Структурное подразделение «Детский сад Алёнушка» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 г. Похвистнево Самарской области
Участник проекта: средняя группа «Ромашки» компенсирующей направленности
Руководители проекта: учитель – логопед Иризбаева И.А. 2017г.
Актуальность проекта.
Осень – это переходной сезон от жаркого времени года к холодному. В это время в природе происходят кардинальные изменения: понижается температура воздуха и сокращается световой день, опадают листья и желтеет трава, мигрируют перелетные птицы и летучие мыши, к зиме готовятся насекомые и животные.
Скачать конспект
Все представители животного мира осенью готовятся к наступлению морозов. Одни накапливают жир и впадают в продолжительные сон, другие запасают пропитание в норках, а третьи меняют холодный климат на теплый и благоприятный. У каждого вида фауны есть свои приспособления, позволяющие им приспособиться к суровым условиям и выжить.
Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественно научных знаний. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
Тема нашего проекта «появилась» сама – собой, на одном из занятий по лексической теме «Осень», мы вместе с детьми смотрели фильм «Что меняется в жизни у зверей с наступлением осени как они готовятся к зиме?», Ермолева Влада задала вопрос, «А почему заяц становится белым?». И в самом деле, «Летом – серый, зимой – белый», — эту загадку знают все дети и взрослые. А почему же зайчик к зиме белеет, и главное как?
В связи с эти выявилась проблема: у детей нет достаточных знаний, о сезонных изменениях в жизни дикого зайца животных.
Участники проекта: дети, учитель – логопед, родители.
Цель взрослого при работе над проектом:
Формирование у детей среднего дошкольного возраста знаний о сезонных изменениях в жизни дикого зайца животных.
Цель ребенка:
Формирование представлений о том, как заяц белеет к зиме.
Задачи взрослого при работе над проектом:
- Познакомить детей с образом жизни диких животных;
- Помочь детям устанавливать простейшие связи между цветом шерстного покрова и средой обитания, между зимними условиями и особенностями поведения зайца. Сформировать представление о том, что заяц — живое существо, и он приспособились к трудным условиям для того, чтобы выжить.
- Воспитывать интерес к жизни животных.
- Развивать мелкую моторику рук в продуктивных видах деятельности.
- Развивать связную речь, грамматический строй в построении рассказов и сказок.
- Активизировать словарный запас детей введением слов и выражений при знакомстве с новыми произведениями.
- Привлечь родителей к совместной с детьми поисковой деятельности для решения проблемы проекта.
- Создание электронной игры.
Задачи ребенка:
- Узнать о образе жизни зайца.
- Сформировать представление о том, как заяц приспосабливается к трудным условиям для того, чтобы выжить.
- Изготовить вместе с родителями поделку в виде зайца в «зимней шубке».
- Нарисовать рисунок зайца в «летней шубке».
- Сочинить сказку.
Методы и приемы исследования:
- поисковая работа с интернетом
- беседы
- игры
- НОД.
Сроки реализации: сентябрь – октябрь 2017г.
Ожидаемые результаты: у детей сформированы знания о сезонных изменениях в жизни зайца в лесу, об особенностях внешнего вида и условий жизни, чем питается, как приспосабливается к зиме.
Работа над проектом «Почему заяц зимой белый?» осуществлялась поэтапно.
На первом этапе была подобранна информация о жизни зайца летом и зимой. Оказывается, что полностью белеют не все зайцы. В наших лесах, водится в основном водится два вида зайца: заяц беляк и заяц – русак. Летом эти зайцы похожи друг на друга и их сложно отличить, у них окрас серого цвета с буро-рыжими оттенками, но с наступлением зимы все меняется.
Заяц – русак: зимой значительно белеет. Однако, белоснежным он никогда не бывает, что особенно заметно по тёмных участках шерсти передней части спины, а также по расцветке меха на ушах и голове русака.
Эта деталь внешности является ещё одной из многочисленных примет, по которой зайца русака можно отличить при встрече, к примеру, от собрата беляка, в зимний период имеющего совершенный белоснежный окрас, за исключением, чернеющих на заснеженной местности, кончиков ушей, за счёт чего заяц беляк становится совершенно незаметным средь зимнего пейзажа.
Когда в лесах наступает сентябрь и дни становятся короче, а погода холоднее, заяц-беляк начинает менять свой летний бурый с рябью мех на зимний белый наряд. Новые волоски отрастают под воздействием определённых гормонов, которые образуются в организме в ответ на изменения продолжительности светового дня. Через 3 месяца заяц становится ослепительно белым, и только кончики ушей чёрные. На покрытый снегом местности белый зимний мех зайца хорошо маскирует его. Осенью у зайца шерсть становится заметно длиннее, особенно на брюхе и подошвах. Эти «лыжи» защищают лапы от холода и позволяют легко передвигаться по снегу – быстрее рысей, лисиц и волков, которые охотятся на зайцев.
Питается заяц почками и веточками, торчащими из-под снега. Когда наступает март, заяц-беляк снова линяет и постепенно становится серовато-бурым, приспосабливаясь к весеннему пейзажу.
На втором этапе проекта была проведена непосредственно образовательная деятельность по художественно – эстетическому развитию и познавательному развитию, дети изготовили аппликацию зайцев в «зимней шубке».
Так же с детьми проводилась серия бесед на темы: «Каких лесных животных ты знаешь?», «Как звери готовятся к зиме?», «Кто еще меняет «Шубку к зиме?»; «Почему заяц зимой белый?»
Прочитали много интересной художественной литературы: Скребицкий Г.А. сказка «Всяк по – всякому», А. Блок «Зайчик», К. Д. Ушинского «Жалобы зайки».
Дети смотрели мультфильм: А. Полушкин «Пугали зайцы зайчонка». После просмотра была проведена обобщающая беседа.
С удовольствие играли в игры «Зайка беленький сидит», «Бездомный заяц», дидактическая игра «Подготовь зайку к зиме».
Дома дети вместе с родителями по рекомендации закрепили пройденный материал просмотром сказок про зайца и изготовили поделки в виде зайца в «зимней шубке».
На третьем этапе дети всей группы приняли участие в сочинении сказки и изготовлении на ее основе книжки — «Как зайчик помогал друзьям». На основании придуманной сказки была создана еще и электронная игра.
Вывод.
Участие детей в проекте позволило обогатить знания о сезонных изменениях в жизни диких животных, об особенностях внешнего вида и условий жизни, чем питаются, как приспосабливаются к зиме. Реализация данного проекта вызвало более тесное сплочение между его участниками.
|