Направленность: художественная
Возраст обучающихся: 4 – 7 лет
Срок реализации: 1 год
Составители:
- Дудкина Елена Викторовна, воспитатель
- Николаева Галина Петровна, воспитатель
Томск 2018
Содержание
Скачать конспект
1. Целевой раздел
- 1. Пояснительная записка
- Содержательный раздел
- 1. Особенности программы
- 2. Учебный план
- 3. Календарный учебный график
- Организационный раздел
- 1. Организация занятий
- 2 Материально-техническое оснащение программы
- 3Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы
- 4 Литература и технологии
- Целевой раздел
- 1. Пояснительная записка
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством ее решения является изобразительная деятельности детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия по ИЗО способствуют развитию творческих способностей, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
В.А. Сухомлинский писал, что «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в собственном творчестве. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так, как лежащая в ее основе предметно — практическая деятельность обладает значительно развивающим потенциалом.
Актуальность
Однако у детей с ОВЗ не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, присутствует страх перед материалами и оборудованием. И, вследствие этого, у детей исчезает желание рисовать.
Так как у детей с ОВЗ память неустойчивая и кратковременная, они нуждаются в простой технике рисования, вызывающей интерес и эмоциональный отклик и увлекает к последующему рисованию, а также доступный, простой и быстрый способ получения результата. Работы получаются быстро и сразу. И действительно, что может быть проще — обмакнул пальчик в краску и ставь им на бумаге точки, печатай ладошками и штампами. Даже у начинающего малыша получатся очень красивые работы. Нетрадиционной рисование – это увлекательное занятие, которое сразу нравится детям.
Использование нетрадиционных способов рисования позволяет разнообразить способности ребенка, пробуждают интерес к изобразительной деятельности в целом, создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствует развитию инициативы, самостоятельности детей, вселяет уверенность ребенка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к творческой деятельности.
Работа по программе предоставляет возможности для всестороннего развития ребенка с ОВЗ, создает среду для занятий детским изобразительным творчеством с использованием нетрадиционных материалов, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми.
Цель рабочей программы:
Развитие творческих способностей детей с нарушением интеллекта средствами нетрадиционного рисования на основе сотрудничества со взрослыми.
Задачи рабочей программы в образовательных областях:
1. Социально – коммуникативное развитие:
- Развивать эмоциональную отзывчивость от процесса изобразительной деятельности и полученного результата.
- Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества с взрослыми в создании рисунков.
- Обучать безопасному поведению детей во время процесса рисования.
2. Речевое развитие:
- Развивать познавательно – коммуникативные навыки через вербальную и невербальную речь.
3. Познавательное развитие:
- Развивать психические процессы: восприятие, внимание, зрительную память, мышление; развивать усидчивость.
4. Художественно – эстетическое развитие:
- Обучать детей овладению нетрадиционной технике рисования, используя различные материалы.
- Знакомить детей с изобразительным искусством разных видов и жанров.
- Учить детей видеть и понимать красоту природы, окружающих предметов.
5. Физическое развитие:
- Развивать двигательно-зрительную координацию, мелкую моторику пальцев рук, тактильную чувствительность (при непосредственном контакте пальцев рук с краской, дети познают ее свойства: густоту, вязкость, твердость).
Особенности детей группы компенсирующей направленности
Нашу группу посещают дети с разными сочетанными диагнозами: синдром Вильямса, синдром Дауна, умственная отсталость, аутизм (РАС). Детям в ДОУ созданы благоприятные условия развития в соответствии с их возрастными индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми и взрослыми. Почти у всех детей несформированность и отсутствие речевых навыков, нарушение внимания, мышления, воображения, усидчивости, работоспособности, нарушение координации в системе «глаз-рука», повышенная отвлекаемость. Все дети нуждаются в постоянной стимуляции и помощи в выполнении заданий, не всегда слышат и понимают словесную инструкцию, что способствует многократному повторению показа действий с предметом и объяснению.
Организуя работу по нетрадиционному рисованию важно помнить, что дети с ОВЗ только начинают знакомиться с нетрадиционным рисованием, то на занятиях их лучше начинать знакомить с самыми простыми методиками: рисованием руками, пальчиками и штампованием.
Форма проведения работы по изобразительной деятельности:
- индивидуальная и мини-подгруппа 1-2 ребенка
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы по художественному творчеству. Общее количество занятий в год – 36, время занятий 15-20 минут.
Программа ориентирована на работу с детьми с нарушением интеллекта в возрасте 4-7 лет.
|