат учителя, используют оскорбления, мамы жалуются на грубость воспитателей в детском саду.
Бывают и очень серьезные случаи: в моей практике бы случай, когда папа, фельдшер скорой помощи, в течение нескольких лет являлся семейным тираном. Приходя домой, он принимал наркотические вещества и на глазах жены и дочери сначала душил кошку и останавливался только, когда начинались у нее судороги, через некоторое время он начал душить мать на глазах своей дочери…Совсем недавно мальчик сжатый весь в комок, рассказывал об ужасных издевательствах и избиениях со стороны отчима и вроде бы его привел на консультацию папа, который казалось хотел защитить от издевательств отчима, сам применял жестокие физические наказания к своему сыну и поэтому мальчик и сидел, весь зажатый в комочек и боялся говорить даже шепотом и вздрагивал от любого шума, потому что отец находился за дверью …Мы работали с маленькими девочками 5 и даже 3х лет, в отношении которых совершались сексуальные злоупотребления…. Педагоги знают все виды и формы насилия над детьми. И знают все шаги, в случае выявления риска жестокого обращения с детьми. Часто действия органов защиты детей зависят от оценки уровня риска жестокого обращения с детьми: Высокий уровень: предполагается, если не вмешаться в ситуацию и ребенок будет оставлен в семье, существует большая вероятность причинения ему серьезного вреда вплоть до нанесения увечий или доведения до смерти. Умеренный риск: предполагается, что если ребенок будет оставлен в семье, то ему определенно будет нанесен вред. При этом отсутствуют признаки, указывающие на то, что ребенку грозит непосредственная опасность серьезных физических травм или смерти. Низкий риск: предполагается, что ребенку в семье ничего не угрожает и вмешательство органов защиты детства не требуется. Некоторые авторы выделяют критический уровень риска, когда необходимо немедленно изъят ребенка, но он скорее совпадает с высоким уровнем. Процесс оценки риска не требует специальной подготовки от специалиста. Для того чтобы провести оценку риска достаточно знать эмоциональные и поведенческие показатели различных видов насилия. Формы проявления насилия тоже могут быть разными: - явными или скрытыми, - продолжающимися в настоящем или случившееся в прошлом, - единичное или множественное (длящееся многие годы). В зависимости от этого строится модель первичной помощи ребенку-жертве насилия. Все дети, пострадавшие от жестокого обращения или пренебрежения пережили психическую травму, которая оставляет отпечаток на всю жизнь в виде личностных, эмоциональных и поведенческих особенностей, отрицательно влияющих на их дальнейшую жизнь. Тяжесть зависит от: - обстоятельств, связанных с особенностями ребенка и насильника (возраст, уровень развития, свойства личности); - от продолжительности, частоты и тяжести насильственных действий; - от реакции окружающих. Главная цель в работе с такими детьми – уменьшение и ликвидация последствий травматического переживания. Встать на сторону ребенка, чтобы помочь ему. Данная работа состоит из нескольких этапов. Остановимся более подробно на 1 этапе – этап установления контакта и доверия. Если вы заметили какие – либо проявления насилия, важно установить доверительные отношения, аккуратно поговорить с ребенком, пытаясь выяснить, не кроются ли за его изменениями факты насилия. Здесь может возникнуть ценностный конфликт между принципом конфиденциальности и необходимостью защитить ребенка. Если ребенку действительно нанесен вред, то стоит открыто ему заявить о том, что не можете хранить информацию в тайне и вынуждены сообщить о факте насилия, но ребенку вы готовы помогать справиться с последствиями . Давайте рассмотрим два конкретных способа помощи детям, которые предполагают работу с мыслями (трансформацию негатива в позитив) и работу с чувствами ребенка (принимать их и трансформировать). 1.«Я хуже других» - «Я такой, какой я есть» «Вырасту, обязательно отомщу» - «Я учусь прощению и принятию» «Вот умрут, все узнают» - «Я обязательно буду жить , жить по –другому, по-достойному» «Убегу из дома» - «Я научусь искать другой выход, я научусь решать проблемы» «Я боюсь» - «Я справлюсь со своими страхами» «Почему у меня такие родители?» - «Родителей не выбирают» «За что?» - « Я не могу отвечать за поступки и слова взрослых» На этом этапе важно все негативные мысли и установки вывести наружу, и направить их на позитивные, только тогда они будут меняться. 2. Что чувствуют дети, пережившие насилие? Боль – я живой, поэтому я чувствую боль. Обиду – я принимаю и прощаю. Безысходность – найти способ, как жить дальше. Отчаяние – безвходных ситуаций не бывает, есть незнание. Страх – необходимое чувство, помогающее защитить себя. Беззащитность – восстановление безопасности и создание новых способов защиты. Бессилие – я ищу новые способы реагирования. Работа с детьми, пережившими насилие, требует длительного сопровождения в виде помощи и поддержки.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|