Конспект занятия на тему: «Как звери готовятся к зиме».
Проблема: Чебурашка уезжает в Африку.
Игровая мотивация: «Рассказать Чебурашке о том, как дикие звери готовятся к зиме».
Цель: активизация мышления, речи в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации.
Задачи:
1) развивать поисковую деятельность детей:
- способствовать к определению задач на основе поставленной проблемы;
- умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
2) выяснить какие изменения происходят с животными: белкой,
зайцем, лисой, медведем с наступлением холодов, как меняется их внешний облик;
3) упражнять в подборе слов- определений к существительным,
побуждать детей к словотворчеству;
4) развивать двигательную активность детей: упражнять в беге, в
прыжках, равновесии, в умении действовать по сигналу;
- 5)воспитывать интерес и любовь к живой природе;
- 6)развивать любознательность, наблюдательность.
Ход занятия
1. Введение в игровую ситуацию. В группу заходит Чебурашка с чемоданом.
Воспитатель: Чебурашка, куда ты собрался?
Чебурашка: Мы с друзьями решили уехать в Африку, потому что там нет зимы. А я люблю ходить в лес, а зимой в лесу тихо, неинтересно, все звери спят в берлогах.
2. Уточнение проблемы. Постановка задач.
Воспитатель: ребята, давайте выясним, прав ли Чебурашка? Давайте вместе с Чебурашкой отправимся в лес и найдем следы зверей.
3. Поэтапное решение проблемы. Диалоговая беседа. Воспитатель: Как надо одеться, чтобы отправиться в лес? Одеваемся.
Как надо вести себя в лесу? Вспомните правило: в лесу мы только гости!
4. Дети вместе с Чебурашкой отправляются в лес
Воспитатель: Смотрите, какая узкая тропинка среди сугробов. Как по ней пройти? (Игра «След в след»).
Дети выходят на полянку. На полянке ель, под ней разбросаны шишки.
Воспитатель: Кто на ветке шишки грыз
И бросал объедки вниз?
Кто по елкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
Дети находят белку.
Воспитатель: Кто это?
Какого цвета у него шубка?
Какая шубка у нее летом?
Почему белка меняет шубку?
Как белка готовится к зиме?
Что она запасает на зиму?
Куда складывает запасы белка?
Игра «Придумай добрые слова про белочку».
5. Дети подходят к небольшому оврагу. Что делать? (Перепрыгнуть.) Подходят к сугробу.
Чебурашка: Это что за бугорок? Из него идет дымок. (Ответы детей.) Воспитатель: Как на горке снег, снег
И под горкой снег, снег.
И на еже снег, снег
И под елкой снег, снег.
А под снегом спит... медведь
Тише, тише, не шуметь!
- Ребята, что же делают медведи зимой?
- Где спит медведь?
- Почему медведь спит зимой? Придумайте загадку про медведя.
6. Возле дерева дети обнаруживают чьи-то следы.
Воспитатель: Дети, обратите внимание на то, как расположены следы: петлями, кругами. Кто же здесь петлял?
Игра «Назови следы». След зайца - заячий, лисы - лисий, медведя - медвежий, птицы - птичий.
Воспитатель: Почему заяц петляет, от кого он спасается? Какие враги у зайца? Почему он не прячется в домике? Отгадайте загадку: «Зимой - белый, летом - серый». Для чего заяц меняет шубку? (Рассказ воспитателя). Чебурашка: А как заяц готовится к зиме? Какие он делает запасы? Что ест заяц?
Воспитатель: Как зайца называют в сказках? («Зайчишка-трусишка»). Правильно, он всех боится и прячется, поэтому его очень трудно увидеть.
Подвижная игра «Зайцы и филин».
Выбирается «филин», остальные дети «зайцы». «Зайцы» скачут на полянке. На сигнал «филин» «зайцы» приседают и замирают, а «филин» летает и высматривает добычу. Кто шевельнется, того он забирает.
Чебурашка: Дети, кто будет «филином»? Как выбрать? (Считалкой).
7. Воспитатель: Ребята, давайте отдохнем, присядем на пенек. Смотрите, что за огонек мелькнул среди кустов. Отгадайте загадку.
«Белый на белом
Написал, где бегал.
Рыжая прочтет
-Белого найдет»
- Кто это? Какая шубка у лисы?
- Как лиса готовится к зиме? Ей надо делать запасы?
- Чем питается лисица?
- А враги есть у лисы? (Рассказ воспитателя).
Чебурашка: Ребята, лиса - один из самых любимых сказочных персонажей. Назовите сказки, где главный персонаж - лисица.
Воспитатель: Ну что, Чебурашка, теперь ты знаешь, как звери готовятся к зиме?
Чебурашка: Спасибо, я-то знаю. А как же мои друзья?
8. Постановка новой проблемы.
Дети вместе с воспитателем определяют новую проблему: для друзей Чебурашки нарисовать животных, которых встретили в зимнем лесу; придумать загадки о животных.
|