Учитель-логопед Постол Татьяна Викторовна, высшая квалификационная категория; Челябинская область, г.Снежинск, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 21»
Задачи:
- Учить детей составлять связный последовательный рассказ по серии картинок.
- Учить детей придумывать начало рассказа.
- Развивать умение грамматически правильно оформлять предложения.
- Учить детей включать в рассказ прямую речь.
- Упражнять детей в подборе глаголов-действий, определений.
- Упражнять детей в конструировании предложений из слов.
- Развивать фантазию и творчество.
- Учить детей устанавливать причинно-следственные связи.
- Развивать наблюдательность, зрительное восприятие, внимание.
Ход занятия
1. Оргмомент.
Игра «Хлопни в ладоши»
Учитель-логопед: Я буду называть разные слова, а вы хлопайте только на те слова, которые подходят к весне:
- листопад, снегопад, солнышко, ледоход, вьюга, сосулька, оттепель, метель, проталина, мороз, капель, замерзает, тает, пригревает, метёт, журчит, капает.
2. Введение в тему.
Учитель-логопед: Отгадайте загадку:
Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая – для лета, Для зимы – другого цвета (заяц)
Учитель-логопед: Докажите, что это заяц.
(Дети аргументируют свой ответ.)
-Сегодня будем придумывать сказочную историю про зайца и снеговика.
3. Рассматривание картинок, расположение их в нужной последовательности
Учитель-логопед: Рассмотрите картинки и подумайте, что случилось вначале, что – потом, что – в самом конце.
(Детям даётся время рассмотреть картинки, после чего картинки выставляются в нужной последовательности и объясняется выбор.)
4. Рассматривание каждой картины по отдельности, беседа по содержанию, работа над уточнением и активизацией словаря.
1 картина.
Учитель-логопед: Кого вы видите на картинке? (Я вижу на картинке зайчика и снеговика.)
-Откуда взялся снеговик во дворе? (Выслушиваются варианты ответов.)
-Откуда прискакал заяц? Зачем? (Выслушиваются варианты ответов.)
-Что захотелось зайке? (Зайцу захотелось достать морковку.)
-Каким был заяц? (Он был очень голодным.)
-Как вы думаете, что сказал заяц? (Какая длинная морковка. Наверное, она очень вкусная, сладкая! Надо её съесть!)
-Что он сделал? (Заяц подпрыгнул.)
-Удалось ли зайке достать морковку? Почему? (Ему не удалось достать морковку, потому что снеговик был высоким, а заяц маленьким.)
2 картина.
-Что принёс заяц? (Заяц принёс лестницу.)
-Откуда он её мог принести? (Выслушиваются варианты ответов.)
-Что он сделал? (Заяц подставил лестницу к снеговику)
-Расскажите, как заяц доставал морковку. (Он залез на лесенку и стал тянуться лапкой за морковкой.)
-Удалось ли теперь достать ему морковку? Почему? (Заяц и теперь не достал морковку, потому что лесенка была короткой.)
-Что в это время появилось из-за тучи? (В это время из-за тучи появилось солнышко.)
3 картина.
-Почему зайка сел на лесенку? (Он решил подождать, когда выйдет солнышко и снеговик растает.)
-Какой зайка? (Умный, догадливый, хитрый)
-Как светило солнышко? (Солнышко светило всё ярче и ярче.)
-Что случилось со снеговиком? (Он стал таять.)
-Расскажите, как таял снеговик. (Снеговик стал меньше ростом, ручки и нос-морковка у него опустились, снеговик стал грустным.)
4 картина.
-Что случилось со снеговиком? (Снеговик растаял.)
-Почему снеговик растаял? (Солнышко припекало всё сильнее и сильнее.)
-Во что превратился снеговик? (Он превратился в воду.)
-Что от него осталось? (Лесенка, ведро, ветки и морковка.)
-Что сделал заяц? (Заяц сел и стал грызть морковку.)
-Какая была морковка? (Она была сладкой, сочной, хрустящей.)
(Выделенные слова уточняются и проговариваются детьми.)
Физпауза – пантомима «Дети лепят снеговика».
5. Активизация и уточнение словаря.
1. Подбор определяемых слов и глаголов-действий.
Учитель-логопед: Догадайтесь, к кому из героев рассказа относятся слова:
- Умный, догадливый, хитроглазый, находчивый, длинноухий … (заяц)
- Грустный, высокий, серо-белый … (снеговик)
- Лучистое, яркое, весеннее, ласковое … (солнце)
(При трудностях восприятия сложных прилагательных объясняется их смысл, например: хитроглазый – с хитрыми глазами.)
Учитель-логопед: Подберите свои словечки к героям:
-Какой зайка?
-Какое солнышко?
-Какой снеговик?
-Что может делать заяц?
-Что может делать снеговик?
-Что может делать солнышко?
(Совместно с детьми подбирается по 5-6 определений и глаголов-действий.)
2. Конструирование предложений.
-Слова «перепутались», помогите навести порядок:
- Дети, снеговик, слепить, двор, во;
- Заяц, лес, выбежать, из;
- Заяц, морковка, съесть, захотеть;
- Заяц, подняться, лесенка. По;
- Солнце, туча, из-за, выглянуть;
- Лучи, снеговик, растопить;
- Превратиться, в воду, растаял, снеговик, и;
6. Составление рассказа по цепочке
Образец рассказа:
Однажды дети слепили во дворе снеговика. Он получился высоким, красивым, весёлым. Дети ушли домой, а в это время из леса прибежал заяц. Он был очень голодным. Заяц увидел у снеговика морковку и сказал: «О-о-о, какая длинная морковка! Наверное, она очень вкусная. Я такой голодный! Надо её съесть». Заяц подпрыгнул, но достать морковку не смог – снеговик был высоким, а заяц маленьким.
Около дома заяц увидел лестницу, принёс её и подставил к снеговику. Он залез на лесенку и стал лапкой тянуться за морковкой. Заяц и теперь не достал морковку, потому что лесенка была короткой.
В это время из-за тучи появилось солнышко. Заяц был умным, догадливым. Он сел на лесенку и стал ждать, когда снеговик растает. Солнышко светило всё ярче и ярче. Снеговик стал таять. Он стал меньше ростом, руки и нос у него опустились, снеговик стал грустным.
Солнышко припекало всё сильнее и сильнее. Снеговик растаял и превратился в воду. Остались на земле только лесенка, ведро, веточки и морковка. Заяц сел и стал грызть морковку. Она была сладкой, сочной, хрустящей.
Итог занятия
Оценивается качество рассказов детей; дети поощряются.
Серия картин «Заяц и морковка»
|