Рабочее место педагога-психолога

В сб.Служба практической психологии в системе образования. Вып. 12. Материа-лы к региональной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2008 стр294-297

Опубликовано под названием

«Об организационных трудностях работы современного российского психолога»

РАБОЧЕЕ МЕСТО ПСИХОЛОГА

(Проблемы нормативов по организации работы)

Соковнина М.С.

   Данная статья посвящена актуальной с нашей точки зрения проблеме, а именно – организации рабочего времени психолога. В настоящее время  психологи подвержены процессу профессионального выгорания (как, возможно, и другие специалисты сферы образования). Мы предполагаем, что происходящее  выгорание обусловлено причинами организационного характера (что не исключает параллельного влияния и внутриличностных причин). Эти причины: систематические, длящиеся годами переработки, стресс, связанный с искренним желанием выполнить нормативы и свои функциональные обязанности - как они представлены и как они понимаются как руководством, так и самими психологами, стресс, связанный  с фактической организацией служебных взаимоотношений и процессов.

     Рассмотрим лишь некоторые из аспектов, так как размер статьи не позволяет рассмотреть проблему в полном объеме.

    Одна из “проблем” – проблема так называемого активного времени работы психолога. В соответствии с законодательными актами, регламентирующими деятельность педагога-психолога в государственной  системе, его рабочая неделя составляет 36 часов, из них – 18 часов-  активная работа с образовательным клиентом, и 18 часов – организационно-методическая работа.  Это соответствует аналогичным нормативам работы учителя, и в этом смысле  педагог-психолог  в одинаковых условиях с учителем. Расхождения  имеются по двум пунктам. Первый пункт – в том, что психолог по крайней мере в части своей работы имеет дело со сложными педагогическими случаями, в которых обычными педагогическими средствами педагогу  справиться не удалось. Это- более тяжелая работа, сопровождающаяся зачастую дополнительными эмоциональными вложениями. Другой аспект сопряжен с подсчетами этого самого активного времени. Фактически принято, что психолог работает с клиентом 1 астрономический час. В  то же время, из разъяснения главного специалиста отдела практической психологии и охраны здоровья Минобразования России Тамара Федотовой, опубликованного в “Школьном психологе”   № 45 за 2003 год (1) следует,  что «Нагрузка педагога-психолога рассчитывается по астрономическим часам. Нормативы здесь такие же, как и у учителей. Педагог проводит урок в течение сорока пяти минут, плюс пятнадцать минут перемена.»   Это означает, что педагог-психолог также должен, например, давать консультацию, проводить беседу, диагностику и т.п. – 45 минут, и  еще 15 минут – он также как учитель, тратит на подготовку к проведению урока (разложить материалы на парты, написать необходимую информацию на доске – если это, например, учебно-коррекционное занятие), на необходимые записи после работы, на то, чтобы забрать ребенка из класса или отвести его (если это первоклассник) и так далее.  Но все ли психологи учитывают это при планировании своего рабочего времени? Кроме того, данное разъяснение не сопровождает основной документ министерства образования, на который в основном и ориентируются педагоги-психологи при планировании своей работы(2).

 Казалось бы, какая малость – 15 минут рабочего времени. Однако в течение года это дополнительно- 250 активных часов рабочего времени, или столько активных часов, сколько полагается отработать более чем за три месяца!

  Дополнительная неясность вносится еще олним документом, а именно приказом министерства № 69 от 7.03.06, в соотвествии с которым «Режим рабочего  вемени педагога-психолога регулируется правилами внутренего трудового распорядка образовательного учреждения с учетом: выполнения индивидуальной и групповой консультационной работы с учяастниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени; подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработки, анализа, и обобщен ия полученных резульаттов, заполнения отчетной документации, а также повышения своец квалификации». Такая формулировка приказа вызывает ряд вопросов: Означает ли эта формулировка, что психолог не выполнет другие виды работ – например – лекционно-просветительскую, диагностическую, и так далее? Докаких пределов распространяется это «Не менее половины недельной продолжительности», если в неделе 36 часов рабочего времени ?  До 24 часов, или до 32 часов , или до 34 часов?  Кто решает это т вопрос ?

    Пустыня складывается из песчинок. Возможно, кому-то они кажутся слишком маленькими для того, чтобы их рассматривать, но при сложении они оказываются могучей силой. Рассмотрим следующую песчинку. Учитель проводит урок и делает запись в журнал. Вы, вероятно, видели, как выглядит журнал. Учитель имеет журнал, который получает в готовом виде. Он не должен тратить свои деньги на его приобретение, и ему не нужно расчерчивать его графы перед заполнением. Кроме того, запись о содержании занятия в журнале – две строчки.  В этом смысле психолог – в менее выгодном положении.  Так как формы работы психолога разнообразны, он должен иметь несколько журналов, которые приобретает обычно сам, за свои деньги, и  еще должен расчертить, на что и идет еще несколько песчинок его рабочего времени. Это: журнал проведения консультаций, журнал групповых форм работы - обязательные формы, затем журнал предварительной записи на консультации, если он хочет грамотно организовать свою работу. Кроме записи в журнале, при консультировании заполняется – Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку. Другие формы, определенные документом министерства – это: план работы педагога- психолога образовательного учреждения на год, заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования (их бывает не менее нескольких за год), программы работы педагога-психолога с группой (обычно их несколько), форма для проведения коррекционной работы – заполняется на каждого ученика отдельно, на которого ведется коррекционная работа , программы для проведения коррекционно-развивающих занятий, аналитический отчет о работе педагога-психолога по итогам работы за год. Психологи, работающие в ППМС – центрах, составляют также ежемесячно статистический отчет по всем видам своей деятельности. Так называемый учебно-производственный план психолог тоже делает на себя сам, хотя, например, в высших учебных заведениях  такой план составляет специальный сотрудник учреждения, но не сами преподаватели.

       Как мы видим, сам список немал, ни один документ не тиражируется на государственном уровне, поэтому все эти документы психолог печатает и размножает как правило в своими силами. Кроме того, подсчеты делаются практически вручную, то есть автоматизация присутствует, если только сам психолог владеет работой в  exel    и имеет к этому время для разработки таких автоматизированных таблиц в exel.

     Кроме того,  Годовой план работы, составляемый психологом , который согласовывается с большим количеством лиц – классными руководителями классов, с которыми совместно проводятся уроки, классные часы, с завучами, с директором, с педагогом по внеклассной работе.

      Большинство психологов, опрошенных нами устно, отмечают, что при таком количестве документации, отчетности, которые должен вести психолог, рабочего времени «неактивных часов» не хватает, что ведет к фактическим переработкам.

       Третья «песчинка» в работе психолога образуется неясностями в законодательстве, регламентирующими работу психолога с детьми. Ходят слухи, что психолог имеет право работать с ребенком без согласия родителей, только если ему исполнилось 15 лет. Однако информации в справочнике, изданном СПбАППО в 2005 (4), размером в 320   стр, такого документа не имеется. В интернете я также не смогла найти такого документа.  Мои обращения к руководству и методисту также не принесли успеха: необходимый документ не был найден.

      Итак, документа нет, но на всякий случай мы собираем согласие родителей и без согласия родителей этой работы не делаем. Теперь следующие вопросы: кто должен делать эту работу? К примеру, учитель не собирает письменного согласия с учеников.  Эту работу проделывает администрация, при приеме ребенка в школу. Между тем, зачастую психолог должен проделать эту работу в каждом классе, в котором он планирует эту работу.  Записываются ли эти контакты  с родителями в активные часы работы?  Как войти в контакт со всеми родителями, если родительские собрания во всех классах школы назначаются на один день и одно и то же время?  Что делать с тем, что, когда контакты с родителями осуществляется через запись в дневник ребенка, многие родители отказываются от услуг психолога? Как работать с классом, если часть родителей отказалась, а вам нужно провести социометрию, чтобы  выработать стратегию помощи какому-нибудь ребенку, который в классе не принят другими детьми? И почему, если я – педагог-психолог, то  мне нужно как педагогу  разрешение родителей, а другому педагогу, который классный руководитель, или преподает предмет, не нужно такого разрешения? Тогда зачем я – педагог?  Могу ли я сделать замечание или остановить ребенка на перемене, который бьет сверстника?  А если у меня нет расписки от его родителей на разрешение с ним работать? Все эти, и еще многие, многие  вопросы возникают в связи с этой проблемой.  Вспоминается рассказ Джаннни Родари про «Почему»(5) и опасения, не начнет ли за мной гоняться полиция, как за пресловутым «Почему» из сказки Джанни Родари, который задавал неудобные вопросы…..

    Если пойти другим путем и обратиться к тем же документам, то из них можно подчерпнуть, что школьный психолог  ведет различные формы работы, такие, например, как: «консультативную,   развивающую, коррекционную,   диагностико   -   аналитическую,   экспертно    - консультационную,   учебно   -  воспитательную,  профилактическую, культурно - просветительскую и организационно – методическую». (2) Например, можно было бы разделить законодательным решением, что психолог проводит учебно-воспитательную, культурно-просветительскую, профилактическую и развивающую работу с детьми на общих педагогических основаниях, а консультативную, экспертно-консультационную, и коррекционную – с согласия родителей. Хотелось бы надеется, что данная проблема когда-нибудь будет решена  в законодательном порядке.

  Еще одна «песчинка», о которой хотелось бы упомянуть  – это оснащение кабинетов педагогов-психологов. Нормативные акты Комитета по образованию по оснащению кабинетов психологов носят рекомендательный характер(6), и поскольку в документе написано слово «рекомендуется» – это решает все –  в отличие от приказов он не выполняется. Получается – дворник без метлы и ведра, плотник- без топора. Но ведь мы же государственные работники, а не частные специалисты. Психолог работает со сложными педагогическими ситуациями, и потому  должен иметь адекватные инструменты для психологического измерения. Соответствующие стандартам комплекты методик, выпускаемые фирмой  «ИМАТОН», имеют стоимость от 2.5 до 7.5  тысяч рублей, а их нужно несколько, и нереально их приобретать за свои «деньги на приобретение методической литературы». Однако, имеется ли регламентирующий документ, на что мы, психологи, должны тратить эти деньги ?

     Последняя и одна из наиболее сложных проблем – это проблема производственных нормативов на различные виды деятельности психолога. Один из аспектов этой проблемы состоит в том, что,  в работе психолога присутствует достаточно много психологической диагностики, а любая диагностика  - в особенности групповая – дает соотношение к активному часу работы – 10-12 часов подготовки и обработки материала. То есть, с точки зрения учебного процесса – более выгодна групповая диагностика, когда дети работают вместе, в одних условиях, они не отрываются по одному, например, с урока,  а получается, что психолог с нее он может записать себе только 1 час активной работы, а на  подготовку – ведь для работы на уроке нужно тщательно и в большом количестве подготовить раздаточный материал, и дальнейшая обработка результатов, сведение результатов в таблицу, анализ, составление аналитической справки, заключения – все это требует больших затрат времени.

Это- одна из областей, ведущая фактически к переработкам и профвыгоранию.  

    Министр образования РФ Филиппов Владимир Михайлович, отвечая на вопросы пользователей интерента о рабочем времени педагога психолога, используя материалы

инструктивного письма от 1 марта 1999 г. №3 (приказ №3612) об использовании рабочего времени педагога-психолога в образовательном учреждении., в заключении отмечает: “Вместе с тем нельзя не отметить, что педагог-психолог в системе образования относится к категории педагогических работников, наименее защищенных в нормативном правовом обеспечении и в настоящее время Управлением специального образования разрабатываются необходимые документы, касающихся деятельности Службы практической психологии, что позволит в ближайшем будущем иметь соответствующую нормативную правовую основу деятельности педагогов-психологов в системе образования” (7).

   И последнее. Путешествуя по сайтам в поисках инофрмации и нормативных документов, попадаю на сайт Профсоюза работников народного образования и науки российской федерации(8), и получаю оттуда информацию: «При решении вопросов, связанных с рабочим временем педагога-психолога, следует иметь в виду, что письмо Министерства образования Российской Федерации от 24.12.2001 № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения» нормативным правовым актом  не является» и «Продолжительность рабочего времени педагогов-психологов образовательных учреждений установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года № 191, принятым в соответствии со статьей 333 ТК РФ, и составляет 36 часов в неделю.  В этом постановлении для педагогов-психологов не определено каких-либо временных соотношений по исполнению тех или иных видов работы в пределах его должностных обязанностей.

       Таким образом, каждое образовательное учреждение с учетом  специфики его деятельности в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времени (т.е. 36 часов в неделю) вправе самостоятельно определить  режим выполнения возложенных на него обязанностей, в том числе продолжительность работы непосредственно с обучающимися, воспитанниками.»……..  Как жить дальше?

 

Ссылки

  1. Начальство не всегда ошибается... На вопросы наших читателей отвечает главный специалист отдела практической психологии и охраны здоровья Минобразования России Тамара Федотова ( Подготовила Ольга Решетникова) Школьный психолог № 45 за 2003 год
  2. Министерство Образования Российской Федерации Письмо от 24 декабря 2001 г. N 29/1886-6 Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения
  3. Формы учета деятельности и отчетность педагогов-психологов. Приложение к инструктивному письму № 3 от 01.03.99, Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.
  4. Нормативно- правовые документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога в системе образования (выпуск 2). Составители: д.п.н., профессор А.К. Колеченко и др. Санкт-Петербург, СПб АППО, 2005
  5. Джанни Родари «Почему». Рассказ. Опубликовано в Литературной Газете.
  6. Методические рекомендации к организации кабинета педагога-психолога образовательного учреждения. Приложение 2 к распоряжению Комитета по образованию от 23.09.2004 № 405-р. в Кн: Нормативно- правовые документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога в системе образования (выпуск 2). Составители: д.п.н., профессор А.К. Колеченко и др. Санкт-Петербург, СПб АППО, 2005, Стр. 278-271
  7. О рабочем времени. Официальный сайт. philippov.ru Филиппов Владимир Михайлович, Министр образования РФ
  8. Сайт www/ed-union.ru http://www.ed-union.ru/Files/doc786.doc

                    

        

 

 

 

 

 

    

 



Просмотров: 558
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Профилактика нехимических зависимостей как одно из направлений работы педагога - психолога
  • Особенности работы педагога-психолога с детьми,испытывающими тревогу и страх.
  • Организация работы педагога-психолога с педколлективом (для молодых и начинающих специалистов)
  • Основные направления психокоррекционной работы педагога – психолога в образовательном учреждении
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Специфика работы педагога-психолога в логопедическом детском саду
  • Фототерапия как метод психокоррекционной работы в работе практического психолога и специалиста социальной работы
  • От каких профессиональных навыков зависит успех работы психолога. Почему психолог лучше чем коуч
  • Сила воли или почему не сбывается загаданное. И почему это важно для работы психолога.
  • Что важно знать молодому специалисту о работе педагога-психолога в школе?
  • Для чего нужен психолог и как его выбрать? Руководство при выборе психолога
  • Что такое психологическая проблема и предмет работы психолога
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Роль психолога в системе реабилитации химически зависимых и проблемы, возникающие в процессе его работы
  • Правила работы психолога с клиентом при использовании мандалы
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Музыкотерапия в деятельности школьного педагога-психолога
  • Если у психолога нет времени на жизнь, хороший ли он специалист?
  • Обзор новейших направлений психологии в работе педагога-психолога
  • Логинова О.И. Как выбрать психолога для работы с психологической травмой?
  • Психотерапевтические возможности камнетерапии в профессиональной деятельности педагога-психолога
  • Роль педагога-психолога при формировании групповой сплочённости студентов ВУЗа
  • Модель профориентационной работы государственного учреждения образования Республики Беларусь
  • Заметки психолога в системе образования
  • Представление о времени как условие организации самостоятельной работы младших школьников
  • Зачем психолог или как дочь психолога решает проблемы
  • Коротко об особенностях работы психолога с детьми с ОВЗ и роли родителей в их развитии
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Консультативная работа педагога-психолога с родителями по проблемам школьной дезадаптации
  • План работы психолога с проблемой выбора



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь