Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе по теме «Работа с картиной матрицей на тему: «Как звери готовятся к зиме».
Цель: познакомить детей с жизнью диких животных поздней осенью.
Задачи:
Образовательные:
- формирование знаний детей о подготовке зверей к зиме;
- формирование умения отгадывать загадки, используя отгадки для составления картины – матрицы;
- обогащение словаря детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями через загадки.
Развивающие:
- развитие умения подбирать глаголы и прилагательные для характеристики животных;
- развитие навыков диалогической речи, умения вступать в речевое взаимодействие с взрослым.
Скачать: Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе по теме «Работа с картиной матрицей на тему: «Как звери готовятся к зиме». (полный конспект)
Воспитательные:
- воспитание бережного, заботливого отношения к животным;
- воспитание доброжелательного отношения между детьми.
Предварительная работа: рассказ воспитателя о приметах осени; беседы, наблюдения на прогулке; рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением осенних пейзажей, диких животных; чтение художественной литературы об осени, о лесных животных; просмотр презентаций.
Материал: картинки на магнитной основе для составления картины, магнитная доска (мольберт).
Ход НОД.
1. Настрой на работу.
Дети входят в групповую комнату, встают на коврике в круг.
Я люблю наш детский сад
В нём полным полно:
Лисят? – Нет
Ежат? – Нет!
Зайчат? – Нет!
Бельчат? – Нет!
Ребят? – Да!
Хорошо, когда мы вместе
Настроение у всех чудесней.
Будем вместе заниматься
И друг другу улыбаться.
– Ребята, давайте улыбнемся друг другу.
2. Введение в тему.
– Посмотрите на магнитную доску. У меня здесь изображен лес.
На магнитной доске из силуэтов составлена картина: деревья, солнышко с тучкой, желтая травка.
На деревьях нет листочков.
Травка желтая стоит,
Небо тучками покрыто,
Солнце светит, но грустит.
Дыхательная гимнастика.
– Послушайте, какая тишина в лесном царстве. Какой замечательный воздух.
– Вы чувствуете, чем пахнет в лесу поздней осенью? Пахнет свежестью, чистотой и прохладой. Давайте понюхаем свежий лесной воздух.
– Дети, а кто живёт в лесу?
– Как называются эти животные?
– Почему они так называются? (Дикие животные сами добывают себе корм, строят жилища, заботятся о детёнышах).
– Сегодня мы с вами будем разговаривать о том, как животные в лесу готовятся к зиме.
– Я предлагаю сесть вам на пенечки – стульчики и посмотреть, как звери к зиме готовятся. Прошу вас сидеть тихо, иначе звери испугаются и разбегутся.
3. Составление картины – матрицы.
– Сейчас я буду вам загадывать загадки о животных леса и дополнять нашу картину картинками – отгадками.
Воспитатель загадывает загадки и выставляет на магнитную доску картинки – отгадки.
Любит кушать он малину
И в берлоге спать всю зиму.
Страшно может он реветь,
А зовут его...
(Медведь)
Воспитатель выставляет на магнитную доску силуэт медведя.
– Вот идет по лесу косолапый мишка. Давайте покажем, как ходит мишка.
Динамическая пауза.
Дети изображают движения, соответствующие тексту.
Мишка косолапый
По лесу идёт,
Шишки собирает,
Песенки поёт.
Вдруг, упала шишка.
Прямо мишке в лоб...
Рассердился Мишка
И ногою – топ!
Дети садятся на стульчики.
– Плохо стало в лесу, нет малинки, нет землянички, холодно.
– Что делать косолапому? Нечего. Решил мишка поспать.
– Где спит зимой медведь?
Воспитатель меняет силуэт идущего медведя, на медведя, спящего в берлоге.
– Кто еще спит зимой, вы узнаете, отгадав следующую загадку.
У него иголочки,
Как в лесу на елочке.
Зверя лучше не тревожь!
Он колючий. Это...
(Еж)
Воспитатель выставляет на магнитную доску силуэт ежика.
– Кто это? Какая шубка у ежика? Как ежик спасается от врагов? Что делает зимой ежик?
– Зимой ежик, как и медведь, спит. Но спит он не в берлоге, а в норке, свернувшись клубком, под глубоким сугробом, как под толстым, пушистым одеялом. И спит он так всю зиму, до весеннего солнышка.
– Послушайте стихотворение про то, как ежик готовит свою норку к зиме.
Ежик пыхтун по тропинке бежит,
А на спине его листик лежит.
Ежик, зачем тебе этот листок?
– Норку свою утепляю, дружок.
– Чем же еще ты ее утеплил?
– Веточки, травку и мох положил
Игра малой подвижности «Ежик».
– Ребята, давайте встанем в круг и споем ежику песенку, чтобы ему крепче спалось в своей норке зимой.
Выбирают ребенка, который будет изображать ежика. Он садится и обхватывает руками колени. Остальные дети с воспитателем идут по кругу и поют песенку.
Шли по лесу не спеша,
Вдруг увидели ежа.
– Ежик, ежик, – мы друзья,
Дай погладим мы тебя.
Все наклоняются и ласково прикасаются к «ежику».
Игра повторяется 2 – 3 раза. После игры дети садятся на стульчики.
– Ребята, послушайте следующую загадку про лесного зверька.
Догадайтесь, кто же это?
В шубку рыжую одета.
И не рыба, и не птица.
Это — хитрая...
(Лисица)
Воспитатель выставляет на магнитную доску силуэт лисицы.
Игра – имитация «Лиса».
– Ребята, я предлагаю вам встать и изобразить лисичку.
Воспитатель читает стихотворение:
Я хитрая лиса,
Леса темного краса,
По полянке бегу,
Лисий след свой замету.
Дети идут, подражая повадкам лисы, показывают хитрую походку лисы, лукавость.
Дети садятся на стульчики.
– Ребята, какая шубка у лисы?
– Что лиса будет делать зимой? Зимой лиса будет ловить мышек, мышковать.
Он в лесу дремучем рос,
Серой шерстью весь оброс.
В зайцах вкусных знает толк
Злой голодный серый...
(Волк)
Воспитатель выставляет на магнитную доску силуэт волка.
– Волки, как и лисы, зимой не спят. К зиме у этих зверей шерсть становится более густая. Зимой волки объединяются в крупные стаи и охотятся на кабанов, зайцев.
– Послушайте еще одну загадку про лесного зверька, который не спит зимой.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
(Белка)
Воспитатель выставляет на магнитную доску силуэт белки.
– Белочка зимой не спит. Осенью она делает запасы.
– Какие запасы делает белочка?
Игровое упражнение «В гостях у белочки»
Белочка в лесу живет,
В гости нас к себе зовет.
Вкусные орешки в руки мы возьмем,
С ними поиграем, белке отнесем.
Воспитатель читает стихотворение и кладет каждому ребенку на ладошку грецкий орех и предлагает выполнить следующие задания:
покатать орех между ладоней (20 – 30 секунд);
сжимать орех всеми пальчиками, на счет раз – пальчики напрягаются, два – расслабляются (чередуя правую и левую руку);
подержать орех на раскрытой ладошке (чередуя правую и левую руку) в течение 20 – 30 секунд.
– Поиграли с орешками, а сейчас давайте их сложим в корзиночку и передадим белочке. Пусть белочка зимой орешки грызет и про нас вспоминает.
– Белочка поздней осенью не только запасы делает, но и свою шубку меняет. К зиме шубка у белочки становится мягкой и пушистой, сероватого цвета. Своё гнездо она сооружает на деревьях, в дупле. Гнездо белочка утепляет шерсткой, мхом, травкой. В сильные морозы белка не вылезает из своего дупла, спит, свернувшись клубочком. А вход в дупло белочка закрывает своим пушистым хвостом.
Что за зверь такой лесной?
В белой шубке меховой.
Всех боится зверь – трусишка.
Как зовут его?
(Зайчишка)
Воспитатель выставляет на магнитную доску силуэт зайчика.
– Какого цвета шубка у зайчика?
– Почему он серую шубку сменил на белую?
– Послушайте, какая история произошла поздней осенью в лесу.
Встретились как-то в морозный день под елкой белка и заяц. Белка говорит: «Здравствуй, ты кто такой?»
– Я – заяц. А ты кто такая?
– А я белка. Почему ты стал другого цвета? Я тебя совсем не узнала?
Заяц говорит: «Я поменял свою серую шубку на белую, теперь меня на снегу не видно. Лиса пройдет мимо, не заметит. А ты белка стала, почему другого цвета?
– Я тоже к зиме приготовилась. Летом я была рыжая, меня в листве деревьев не было видно. А зимой деревья голые, серые, вот я и поменяла свою шубку на серую, теперь меня среди веточек не видно.
– Все зверята поменяли свои летние шубки на зимние. Зимние шубки теплее, пушистее, теперь им зима не страшна.
– Посмотрите, какая картина у нас с вами получилась. Так звери встречают зиму.
Рефлексия:
– Ребята, я благодарю вас за работу.
– О ком мы сегодня говорили?
– Сегодня мы узнали, как животные леса готовятся к зиме.
– Каким было ваше настроение?
– Почему?
– Что вам больше понравилось?
|