Игра – занятие в старшей группе «Что? Где? Когда?» «Весна – красна»
Воспитатель: Зимнухова Татьяна Валентиновна.
Программное содержание:
-Воспитание любви к родной природе.
-Учить бережному отношению к растениям и животным.
-Закрепить знания дошкольников о характерных признаках вены: увеличился день, теплее светит солнце, тает снег, появляются первые листья на кустах и деревьях.
-Разъяснить зависимость жизни животных от явлений в неживой природе.
-Активизация речи детей, обогащение словаря.
Материалы и оборудование:
-Два больших стола, за которыми разместятся две команды.
-Два волчка.
-По два силуэта скрипичных ключей, обозначающих музыкальную паузу.
-Шесть конвертов с вопросами.
-Четыре квадрата разного цвета для игры «Времена года».
-Картинки с изображением весенних цветов: подснежников, фиалок, пионов, мать-и мачехи и др.
-листья деревьев для игр «Угадай цветок», «С какого дерева листок»
Ход игры:
Предлагаю детям посмотреть в окно, полюбоваться весенней природой, вспомнить, что видели во время прогулок, экскурсий.
Воспитатель: Дети, что интересного вы заметили весной?
Предполагаемые ответы детей:
Тает снег, на реке ледоход, солнце светит теплее, ярче, дни стали длиннее, а ночи короче, на деревьях и кустах появились почки и листочки, распускаются первые весенние цветы, из тёплых стран вернулись птицы, небо стало голубым, появились облака.
Воспитатель: Молодцы, дети, вы очень наблюдательные. А к нам в гости пришли лесные зверюшки – мишка и зайка. Они принесли нам письмо, где предлагают сыграть в игру «Что? Где? Когда?» Животные, как и люди, тоже рады весне-красе и очень желают знать, кА вы относитесь к животным, к природе, как любите это прекрасное время года.
Дети делятся на две команды, напоминают правила игры:
-по очереди раскручиваю круг, на какой конверт покажет стрелка волчка, то задание вам и прочту.
-Если стрелка показала на «ключ», проводится музыкальная пауза: дети слушают музыку П.И. Чайковского, водят хоровод, танцуют: «На горе то калина», «Во поле берёза стояла», играют в игры «С какого дерева листок?», «Угадай цветок» (игры сопровождаются музыкальными произведениями).
За стол садятся по шесть членов команды «Огонёк» и «Солнышко», отвечают на вопросы, заданные ведущим.
Выигрывает команда знатоков, члены которой дают правильные, обоснованные, полные ответы.
Задания и примерные ответы:
1. Лесные гости хотят знать, хорошо ли вы знаете времена года? Послушайте стихи и поднимите карточки, обозначающие времена года:
Белый – зима
Жёлтый – осень
Красный – лето
Зелёный – весна
2. Как называются деревья, что по весне одеваются в листочки, а зиму встречают голые?
Предполагаемые ответы детей:
-это: липа, клён, берёза, ясень – эти лиственные деревья растут у нас на Тамбовщине.
3. Назовите хвойные деревья.
Предполагаемые ответы детей:
Это сосна, пихта, ель.
4. Почему по весне зазеленели кусты и деревья?
Предполагаемые ответы детей:
Солнце светит, от его тепла тает снег, он питает землю водой. В стволах деревьев и кустарников начинает бежать сок, растения пьют влагу из земли, и у них набухают почки, распускаются листочки.
Назовите перелётных птиц. Какие изменения происходят в их жизни весной? Предполагаемые ответы детей:
Соловьи, ласточки, зяблики, лебеди, скворцы после возвращения из тёплых стран вьют гнёзда, откладывают яйца, высиживают птенцов.
5. Каких зимующих птиц вы знаете?
Предполагаемые ответы детей:
Воробьи, голуби, синички, вороны, сороки – зимующие птицы.
6. Какие цветы растут весной? Где они растут?
Предполагаемые ответы детей:
Весной в лесу расцветают подснежники, мать-и-мачеха, фиалки, сон трава, одуванчики и тд.
В саду цветут тюльпаны, пионы. Сирень, нарциссы.
Какие пословицы и поговорки о весне вы знаете?
Предполагаемые ответы детей:
Март зиму завершает, а весну начинает.
Весна красна цветами, а осень снопами.
Увидел грача – весну встречай.
Апрель с водой, май с травой.
Сухой март, тёплый апрель.
Мокрый май – будет тёплый урожай.
Май холодный – год хлебородный.
7. Откуда берутся насекомые?
Предполагаемые ответы детей:
Мотыльки и бабочки вылупляются из своих куколок, которые зимуют под корой деревьев.
Жуки и пауки выходят из своих зимних укрытий из под коры деревьев, или земляных норок. Муравьи открывают ходы свих муравейников и выползают на солныщко.
8. Что нового происходит весной в жизни зверей?
Предполагаемые ответы детей:
У всех зверей весной появляются детёныши.
Заяц меняет белую шубу на серую.
Медведь просыпается от спячки. В берлоге у него рождается два – три медвежонка.
Ежиха устраивает тёплую норку и у неё рождаются ежата, иглы у них белые и мягкие, а потом твердеют.
Итог игры:
Воспитатель: Дети, лесные гости очень довольны вашими знаниями о природе и ещё не раз пришлют вам письма, а вы, дети придёте к ним в гости: к реке, в поле, в парк, в лес.
А как нужно вести себя в гостях?
Предполагаемые ответы детей:
Культурно, вежливо, не шуметь, не баловаться.
Воспитатель: Говорят, что у природы свои законы и правила вежливости:
Если вы в гостя у поля, леса, водоёма, у зверей и насекомых, нужно стараться, чтобы случайно не навредить им: ни животному, ни птице, ни рыбе, ни растению. Не ловите насекомых, птиц, рыб, не обижайте их! Помните, дети – они хозяева, а вы гости.
Михаил Пришвин сказал:
Рыбе нужна вода,
Птице воздух,
Зверю – лес, степь, горы,
А людям нужна Родина.
Охранять и любить природу
Значит беречь и любить
Нашу Родину!
|