Иризбаева Ирина Александровна. Детский исследовательский проект «Почему заяц зимой белый?»

Детский исследовательский проект «Почему заяц зимой белый?»

Структурное подразделение «Детский сад Алёнушка» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №3 г. Похвистнево Самарской области

Участник проекта: средняя группа «Ромашки» компенсирующей направленности

Руководители проекта: учитель – логопед Иризбаева И.А. 2017г.

Актуальность проекта.

Осень – это переходной сезон от жаркого времени года к холодному. В это время в природе происходят кардинальные изменения: понижается температура воздуха и сокращается световой день, опадают листья и желтеет трава, мигрируют перелетные птицы и летучие мыши, к зиме готовятся насекомые и животные.

 

Скачать конспект

Все представители животного мира осенью готовятся к наступлению морозов. Одни накапливают жир и впадают в продолжительные сон, другие запасают пропитание в норках, а третьи меняют холодный климат на теплый и благоприятный. У каждого вида фауны есть свои приспособления, позволяющие им приспособиться к суровым условиям и выжить.

Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Чтобы решать эту проблему, человек должен иметь определённый запас естественно научных знаний. Первые элементарные представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

Тема нашего проекта «появилась» сама – собой, на одном из занятий по лексической теме «Осень», мы вместе с детьми смотрели фильм «Что меняется в жизни у зверей с наступлением осени как они готовятся к зиме?», Ермолева Влада задала вопрос, «А почему заяц становится белым?». И в самом деле, «Летом – серый, зимой – белый», — эту загадку знают все дети и взрослые. А почему же зайчик к зиме белеет, и главное как?

В связи с эти выявилась проблема: у детей нет достаточных знаний, о сезонных изменениях в жизни дикого зайца животных.

Участники проекта: дети, учитель – логопед, родители.

Цель взрослого при работе над проектом:

Формирование у детей среднего дошкольного возраста знаний о сезонных изменениях в жизни дикого зайца животных.

Цель ребенка:

Формирование представлений о том, как заяц белеет к зиме.

Задачи взрослого при работе над проектом:

  • Познакомить детей с образом жизни диких животных;
  • Помочь детям устанавливать простейшие связи между цветом шерстного покрова и средой обитания, между зимними условиями и особенностями поведения зайца. Сформировать представление о том, что заяц — живое существо, и он приспособились к трудным условиям для того, чтобы выжить.
  • Воспитывать интерес к жизни животных.
  • Развивать мелкую моторику рук в продуктивных видах деятельности.
  • Развивать связную речь, грамматический строй в построении рассказов и сказок.
  • Активизировать словарный запас детей введением слов и выражений при знакомстве с новыми произведениями.
  • Привлечь родителей к совместной с детьми поисковой деятельности для решения проблемы проекта.
  • Создание электронной игры.

Задачи ребенка:

  • Узнать о образе жизни зайца.
  • Сформировать представление о том, как заяц приспосабливается к трудным условиям для того, чтобы выжить.
  • Изготовить вместе с родителями поделку в виде зайца в «зимней шубке».
  • Нарисовать рисунок зайца в «летней шубке».
  • Сочинить сказку.

Методы и приемы исследования:

  • поисковая работа с интернетом
  • беседы
  • игры
  • НОД.

Сроки реализации: сентябрь – октябрь 2017г.

Ожидаемые результаты: у детей сформированы знания о сезонных изменениях в жизни зайца в лесу, об особенностях внешнего вида и условий жизни, чем питается, как приспосабливается к зиме.

Работа над проектом «Почему заяц зимой белый?» осуществлялась поэтапно.

На первом этапе была подобранна информация о жизни зайца летом и зимой. Оказывается, что полностью белеют не все зайцы. В наших лесах, водится в основном водится два вида зайца: заяц беляк и заяц – русак. Летом эти зайцы похожи друг на друга и их сложно отличить, у них окрас серого цвета с буро-рыжими оттенками, но с наступлением зимы все меняется.

Заяц – русак: зимой значительно белеет. Однако, белоснежным он никогда не бывает, что особенно заметно по тёмных участках шерсти передней части спины, а также по расцветке меха на ушах и голове русака.

Эта деталь внешности является ещё одной из многочисленных примет, по которой зайца русака можно отличить при встрече, к примеру, от собрата беляка, в зимний период имеющего совершенный белоснежный окрас, за исключением, чернеющих на заснеженной местности, кончиков ушей, за счёт чего заяц беляк становится совершенно незаметным средь зимнего пейзажа.

Когда в лесах наступает сентябрь и дни становятся короче, а погода холоднее, заяц-беляк начинает менять свой летний бурый с рябью мех на зимний белый наряд. Новые волоски отрастают под воздействием определённых гормонов, которые образуются в организме в ответ на изменения продолжительности светового дня. Через 3 месяца заяц становится ослепительно белым, и только кончики ушей чёрные. На покрытый снегом местности белый зимний мех зайца хорошо маскирует его. Осенью у зайца шерсть становится заметно длиннее, особенно на брюхе и подошвах. Эти «лыжи» защищают лапы от холода и позволяют легко передвигаться по снегу – быстрее рысей, лисиц и волков, которые охотятся на зайцев.

Питается заяц почками и веточками, торчащими из-под снега. Когда наступает март, заяц-беляк снова линяет и постепенно становится серовато-бурым, приспосабливаясь к весеннему пейзажу.

На втором этапе проекта была проведена непосредственно образовательная деятельность по художественно – эстетическому развитию и познавательному развитию, дети изготовили аппликацию зайцев в «зимней шубке».

Так же с детьми проводилась серия бесед на темы: «Каких лесных животных ты знаешь?», «Как звери готовятся к зиме?», «Кто еще меняет «Шубку к зиме?»; «Почему заяц зимой белый?»

Прочитали много интересной художественной литературы: Скребицкий Г.А. сказка «Всяк по – всякому», А. Блок «Зайчик», К. Д. Ушинского «Жалобы зайки».

Дети смотрели мультфильм: А. Полушкин «Пугали зайцы зайчонка». После просмотра была проведена обобщающая беседа.

С удовольствие играли в игры «Зайка беленький сидит», «Бездомный заяц», дидактическая игра «Подготовь зайку к зиме».

Дома дети вместе с родителями по рекомендации закрепили пройденный материал просмотром сказок про зайца и изготовили поделки в виде зайца в «зимней шубке».

На третьем этапе дети всей группы приняли участие в сочинении сказки и изготовлении на ее основе книжки — «Как зайчик помогал друзьям». На основании придуманной сказки была создана еще и электронная игра.

Вывод.

Участие детей в проекте позволило обогатить знания о сезонных изменениях в жизни диких животных, об особенностях внешнего вида и условий жизни, чем питаются, как приспосабливаются к зиме. Реализация данного проекта вызвало более тесное сплочение между его участниками.

Просмотров: 934
Категория: По направлениям » Для детского сада » Детям о животных




Другие новости по теме:

  • Круглов Дмитрий Владимирович. Волшебные Созвездия - Сказка о том, как Лисичка-сестричка, братец-Волк и две Медведицы ловили братца-Зайца
  • Лариса Давыдова. Конспект ООД в средней группе на тему: 'Как заяц свою сказку искал'
  • Солодухина Ирина Васильевна. Конспект занятия: Придумывание сказки на тему «День рождения зайца».
  • Гладкова Мария Евгеньевна. «Конспект игры-занятия с детьми дошкольного возраста с использованием педагогической песочницы» Тема «Инсценировка русской народной сказки «Лиса и заяц».
  • Редактор. Символ 2011 года Кролик (Кот. Заяц.) — что он несет людям?
  • Алена Викторовна Кочеткова. Тематическое занятие по развитию речи «Как звери готовятся к зиме» С детьми средней группы
  • Менщикова Марина Александровна. Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе по теме «Работа с картиной матрицей на тему: «Как звери готовятся к зиме».
  • Главный Редактор. Песенка Зайца и Волка на карнавале
  • Елена Дятченко. Конспект НОД тема: 'Драматизация сказки 'Лиса, Заяц и петух'
  • Редактор. Сценарий сказки Заяц и Коза
  • Татьяна Николаевна Красноперова. Сценарий осеннего развлечения для детей младшей группы ЗАЯЦ-ОГОРОДНИК
  • Темербекова Ирина Андреевна. Конспект непосредственно — образовательной деятельности в средней группе по развитию речи. Тема: пересказ рассказа с помощью воспитателя по серии сюжетных картинок «Заяц и снеговик».
  • Казанцева Е.Н.. Как животные к зиме готовятся
  • Тагиева Гюльтакин Фариз Кызы. Театрализованное представление во второй младшей группе по сказке: «Лиса и заяц»
  • Наталья Валериевна Кудрявцева. Праздник осени в детском саду 'Как звери готовятся к зиме'
  • Редактор. Мужик и заяц
  • Галина Орлова. Физкультурное развлечение 'Как лесные звери к зиме готовятся' (младшая группа)
  • Постол Татьяна Викторовна. Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и морковка»
  • Ткаченко Елена Михайловна. Конспект НОД «Как дикие животные готовятся к зиме»
  • Остологова Надежда Владимировна. Авторская сказка «Лиса и заяц»
  • Кристина Эглитис. Корова и Заяц, современная сказка- боевик
  • Редактор. Заяц носочный счастливый
  • Мишанина Галина Ивановна. «Как звери готовятся к зиме» (средний возраст)
  • Капитанская Елена Александровна. Занятие по окружающей среде на тему «Как звери готовятся к зиме»
  • Романовская Оксана Викторовна. Презентация - «Как животные к зиме готовятся»
  • Романюк Татьяна Александровна. Методические рекомендации: «Как дети становятся участниками планирования музыкально — образовательного проекта?»
  • Колчина Юлия Николаевна. Организация образовательной деятельности по экологии с использованием нетрадиционных предметов рисования в средней группе «Как звери готовятся к зиме»
  • Яковлева Наталья Леонидовна. Интегрированное занятие в подготовительной группе. Тема: 'Как дикие звери к зиме готовятся'
  • Ларина Анастасия Владимировна. Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» «Ознакомление с окружающим миром» во второй младшей группе «Как звери готовятся к зиме»
  • Пашковкая Алевтина Николаевна. Конспект НОД Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и снеговик»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь