Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Тема: «Весна. Приметы весны»
Цель: Активизация словарного запаса по лексической теме «Весна, приметы весны».
Образовательные задачи: Закрепить знания детей о весне, весенних приметах; умение детей отвечать на вопрос полным ответом, согласовывая все части речи в предложении.
Развивающие задачи: Развивать элементарные навыки звуко–слогового анализа; умение согласовывать имена прилагательные с существительными в роде и числе, существительные с глаголами.
Воспитательные задачи: Воспитывать желание и уважение детей выслушивать ответы своих товарищей и при необходимости уметь исправить или дополнить ответ.
Оборудование: иллюстрации по темам: «Весна, приметы весны, резиновый мяч, фонограмма «Пение птиц», конверт с письмом.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, закличек о весне, наблюдение в природе, рассматривание иллюстраций.
Вводная часть: (дети стоят полукругом)
Цель: сосредоточить внимание детей на проблемной ситуации и активизировать желание выполнять задание совместно для достижения общей цели.
- Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с нашими гостями! Здравствуйте!
- Наша беседа совсем не случайно началась с этого слова. Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья, добра, благополучия.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Давайте подарим друг другу наши с вами улыбки.
Молодцы, ребята!
(Обращаю внимание на письмо на окошке)
- Кто- то бросил нам в окошко
Посмотрите, письмецо.
Может это лучик солнца, что щекочет нам лицо.
Или это воробьишко, пролетая обронил.
Или это кот письмо, как мышку
На окошко заманил!
- Ребята! Нам пришло тревожное письмо от жителей сказочного города. А называется он «город красивой речи». Они просят о помощи и надеются только на нас. Из – за долгой «Зимы» город становится бесцветным и помочь несчастью может только «Весна», так как с ее приходом вся природа оживет и город станет разноцветным. Но она куда то запропастилась. Жители надеятся на вашу смекалку и сообразительность.
Ребята, давайте поможем жителям города и подскажем, как приходит весна. Что происходит с наступлением весны?
- Ну что, ребята, поможем жителям сказочного города? С настоящей зимой справиться будет сложно, но сказочную мы с вами точно одолеем, так как
- Мы ребята смелые, ловкие, умелые.
Мы друг другу помогаем, и друзей в беде не бросаем.
Основная часть:
- Ребята, в старину «Весну» зазывали закличками. Это небольшие стихи, которыми люди просили весну прийти.
Послушайте:
Звонко с крыши капли скачут.
Над окном сосульки плачут.
Скачут капли мне в ладошку.
И на бабушкину кошку.
Игра «Вопрос – ответ» — проводится с использованием резинового мяча.
Цель: Совершенствование грамматического строя (образование однокоренных слов)
- Скажите, о каком явлении в природе говориться в этом стихотворении? (капель)
- Что скакало с крыши в стихотворении, которое я прочитала? (капли)
- Как можно назвать маленькую каплю? (капелька)
- Если капли капают, какие они? (капающие)
- Давайте повторим вместе слова одной семейки, начиная со слова
КАПАТЬ, КАПЛЯ, КАПЕЛЬКА, КАПЕЛЬ, КАПАЮЩИЕ.
- Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.
Дыхательная гимнастика «Ветерок»
- Ребята! Кто вспомнит, какие месяцы в календаре отводятся для весны? (март, апрель, май)
- А сейчас какой месяц? (март)
- А какая погода у нас на улице? (Холодная)
- А какой ветер дует весной? (теплый, весенний, холодный, ласковый и т. д.) — Давайте и мы изобразим весенний ветерок.
- Подуем на ладошку теплым, еле слышным ветерком.
А теперь подул сильный, прохладный ветер. Подуем на ладошку. Чтобы было слышно сильный ветер (вдох через нос. Выдох через рот. Щеки не надуваем, 3 раза)
- Молодцы! Замерзли ладошки от холодного ветра, разогреем наши ладошки, А теперь свои замерзшие ладошки
Друг об друга мы потрем немножко (потирают руки).
Мы потерли хорошо.
Что за чудо? Нам тепло!
Игра «Приметы Весны» — проводится с использованием резинового мяча.
Цель: Уточнение и расширение знаний о весне и ее признаках.
- А какие приметы весны вы еще знаете?
- небо стало высокое и голубое.
- солнце светит ярко и пригревает.
- на солнце снег начинает таять.
- появились первые проталинки вокруг деревьев.
- ночи стали короче, а дни длиннее.
- побежали веселые ручейки.
- мы зимнюю тяжелую одежду поменяли на легкую — весеннюю.
- вся природа просыпается от зимнего сна.
- прилетают перелетные птицы с юга.
- птицы строят гнезда и выводят птенцов.
- Молодцы, ваши ответы радуют меня.
Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел
Шевельнулся, потянулся –
Взвился вверх и полетел. (Повторить 4 раза).
Воспитатель приглашает детей за стол.
Игра «Капельки или раздели на слоги» (за столами)
Цель: Совершенствование навыка слогового анализа слов
- Ребята, будем мы сейчас водить
будем вслух произносить
Слово нужно повторить
и на слоги разделить
(Ручей, солнце, капля, туча).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что лежит на ваших столах?
Что нарисовал художник, мы сможем узнать только тогда, когда отгадаем загадку:
Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной.
Дети. Это сосулька.
Воспитатель. Правильно.
- Ребята, давайте подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая игра «Весна»
Весна пришла по снежному,
По влажному ковру (загибаем по одному пальцу на каждой руке)
Рассыпала подснежники (трем ладошки друг о друга)
Посеяла траву (раздвигаем и сдвигаем пальцы рук)
Теперь зовет со всех сторон (руки согнуть в локтях, пальцы открыты)
Гусей, стрижей и аистов
Кукушек и скворцов (загибаем по одному пальцу на каждой руке)
Обведите по точкам сосульки голубым карандашом.
Заключительная часть:
Ребята, я горжусь вами и очень рада, что и с этим заданием вы справились достойно. Посмотрите ребята, наши старания были не напрасны.
В городе «Красивой речи» наступила волшебная «Весна». Она пробудила город от зимнего сна, все вокруг ожило и стало ярким, и разноцветным.
Вы ребята, молодцы, через все прошли преграды.
Итог:
- Что мы делали сегодня на занятии? Что больше всего вам понравилось?
- Ребята, о каком времени года мы говорили сегодня? (О весне).
- Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май).
- Какие признаки весны вы знаете? (Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются первые цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из теплых стран).
- Ребята, вы справились со всеми заданиями. Молодцы, все сегодня хорошо поработали.
|