Составитель: Яковлева О.Н. город Ядрин, Чувашская Республика
Паспорт проекта. Вид проекта: познавательно – исследовательский.
Продолжительность: краткосрочный – 2 недели (с 25. 01. 2021 п 07. 02. 2021)
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, солнечной системе и освоение космоса людьми.
Задачи:
- Актуализировать знания детей о многообразии космоса, о космонавтах, космических летательных космонавтах.
- Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать.
- Воспитывать патриотические качества, гордость за людей данной профессии, к своей Родине;
- Привлечь родителей к совместной деятельности.
Актуальность: Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Тем не менее современные дошкольники задают много вопросов о космосе, космическом пространстве, космонавтах, так как всё неведомое, непонятное, недоступное будоражит детскую фантазию. Космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Скачать конспект
Данный проект направлен на обогащение познавательно-эстетической компетентности старших дошкольников, поможет систематизировать полученные знания и применять их в различных видах деятельности, сформировать конструктивные навыки.
Предполагаемые результаты:
- сформированы представления о космосе, летательных аппаратах, космонавтах.
- реализованы потребности детей в продуктивных видах деятельности.
- воспитаны патриотические чувства и качества.
- вовлечены родители к участию в проектной деятельности.
Предметно – пространственная среда (материалы и оборудование): глобус, энциклопедии про космос, макет Солнечной системы, плакаты «Этот загадочный космос», «Наша Солнечная система», телескоп, ноутбук.
Продукт проектной деятельности: лепбук «Космос»
Используемая литература и интернет источники:
- М.Ббул. Все обо всем. Космос
- Завязкин О.В. Большая книга космос: солнечная система, кометы, галактики, экзопланеты.
- Книга-конструктор. Солнечная система.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. М.: Сфера, 2002г.
- Васильева Н. Проектная деятельность; участвуем вместе //ж. «Дошкольное воспитание», № 10 /2011 г.
- Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: — М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
- Калашников В. О звездах и планетах.
- Калмыкова Л.Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь?: картотека тематических пальчиковых игр/ сост. Л.Н. Калмыкова. — Волгоград: Учитель, 2014. -247 с.
- Ковалько В.И. "Азбука физкультминуток для дошкольников".
- Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – М.: АРКТИ, 2003 — 64 с.
- Шорыгина Т.А. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы. — М.: ТЦ Сфера, 2011г.
- Шорыгина Т.А. «Беседы о природных явлениях и объектах», М.: Т.Ц. Сфера, 2012.
- Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013г.
- Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада/ Сост. З.Я. Рез, Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая; Под ред. В. И. Логиновой — М.: Просвещение, 1990 -420 с.: Интернет – ресурсы
План – схема реализации проекта
Этап
реализации проекта
|
Основные направления реализации проекта
|
Материалы и средства реализации проекта
|
Примечания
|
Подготовительный этап
|
- Подбор иллюстраций о космосе, космонавтах, солнечной системы.
- Подбор мультфильмов на тему космоса.
- Подбор фонотеки.
- Разработка конспектов ООД.
- Подбор дидактического материала, загадок и стихов о космосе.
- Составление картотеки подвижных игр на заданную тематику.
- оснащение мини кванториума «Юные астрономы»
|
глобус, набор «Планетарий», плакат «Солнечная система» «Как устроены звезды», «Что такое комета», пазлы «Наша Солнечная система»
|
|
Основной этап
|
Беседы:
25. 01. «Голубая планета – Земля»
26. 01. «Что такое космос»?
28. 01. «Планеты Солнечной системы»
ООД:
Ознакомление с окружающим миром
27.01.«Все мы – жители Земли»
Наблюдение за звездами в вечернем небе
29.01.«Увлекательное путешествие в космос»
01.02. «Одежда космонавтов»
03.02. «Вселенная – наш общий дом»
02.02. ФЭМП «Полет к звездам»
Рисование» Полет в космос»
03.02. Лепка «Космические фантазии – инопланетные существа»
01.02. Конструирование «Дома для инопланетян»
05.02 Аппликация «Полет на луну»
Просмотр презентации «Удивительный космос».
Рисование
04.02. «Космос»
05.02.«Весёлые инопланетяне»
01.02.«Космонавты»
03.02«Ракета в полёте»
Выставка детских работ в группе «Этот удивительный космос».
05.02. Чтение рассказа В. Бородина «Звездолетчики»
Подвижные игры (приложение):
«Ждут нас быстрые ракеты»
«Космическая эстафета»
«Невесомость»
«Космонавты»
«Солнце – чемпион»
Сюжетно-ролевые игры:
«Космонавты»
«Путешествие на Луну» «Строители» сюжет «Строим космодром»
Дид. игры (приложение ):
«Восстанови порядок в солнечной системе»
«Найди лишнее»
«Подбери созвездие»
«Найди недостающую ракету»
«Добавь словечко»
«Куда летят ракеты»
Чтение худ. литературы:
Я.К. Голованов «Дорога на космодром»
В. Кащенко «Созвездие драконов»
О.А. Скоролупова «Покорение космоса»
Н.Носов «Незнайка на луне»
Стихи о космосе, Ю. Гагарине
Загадки о космосе
|
Книги «Космос», «Что такое космос», «Удивительный космос»
|
|
Заключительный этап
|
05.02. Выставка поделок, рисунков, коллажей «Космические фантазии»
|
|
|
Приложение
«Ждут нас быстрые ракеты».
По залу раскладываются обручи-ракеты на один меньше, чем играющих.
Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы.
Те, кому не досталось места в ракете, выбывают. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один участник – победитель.
Игра повторяется 2 – 3 раза.
«Невесомость».
Дети изображают передвижение в невесомости. По сигналу воспитателя дети замирают в позе «Ласточка». Деи стоят так, пока не услышат команду «Невесомость». Если ребенок встает на вторую ногу до сигнала, выбывает. Игра повторяется 2 – 3 раза.
«Солнце чемпион».
Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:
На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.
«Космонавты».
Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».
- Запускаем мы ракету «У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса
- Завели моторы «Р- р- р»: движение по кругу друг за другом
- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.
- На заправку полетели: присели — руки вперёд
- Заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.
«Восстанови порядок в солнечной системе»
Цель: Закрепить знания детей о расположении планет по порядку в солнечной системе, запоминая названия планет. Раскладываем модели планет на ковре, и ведущий читает стихи о планете которую нужно найти.
Кто её узнаёт, тот её и берёт, выкладывает на орбиту за Солнцем.
Все планеты должны занять своё место в системе.
В заключении, назвать каждую планету.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
«Найди лишнее»
На карточке изображено 5 картинок.
4 картинки из одной группы, пятая лишняя.
Нужно найти лишнюю картинку и объяснить свой выбор.
«Подбери созвездие».
Соединить линиями созвездие с нужной картинкой.
«Добавь словечко»
Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать?
Должен много-много (знать).
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных звездолёт
Может взять с собой (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).
Чистый небосвод прекрасен,
Про него есть много басен.
Вам соврать мне не дадут,
Будто звери там живут.
Есть в России хищный зверь,
Глянь – на небе он теперь!
Ясной ночью светится –
Большая … (Медведица).
А медведица – с ребенком,
Добрым, славным медвежонком.
Рядом с мамой светится
Малая … (Медведица).
Планета с багровым отливом.
В раскрасе военном, хвастливом.
Словно розовый атлас,
Светится планета … (Марс).
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный… (телескоп).
До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая… (ракета).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски астронавт,
А по-русски… (космонавт).
|