Конспект НОД в старшей группе. Тема: Чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Весна»
Российская Федерация Ямало-Ненецкий автономный округ Надымский район МДОУ «Детский сад «Чебурашка» с. Ныда Вэлло Юлия Икловна Воспитатель МДОУ «Детский сад «Чебурашка» с. Ныда»
Задачи:
- учить слушать стихи, определять, о каком времени года в них говорится
- формировать представления о весне как периоде пробуждения природы
- развивать наблюдательность и внимание
- активизировать словарный запас и расширить кругозор
Скачать: Конспект НОД в старшей группе. Тема: Чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Весна» (полный конспект)
Оборудование: картины весеннего пейзажа, картины о животных и птицах, кустик вербы, аудиоаппаратура, фонограмма песен, атрибуты для подвижной игры.
Участники: взрослые – воспитатель, учителя НСШИ, дети – воспитанники старшей группы, школьники-практиканты кочевого детского сада от НСШИ
Предварительная работа:
- Проведение беседы с детьми «К нам весна шагает».
- Мероприятие ДЦ «Весна – красна тепло принесла».
- Чтение и разучивание стихов о весне, рассматривание картинок, рисование по теме: «Весна».
Планируемые результаты:
- выражает положительные эмоции (радость, восхищение) при прочтении стихотворения
Г. Ладонщикова «Весна»;
- может поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения
- активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач
Ход мероприятия
Звучит фонограмма музыки – щебет и чирикание птиц.
Вступительное слово воспитателя.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Обратите внимание на атмосферу нашего занятия. Что вы слышите?
А, когда так весело себя ведут птицы?
Какие издают звуки?
Правильно, птицы чирикают, щебечут, свистят, каркают, кукуют.
Какая птица кукует?
Какая птица каркает?
Если к нам прилетела ворона, то значит, наступит скоро весна.
Почему птицы вокруг так весело поют? Чему они радуются?
Правильно, птицы радуются наступлению весны. И каждая птица исполняет свою песню.
Воспитатель: Ребята, сегодня на нашем занятии мы поговорим о времени года. Вначале отгадайте загадку. За правильные ответы вы будете получать жетоны — «солнышки».
Загадки.
1 чтец:
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает –
Когда это бывает?
Ознакомление с признаками весны.
Воспитатель: Ребята, вспомните, как называется первый весенний месяц? Правильно, март. Первый месяц весны – март – приносит много радости людям, потому что уходят холода, пробуждается природа, солнце светит ярче и греет землю.
А в народе его называли «утром года». Почему? Праздновали встречу весны всегда. Собиралась весна давно в дорогу, так приди же, приди, просили люди. Дети закликали весну, забравшись повыше на изгородь или крышу сарая. Давайте и мы позовём весну.
Заклички:
Приди к нам, весна, с радостью!
С великой к нам милостью!
Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем.
Март, март –
Солнцу рад!
Апрель, апрель
Откроет дверь.
Май, май,
Сколько хочешь, гуляй!
Весна — красна,
Что принесла?
Тёплое солнышко,
Красное летечко!
Весна – красна,
На чём пришла?
На чём приехала?
На жердочке,
На бороночке,
На овсяном колосочке,
На пшеничном пирожочке.
Работа по картине.
Воспитатель: Но весна неторопливо разворачивает своё шествие. Рассмотрите картины. Найдите то весеннее явление, которое вам больше всего нравится, и расскажите о нём по картине.
Ребята, как мы узнаем, что идёт весна?
Кто назовёт первые весенние приметы?
(Солнце высоко, светит ярче; день становится длиннее; небо голубое, ясное; сосульки; снег чернеет, тает; на кустах появляются первые вербы; журчат ручейки; щебечут всюду птицы, каркает ворона; звенит капель.)
Загадка. Отгадайте загадку.
3 чтец:
«Белая морковка весной растёт».
Как вы догадались, что это сосулька?
Стихотворение: Про сосульки есть интересное стихотворение.
4 чтец:
Шаловливые сосульки сели на карниз.
Шаловливые сосульки посмотрели вниз.
Посидели. Чем заняться?
Стали каплями кидаться.
Целый день идёт трезвон:
Кап – кап, динь – дон!
Чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Весна».
Отшумела злая вьюга,
Стала ночь короче дня
Тёплый ветер дует с юга,
Капли падают, звеня,
Солнце, землю согревая,
Гонит с нашей речки лёд.
Тает баба снеговая
И ручьями слёзы льёт.
Воспитатель:
- Как вы думаете, о каком времени года говорится в этом стихотворении?
- Какие признаки весны названы в стихотворении?
- Какие ещё приметы весны вы знаете? (Первый гром, первый дождь, цветут сады, прилетают птицы, тает лёд на реке, сосульки тают, журчат ручейки.)
- Ребята, снег растает, и что мы увидим? (Землю.)
- Какая же она будет после зимы, появившись из-под снега? (Чёрной, мокрой.)
- Как выглядят весной деревья? А где же трава? Что с ними происходит?
(Вода питает землю, корни растений и деревьев, наполняет их влагой, питательными веществами.)
- Что можно заметить?
(На ветках деревьев набухают почки, появляются первые весенние цветы, кое-где пробивается трава.)
Вся природа как будто пробуждается от долгого зимнего сна.
- Какие вы знаете первые весенние цветы?
(Подснежник, мать-и-мачеха, сон-трава, хохлатка.)
Найдите эти цветы на иллюстрациях.
Посмотрите, какие они нежные и беззащитные. И как будто каждый цветок говорит всем: «Не рвите меня! Пусть пчёлы и мухи пьют мой сладкий нектар». Подумайте, что было бы, если бы все стали рвать эти первые весенние цветы? Об этом нам прочитает стихотворение следующий чтец.
6 чтец:
Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты.
Хоровод «Как весна с зимою».
Воспитатель: Раньше в старину люди водили хороводы и славили весну.
Как весна с зимою повстречалися.
Как зима с весною распрощалися.
Ай, люли-люли, повстречалися.
Ай, люли-люли, рапрощалися.
Как весна ручьями разливалася,
Как весна цветами распускалася.
Как встало рано солнце красное.
Как светило людям оно ласково.
Как весну мы славим за её дела.
Слава ей, что нам она тепло дала.
Чтение стихов о весне.
Воспитатель: Ребята, какие стихотворения о приходе весны вы знаете? Прочитайте нам, пожалуйста!
1 чтец: К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
И. Токмакова
2 чтец: Чёрные проталины
На полях видны.
Верно, очень тёплые
Ноги у весны.
И. Токмакова
3 чтец: Зима недаром злится,
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Ф. Тютчев
4 чтец: Апрель
…Долго шла весна тайком
От ветров и стужи,
А сегодня – прямиком
Шлёпает по лужам.
Я. Аким
Динамическая пауза с мячом: «Весенние слова».
Воспитатель: Я назову слова, брошу мяч, а вы поймайте и отгадайте, о чём я говорю.
- Голубое, чистое, ясное, весеннее, безоблачное — … (небо).
- Яркое, золотое, тёплое, ласковое — … (солнце).
- Первые, молодые, зелёные, клейкие — … (листочки).
- Перелётные, зимующие, весенние, хлопотливые, поющие — … (птицы).
- Белые, пушистые, кудрявые, плывут по небу — … (облака).
- Весенняя, звонкая, прозрачная, холодная — … (сосулька).
Игра: «Закончи предложение».
- Из-за туч вышло золотое… (солнце).
- Подул тёплый, весенний… (ветер).
- На деревьях появились первые … (почки).
- На реках тает … (лёд).
- Прилетели первые … (птицы).
- Звонко журчит … (ручей).
Игра: «Не промочи ножки».
Воспитатель: Теперь, детки, мы с вами поиграем. Игра называется «Не промочи ножки». Чтобы не промочить ноги, нужно наступать на каждую льдинку.
Игра: «Кто быстрее соберёт пазлы о весне?»
Воспитатель: Сейчас трое ребят будут соревноваться между собой. Они будут собирать пазлы о весне. Кто быстрее? Начали!
Звучит музыка. Через некоторое время воспитатель останавливает музыку.
Воспитатель: А сейчас, чтоб весна пришла быстрее, мы с вами её покличем.
Весна, весна,
Отворяй ворота.
Приходи поскорей,
Землю нашу согрей.
Солнышко, покажись,
Красное, снарядись.
Поскорей, не робей,
Нас, ребят, обогрей,
Весну приведи,
Холод – зиму прогони!
Воспитатель: И так, ребята, наше занятие подходит к концу. Подведём итоги нашего занятия. О чём мы с вами говорили? Что нового узнали? Какие слова вы научились правильно произносить и понимать их значение? Вы все работали очень хорошо, молодцы!
|