Воспитатель: Бондарчук К.С.
Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках весны, показать связь весенних изменений в живой и неживой природе.
Задачи:
Образовательные:
- Активизировать словарь детей
- Обобщить знания детей о весенних явлениях, о жизни птиц
- Учить внимательно слушать стихотворения, заучивать наизусть
Развивающие:
- Стимулирование мыслительной и речевой активности детей
- Расширение лексического запаса по теме «Весна»
- Развитие умения подбирать действия и признаки
- Развитие интереса к театральным играм
- Развитие эмоционального интеллекта детей
- Побуждать читать стихи, передавая интонации удивления, восхищения
Воспитательные:
- Воспитание бережного отношения, любви к природе
- Формирование умения работать в коллективе
- Воспитывать любовь к поэзии, живописи
Предварительная работа.
1. Рассматривание иллюстраций и репродукций весенних картин:
- «Грачи прилетели» А. Саврасов
- «Март» И. Левитан
- «Весна» С. Виноградов
2. Разучивание стихотворений, загадок.
Ход занятия
Звучит отрывок из песни В.А. Моцарта «Приход весны», дети входят в музыкальный зал, садятся на стулья, стоящие полукругом.
Воспитатель: «Сегодня я пригласила вас, чтобы поговорить о чудесном времени года. Пожалуй, это любимое время года у большинства людей. И у меня тоже. Оно является символом тепла, пробуждения, радости, надежд на будущий урожай и хорошую погоду. Послушайте и отгадайте загадку»
Метель затихла, ветры смолкли, У елей чуть блестят иголки. А дед Мороз садится в сани Ему на смену величаво
Идёт красавица одна. О ней вы знаете не мало, Зовут красавицу –
(Весна)
(открывается 1 слайд)
Воспитатель:
1задание «Сегодня на занятии мы будем путешествовать в гости к весне, придумаем красивые слова о весне, составим предложения. Все это мы сделаем, чтобы сложить картинку и увидеть какая она «Красавица Весна». Мы пойдем этой тропинкой. Но что это? Это зима не пускает нас, она засыпала тропинки снежинками. И не дает нам увидеть «Красавицу Весну». Давайте соберем снежинки и придумаем красивые слова о весне. И тогда картинка частично откроется. Весна какая? (теплая, ласковая, веселая, светлая, ранняя, радостная, шумная, солнечная, долгожданная, дружная).
(открывается 2 слайд)
2 задание «А мы с вами пойдем дальше, как вы думаете, что нам может осветить дорогу к весне? (солнышко). Чтобы открыть картину дальше нам надо подобрать слова, чтобы описать солнышко весной (спрашиваю детей фронтально).»
(открывается 3 слайд)
– Солнышко какое?
Солнце
теплое
яркое
ласковое
золотое
красное
лучистое
сияющее
светлое
(открывается 4 слайд)
«А вы знаете, с приходом весны не только солнышко становится теплее, но и появляются другие явления в природе, характерные для весны. Давайте подумаем и назовем их!»
3 задание.
Игра с мячом «Весенние слова»
«Я буду называть слово и кидать вам мяч, а вы дадите ему описание, какое явление весны. И если мы справимся, картина откроется еще больше»
- Голубое, чистое, ясное, весеннее, безоблачное (небо) Полина
- Яркое, золотое, тёплое, ласковое (солнце) Настя Р.
- Шумный, быстрый, холодный (ледоход) Андрей
- Быстрые, звонкие, стремящиеся (ручьи) Соня
- Весенняя, звонкая, прозрачная, холодная (капель) Алина
- Холодный, светлый, солнечный, весенний, погожий (день) Артур
- Перелётные, зимующие, весенние, хлопотливые, поющие (птицы) Вера
- Белые, пушистые, кудрявые, плывут по небу (облака) Настя В.
«Молодцы, вы справились и у нас открывается еще одна часть картины»
(открывается 5 слайд)
4 задание.
«Многие художники изображали в своих картинах те явления в природе, о которых мы сейчас с вами говорили. Одна из таких картин И. Левитана «Март». Давайте рассмотрим эту картину».
(Открывается 6 слайд)
- Что вы видите на картине?
- Какое время года изображено на картине?
- Как вы увидели весну? (много солнца, проталины, снег рыхлый и серый, на деревьях нет снега, с крыши крыльца вот-вот упадет снег, т.к. он подтаял)
- А какой месяц изображен, как вы думаете? Почему? (Еще лежат сугробы, но появились проталины; деревья еще без листьев; небо чистое и голубое, как в Марте)
- Можно сказать, что изображен погожий день? Что это значит? (Ясный, солнечный, радостный)
-Как вы думаете, кто-нибудь живет в этом домике? (Кто-то приехал на лошади и не закрыл дверь)
-Птицы уже прилетели? А прилетят? (в скворечник)
- Представьте, что вы оказались в тех местах, которые изобразил художник. Что бы вы захотели сделать? (Подышать свежим лесным воздухом; побегать и поиграть в снежки; постоять под сосной и полюбоваться природой; погреться на крылечке под лучами солнца) Что бы вы могли услышать? (пение птиц)
-Как бы вы назвали эту картину?
«Правильно, один из признаков весны это когда перелетные птицы возвращаются домой»
(открывается 7 слайд)
5 задание.
«Чтобы наша картина открылась полнее, давайте вспомним птиц, которые прилетают весной. Ребята загадают про них загадки, а вы отгадаете» (на доске картинки с изображением птиц).
(открывается 8 слайд)
Загадки:
- Чёрный, проворный, друг лесов и полей, обожает червей (грач) Алина
- Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения,
Его и песня, и полёт
Вошли в стихотворения (жаворонок) Рузалия
3) Я выступаю перед вами
Как молодой весны гонец
Я рад увидеться с друзьями
Ну а зовут меня. (скворец) Настя В.
4)Эта птица никогда не строит для себя жилья,
Соседкам яйца оставляет,
А о птенцах не вспоминает (кукушка). Алена
5)Прилетает к нам с теплом,
Пусть проделав длинный путь,
Лепет домик под окном из песка и глины (ласточка) Полина
Задание:
Подойти к доске, показать и назвать птицу, назвать птенца и много птенцов.
«Вот и еще один пазл от нашей картинки открылся».
(открывается 9 слайд)
6 задание.
«Весной птиц становится больше, природа оживает и людям все чаще хочется гулять на улице. Давайте с вами изобразим, как будем скоро гулять на улице»
Физминутка
Ребенок читает стихотворение «Солнце травке улыбнулось» М.Пляцковский (рассказывает руками)
Солнце травке улыбнулось (Дети улыбаются) И природа вся проснулась (Потянуться) С юга птицы прилетели (Махи руками) И звенят везде капели (Руки перед собой, пальчиком «капают» в ладонь)
По ручьям хожу в сапожках (Повернуться и пройти друг за другом немного) Холодно еще немножко (Скрестить руки перед собой, потирать плечи) Дни становятся длиннее (Руки разводят медленно в стороны) И гулять мне веселее (Шагают на месте)
7 задание
«Ребята, одной из первых сказок, которую вам прочитали в детском саду была сказка … (Колобок). Давайте пофантазируем, как звучала бы сказка, если бы Колобок весну встречал. Сейчас мы с вами разыграем эту сказку на весенний лад».
(открывается 10 слайд)
Сказка “Как колобок весну встречал”
Бабушка: Ой, а это что такое?
Колобок: Здравствуй, бабушка! Ты ждёшь Весну в гости? Как здорово, будет весёлый праздник! Покачусь-ка я по дорожке навстречу Весне.
Бабушка (обращаясь к детям): Посмотрите, ребята, колобок уже на дорожке. Катится-катится, а навстречу ему Заяц.
Заяц: Здравствуй, Колобок. Я тебя съем.
Колобок: Не ешь меня, Заяц. Я тебе песенку спою. (Поёт) Я весёлый Колобок, У меня румяный бок, А качусь я по дорожке
Весну красную встречать Будет мы тогда все дружно Песни петь и танцевать
Заяц: Хорошо поёшь, но всё же съем я тебя. Хотя… Отгадаешь загадку-отпущу подобру-поздорову.
Колобок (обращаясь к ребятам): Ребята, вы мне поможете?
Дети: Да!
Бабушка:
Ну, слушайте загадку от зайца: Дует тёплый южный ветер, Солнышко всё ярче светит. Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? Дети: Март!
Заяц: Верно! Ладно, колобок, дальше ступай и Весне привет от меня передавай!
Бабушка: И покатился Колобок дальше. Катится-катится, а навстречу ему Волк.
Волк: Здравствуй, румяненький Колобок! Вовремя мы повстречались! Я такой голодный…
Колобок: Не ешь меня, Волк. Я тебе песенку спою. (Поёт свою песенку)
Волк: Эх, складно поёшь! Хорошо, отгадаешь загадку — оставлю в покое.
Бабушка: Слушайте загадку от Волка: Яростно река ревёт И разламывает лёд. В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель. Кто же к нам пришёл? Дети: Апрель!
Волк: Правильно. Хорошо, беги дальше, да Весне привет от меня передавай!
Бабушка: И покатился Колобок дальше. Катится-катится, а навстречу ему Медведь.
Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня, Мишенька. Я тебе песенку спою, хочешь?
Поёт ещё раз песенку.
Медведь: Всё равно съем. Хотя ладно, я сегодня добрый. Отгадаешь загадку мою — отпущу.
Бабушка: Загадка от медведя:
Зеленеет даль полей, Запевает соловей, В белый цвет оделся сад, Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это? Дети: Май!
Медведь (удивлённо): Верно. Ну что же, отпускаю тебя. Весне привет передавай!
Бабушка: Ушёл медведь по делам своим важным, а колобок дальше покатился. Катится-катится, а навстречу ему Лиса.
Лиса: Какой румяный и вкусный. Надо же, сам ко мне прибежал! Съем я тебя!
Колобок: Да что же это такое, Весну встретить не дадут! Лиса, ты такая хитрая и умная, много премудростей знаешь! Давай так: не отгадаю твою загадку — съешь меня, а отгадаю — отпустишь подобру-поздорову. Хорошо?
Лиса: Ладно, попробуй отгадать.
Бабушка: Загадка от лисы:
Она приходит с ласкою И со своею сказкою. Волшебной палочкой Взмахнёт,
В лесу подснежник Расцветёт.
Колобок (задумчиво):
Дети, помогите мне ещё раз!
Дети: Весна!
Лиса: Верно, Весна. Эх, без обеда я осталась. Но слово своё не буду нарушать, не трону тебя. Привет Весне передавай! (Лиса убегает)
8 задание.
«Как вы думаете, колобок нашел весну? А ведь весна-то уже наступила. Весна пришла! Вот и наши пазлы сложились, что мы видим на картине? (Весну Красну) Какая она Весна Красна? (Разобрать иллюстрацию)»
(открывается 11 слайд)
- Дети, о каком времени года мы говорили сегодня?
- О весне.
- Какие весенние месяцы вы знаете?
- Март, апрель, май.
- Какие признаки весны вы знаете?
- Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из тёплых стран.
- Какой цветок первым расцветает весной? Он занесен в «Красную книгу», его нельзя срывать, а можно только любоваться!
- Подснежник.
«Вот как много мы сегодня рассказали о весне и явлениях в природе, связанных с весной. Мы с вами еще продолжим говорить о весне на других занятиях. А хотели бы вы научиться изготавливать вот такой подснежник? (показать образец аппликации подснежника) Мы его изготовим в следующий раз, когда я приду к вам».
«Наше занятие подошло к концу. Что вам понравилось и запомнилось? До следующей встречи!»
|