Составители:
- Абушахманова Екатерина Олеговна, воспитатель МБДОУ ЦРР ДС №17;
- Новицкая Татьяна Сергеевна, воспитатель МБДОУ ЦРР ДС №17;
Пояснительная записка
Современное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования речи у детей, а её недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются.
Развитие связной речи является первым и важным условием полноценного развития ребенка и в дальнейшем успешного обучения в школе. Заучивание стихотворений является одним из компонентов не только речевого развития, но и является одним из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Заучивание стихотворений включает в себя два связанных между собой процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение, то есть чтение стихотворения наизусть. Воспроизведение поэтического текста зависит от того, насколько глубоко и полно ребенок поймет произведение, прочувствует его. В то же время выразительное чтение – самостоятельная, сложная художественная деятельность, в процессе которой развиваются способности ребенка.
Скачать конспект
Задача подготовить ребенка к восприятию стихотворения, прочитать стихотворение так, чтобы дети их почувствовали и поняли, представляет для педагога известную сложность.
Чтобы достигнуть эффективных результатов, мы решили использовать нетрадиционный метод работы с детьми по развитию связной речи – мнемотехнику.
Мнемотехника – это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания словесной информации, где на каждое слово или строчку в стихотворении придумывается картинка (изображение) и таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.
В результате работы с мнемотаблицами у детей обогащается и активизируется словарь, в речи появляются разные конструкции предложений, развивается умение правильно и быстро запомнить стихотворение.
Предлагаемое занятие проводится со всей группой детей. На занятии по развитию речи детям среднего дошкольного возраста (4-5 лет) предлагаются различные виды заданий, объединенные в один тематический цикл «Зима» и спланированные в игровой форме с использованием разнообразного наглядного материала, что способствует эффективности деятельности по заучиванию стихотворения М. Познанской «Снеговик».
Задачи приоритетной образовательной области:
- Учить детей читать стихотворение наизусть, используя метод мнемотехники. Формировать умение слушать и понимать текст.
- Формировать чувство рифмы.
- Закреплять навыки связной речи.
Развивающие задачи:
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и памяти, интонационной и мимической выразительности.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.
- Воспитывать познавательный интерес, и навык к заучиванию стихотворений при помощи мнемотехники.
Задачи ОО в интеграции:
- «социально – коммуникативное развитие»: учить детей запоминать стихотворение, читать достаточно громко, с выражением. Развивать память, расширять познавательные интересы детей. Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать речь, память, внимание, слуховое восприятие.
- «Познавательное развитие»: закрепить и уточнить знания детей о признаках зимы.
- «Художественно-эстетическое развитие»: реализация самостоятельной творческой деятельности детей; восприятие музыки, художественной литературы.
- «Физическое развитие»: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Предпосылки учебной деятельности:
Формирование умения запоминать стихотворение, читать достаточно громко, с выражением.
Оборудование для педагога: мольберт, карта-схема, картина с изображением зимы; ноутбук
Оборудование для детей: краски, кисточки, альбомный лист.
Методы и приемы:
- словесный (загадывание загадки, чтение стихотворения, ответы на вопросы)
- наглядный (мнемотаблица) карточки с изображением текста стихотворения.
- игровой (игра «Снежинка»)
- практический (чтение стихотворения детьми).
Предварительная работа.
Развивающие игры: «Что бывает зимой?», «Назови ласково», "Сделай снеговика". Упражнения на развитие речи: «Четвертый лишний», «Назови одним словом», «Что бывает зимой?».
Речевые гимнастики: «Ветряная мельница», «Снегопад».
Рассматривание иллюстраций и чтение стихотворений о зиме.
Вводная часть:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!
Играет музыка Антонио Вивальди «Времена года» (зима)
Ребята, а вы любите гулять? (да)
А один мой знакомый мальчик тоже очень любит гулять, когда «Снег на полях, лед на реках, ветер гуляет, когда это бывает?» (Зимой)
- Проверим правильно ли вы отгадали (показ слайда на телевизоре).
- Подумайте и скажите, какое время года изображено на картинке (зима)
- А почему вы так решили (снег, дети одеты в зимнюю одежду, лепят снеговика)
-А вы любите зиму? (да)
-А почему? В какие игры можно играть зимой? (лепить снежки, кататься на санках, катать снеговика)
Ребята, напомните мне, пожалуйста, из чего состоит снег?
Правильно Снег — это замёрзшие капельки воды, которые создаются в облаках и медленно падают на землю.
Дыхательная гимнастика.
(звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года»)
-Ребята, представьте, что вы снежинки, подул ветер и закружил вас. (лёгкое кружение детей)
-Ой, смотрите, маленькие снежинки упали к вам на ладошки, сдуйте их пока они не растаяли.
- Сделайте глубокий вдох через нос и долгий выдох через рот.
- Все подули? Вот наши маленькие снежинки и улетели с ладоней.
Словесная игра со словом «снежинка».
Скажите им вслед — весело «снежинка» (воспитатель даёт образец произношения, произносят хором), хорошо ребята.
А теперь — грустно, (произносят по очереди), молодцы.
И удивленно.
Снежинки улетели далеко и не слышат нас, произнесите громко «Снежинка» (произносят) – молодцы.
А маленькие снежинки ответили нам шёпотом: «Снежинки, снежинки, снежинки» (дети тихо произносят).
- А мы с вами приземлились на стульчики.
Основная часть:
Не только вы, ребята, любите зиму. Многим писателям и поэтам нравится зима, и они описывали ее в своих произведениях. Хотите познакомиться с новым стихотворением о зиме? Слушайте внимательно
Стихотворение называется «Снеговик» написала его автор Мария Познанская.
Давай дружок, давай, дружок,
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком,
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечет слегка-
Увы! – и нет снеговика.
(Беседа с детьми о прочитанном стихотворении)
Понравилось стихотворение? О ком оно? (про снеговика)
- Какими словами начинается стихотворение? (Давай дружок, давай, дружок)
- Как будем лепить снеговика? (Кати по снегу свой снежок)
- Во что превратится снежок? (Он превратится в толстый ком)
- Кем станет ком? (И станет ком снеговиком)
- Как описывает автор улыбку Снеговика? (Его улыбка так светла)
- Что есть еще у снеговика? (Два глаза, шляпа, нос, метла)
- Какими словами заканчивается стихотворение? (Но солнце припечет слегка)
- Что же станет со Снеговиком? (Увы! – и нет снеговика)
-Ребята, я буду читать стихотворение еще раз и показывать картинки которые подходят к каждой строчки нашего стихотворения, а вы запоминайте и шепотом за мной повторяйте. (читаю стихотворение, выставляю мнемотаблицы).
(индивидуальная работа по прочтенному стихотворению).
-Кто смелый, и расскажет нам выразительно?
(Ответы детей 5-6 человек).
Заключительная часть:
-Вспомните, как называется стихотворение? (Снеговик)
А кто автор этого стихотворения? (Мария Познанская)
Молодцы, все запомнили стихотворение и сумеете его рассказать дома и своим друзьям.
- Какие вы молодцы, ребята! А снеговик нам приготовил сюрприз. Посмотрите, он принес волшебный снежок, а в нем краски и кисточки. Снеговик просит, чтобы мы нарисовали ему друзей – снеговиков.
(Дети проходят садятся за столы, где приготовлены краски, кисти, альбомные листы, салфетки и рисуют снеговиков).
|