Паспорт проекта:
- Тип проекта: длительный, творческий
- Сроки реализации: 5 месяцев
- Участники: дети подготовительных групп
- Руководитель: учитель-логопед Хрищатая Г. П.
Цель: Развивать устную речь и предпосылки одарённости в литературно-речевой деятельности у детей с нарушением речевого развития
Задачи:
- Составить план по развитию предпосылок одарённости в литературно-речевой деятельности
- Выявить уровень развития творческих потенциалов у детей
- Познакомить родителей с приёмами развития творческих способностей у детей
- Составить перспективный план по развитию речевой моторики с помощью логосказки
- Оформить рукописную книгу со сказками и стихами детей с предпосылками одарённости в литературно-речевой деятельности
Предполагаемый результат: Умения детей пересказывать и сочинять сказки и короткие стихи
Перспектива реализации результатов: Составление рукописных книг детей с предпосылками одарённости в литературно-речевой деятельности
Актуальность: Целью логопедических занятий с детьми с речевой патологией является не только развитие полноценной речедеятельности, а именно формирование правильного звукопроизношения; развитие просодической стороны речи, обогащение словаря, овладение навыками словоизменения и словообразования, развитие связной грамматически правильной речи, но и развитие творческих способностей. Творческие способности – это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи и задачи. Это способность напрямую зависит от кругозора человека. Творческие способности детей с речевыми расстройствами имеют свои особенности:
- снижение мотивации в деятельности
- снижение познавательных интересов
- бедный запас общих сведений об окружающем
- несформированность операционных процессов
- сложность в создании воображаемой ситуации
- недостаточная точность предметных образов – представлений
- непрочность связей между зрительной и вербальной сферами
Их представления о предметах оказываются иногда неточными и неполными, практический опыт недостаточно закрепляется и обобщается в слове, вследствие этого запаздывает формирование понятий. Чем сложнее нарушения речи, тем больше ограничиваются возможности ребёнка проявить творчество, он оказывается беспомощным в создании новых образов. Детям с речевыми нарушениями оказываются недоступны творческие задания: воспроизведение рассказа педагога; составление рассказа о событиях из личного опыта; понимание метафор, пословиц. Поэтому у детей с проблемами в речи надо развивать параллельно устную речь и творчество, выявлять предпосылки одарённости в той или иной области.
Творческая реализация проекта:
- Диагностика творческих способностей детей: Методика «Как спасти зайца», «Солнце в комнате» авторы: (В. Синельников, В. Кудрявцев)
- Тест «Творческий потенциал Вашего ребенка» (с родителями)
- Составление и реализация плана по развитию предпосылок одарённости в литературно-речевой деятельности
- Консультации для родителей «Приёмы развития творческих способностей детей», «Как развивать речь ребёнка с помощью чистоговорки»
- Сочинение сказок и стихов с детьми с предпосылками одарённости в литературно-речевой деятельности (совместно с родителями)
- Оформление рукописной книги «Мои первые сказки»
Содержание проекта:
Начиналась реализация проекта с диагностики творческих способностей детей. Для этого использовалась методика диагностики универсальных творческих способностей для детей 4-5 лет, авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев, (гистограммы 1 и 2).
Гистограмма 1.
Гистограмма 2.
Из гистограмм 1 и 2 видно, что большее количество баллов получили менее 50% детей. Это подтверждает то, что у детей с нарушением речи творческие способности имеют свои особенности и слабо развиты.
К диагностике были привлечены родители, которым предлагалось провести тест со своими детьми, на выявления: имеет ли ребёнок творческие задатки в литературно-речевой деятельности? (Гистограмма 3.)
Тест «Творческий потенциал Вашего ребенка»
Вы уже не раз задавались вопросом, имеет ли Ваш малыш творческие задатки? Пройдите наш интересный тест и узнайте, каков творческий потенциал Вашего ребенка.
Помните, когда вы с малышом прочитали первую книгу?
- Ребёнок интересуется энциклопедиями книгами из серии «Хочу всё знать»
- У моего ребёнка нет тяги к книгам
Какие книги стоят на полке в его детской?
- Много книг: энциклопедии, словари, художественная литература
- На полках в детской мало книг
Любит ли Ваш ребенок сам сочинять рассказы, сказки?
- Да, он постоянно что-то придумывает, пересказывает
- Не помню такого
Воображает ли он себя персонажем сказок?
- Да, он представляет себя разными героями
- Нет
Рисует ли Ваш ребёнок после прочтения книг?
- Да, часто
- Нет
Плакал ли он над грустным фильмом или книгой?
- Да, никогда не забуду
- Нет, он плачет, когда не покупают игрушки, сладости
Когда Ваш ребенок смотрит детские познавательные передачи по телевизору или играет в компьютерные игры то он:
- Знает наперёд все ответы
- Не смотрит такие передачи
Перечитывает ли Ваш малыш свои любимые книги?
- Конечно, он даже говорит цитатами из своих книг
- Нет
Когда малыш Вам что-то рассказывает, он:
- Он эмоционален и артистичен
- Он предпочитает слушать, не очень эмоционален
Гистограмма 3.
После проведения теста, можно сказать, что дети с проблемами в речи мало эмоциональны, не поддерживают интерес к книгам, не умеют выдумывать истории, слабо пересказывают тексты. (Положительных ответов под номером 1- менее 50%)
В дальнейшей работе был составлен план развития творческих способностей у детей, письменные и устные консультации, практикумы для родителей.
Перспективный план работы:
- Артикуляционные упражнения по логосказкам и игровым тренингам (план по месяцам)
- Составление творческих рассказов (О. С. Ушаковой серии сюжетных картинок «Рассказы про зверят», демонстрационный материал Т.Ю. Бардышева. Е.Н. Моносова)
- Пересказ и составление сказок с помощью театра (настольного, пальчикового, фланелеграфа:
- «Лиса, заяц и петух»
- «Три медведя»
- «Гуси-лебеди» и др.
4. Составление рифмы по лексическим темам
5. Составление рассказов описания по лексическим темам (по плану)
6. Составление сказок и заучивание стихотворений с помощью:
- Речевых тренажёров (Истории про колобка)
- Мнемотехники (чистоговорка «Колобок», «Ну и лошадка» «Платок», «Две руки», «Ромашки», «Пирог» и др., сказки «Репка», рассказы о временах года, по темам
- Живая мнемотехника (видео)
- «Сказка-малышка» (по кубикам)
7. Заучивание стихотворений в сочетании речи и движения (по темам)
8. Разгадывание кроссвордов и загадок по сказкам и лексическим темам (по плану)
9. Компьютерные игры на составление рассказов и сказок:
- «Составь описание»
- Составь рассказ по картинкам: «Летом», «На реке», «Ёжики», «Гроза»
- Перескажи сказку о букве ( «Буквенные сказки»)
- «Радуга» (по картинкам)
- «Рифмованные миниатюры»
10. Составление сказок по любимым мультфимам:
- Истории про «Смешариков»
- Истории про «Машу и медведя»
- Истории про «Лунтика»
11. Составления сказок о героях – помощниках:
- Интерактивная собачка «Шонни»
- Змейка «Нила»
- «Каркуша»
- «Незнайка»
- Клоун «Стёпа»
12. Игры и упражнения: «Салат из сказок», «Попробуй угадать конец фразы», «Добавь слова», «Слова перепутались», «Оживим картинку», «Видеоскоп», «Мысленное путешествие по картинке» и др.
В результате проведённой работы дети стали более эмоциональны, у них лучше сформировалась связная речь, могли сочинять сказки и короткие стихи, которые записывались в сборниках, оформлялись в виде рукописной книги.
учитель-логопед высшей категории
Хрищатая Галина Петровна
МДОУ №12 «Сказка», г. Оленегорск,
Мурманской обл.
Литература:
- Шорохова О. А. Играем в сказку. М., изд.: ТЦ Сфера, 2006
- И. Л. Лебедевой Трудный звук, ты наш друг! М., изд.: Вентана-Граф, 2008
- Рогожникова М. В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки. Ж Логопед № 2, 2008
- Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в считалках. М., Изд.: ГНОМ, 2012
- Волошина И. А. Артикуляционная гимнастика для девочек. Изд.: Детство-Пресс, СПб, 2011
- Громова О. Е. Инновации в логопедическую практику. М, изд.: Линка-Пресс, 2008
- Юрова Р. А. Формирование связной речи у детей — ринолаликов дошкольного возраста. Ж. Дефектология № 2 1996
- Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. М. Изд.: ГНОМ, 2004
- Белоусова Л. Е. Научиться пересказывать? Это просто! СПб. Изд. Дом Литера, 2009
- Темникова В.Э. Логопедические игры с чистоговорками. М., 2006
|