Цель: Выявление уровня знаний детей, готовность к школе. Задачи: Совершенствовать умения детей в составлении предложений. Учить выделять последовательность звуков в простых словах. Закреплять умение делить слова на слоги. Развивать мышление и речь. Воспитывать любовь к родному языку. Материалы и оборудование: космическая карта; ракета; изображения космических объектов: планета, чёрная дыра, комета, звездопад; мяч; звёзды с буквами А, З, Б, У, К, А; звёзды со слогами; фонограмма старта космической ракеты; карточки с картинками; учебник «Азбука»; рисунок звезды для гимнастики для глаз; раскраски. Ход занятия
1.Орг.момент Воспитатель читает стихотворение: Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: “Доброе утро!” Доброе утро солнцу и птицам, Доброе утро доверчивым лицам. И каждый становится добрым, доверчивым Доброе утро длится до вечера.
Воспитатель (к детям): Улыбнитесь друг другу, и подарите гостям свою улыбку.
2. Беседа о времени года
– Ребята, какое время года наступило? – Наступила весна. – Весна какая? – Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная. – Какие весенние месяцы вы знаете? – Март, апрель, май. – Какой сейчас месяц? – Сейчас месяц апрель. 3. Постановка учебной задачи. – Какой праздник отмечала вся страна 12 апреля? – Вся страна отмечала день Космонавтики. – Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос, потому что жители планеты Грамотейка – грамотейцы просят нас о помощи. Космические пираты похитили у них одну очень ценную книгу. Поможем вернуть её? Чтобы мы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили много разных заданий. За каждое выполненное задание грамотейцы будут присылать нам звезды, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты. Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку. До Луны не может птица Долететь и прилуниться. Но зато умеет это Делать быстрая …(ракета) – Правильно, ребята, мы полетим на ракете. – Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.
4. Артикуляционная гимнастика. Чу – чу – чу, в космос полететь хочу. Им – им – им, на ракете полетим. Ды – ды – ды, долетим мы до звезды. Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой. 5. Игра с мячом «Образуй прилагательные от существительных» – Нам надо занять свои места, а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос какой? Весна – весенний, дождь – дождливый, звезда – звездный, туман – туманный, солнце – солнечный, луна – лунный, ночь – ночной, лето – летний, дерево – деревянный, стекло – стеклянный, бумага – бумажный, золото – золотой, серебро – серебряный, соль – солёный, холод – холодный, лес – лесной, снег – снежный, книга – книжный.
– Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту. Что такое? Наша ракета не может взлететь, космические пираты повредили пароль. Чтобы его восстановить, вам надо ответить на вопросы:
-Из чего состоит наша речь? (Из предложений)
-Из чего состоят предложения? (из слов)
-Из чего состоят слова? (из слогов)
-Из чего состоят слоги? (из звуков)
-Какие вы знаете звуки? (гласные и согласные)
-Молодцы. За это задание грамотейцы прислали нам первую звезду (А). Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. Чтобы не затеряться в космическом пространстве, в помощь нам прислали карту, по которой мы будем ориентироваться. (Звук запуска ракеты) 6. Деление слов на слоги. – На нашем пути три планеты – «Слогознайки». На первой планете живут слова, состоящие из одного слога, на второй планете – состоящие из двух слогов, на третьей планете – состоящие из трёх слогов. Космические пираты напугали всех жителей, и они сбежали со своих планет, давайте поможем им вернуться домой. У вас на столах карточки с картинками. Посмотрите, что на них изображено и определите количество слогов в слове
1) Дом, луг, лес, хвост, луг, дождь. 2)Небо, космос, Земля, звезда, Луна, спутник. 3) Планета, ракета, комета, телескоп, космонавт, астроном. – Молодцы, помогли словам вернуться домой. За это грамотейцы прислали нам вторую звезду (З). – А мы отправляемся дальше. На нашем пути … отгадайте что. Всё комета облетела, Всё на небе осмотрела. Видит, в космосе нора – Это чёрная… (дыра) 7. Звуковой анализ слов. – Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова.
Д –согласный, твердый
Ы –гласный, безударный
Р – согласный, твердый
А –гласный, ударный
– Благополучно пролетели мимо чёрной дыры, получили третью звезду (Б) и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть. 8.. Физкультминутка.
Над Землёю ночью поздней, Только руку протяни, Ты ухватишься за звёзды: Рядом кажутся они. Можно взять перо Павлина, Тронуть стрелки на Часах, Покататься на Дельфине, Покачаться на Весах. Над Землёю ночью поздней, Если бросить в небо взгляд, Ты увидишь, словно гроздья, Там созвездия висят.
Руки вверх, в стороны вниз потянулись руки вверх руки в кулачки сжимать Руки перед глазами ноги вместе, руки вверх, покачаться наклон вниз, руки машут тик-так присесть руки вперед Ноги на ширине плеч, руки в стороны покачаться руки вниз, поднять голову вверх
потянулись вверх, руки вверх Руками берем созвездия
– На нашем пути следующее испытание. В космосе сквозь толщу лет Ледяной летит объект. Хвост его – полоска света, А зовут объект… (комета) 9. Составление схем предложений. – На хвосте кометы разместились какие-то схемы. Кто знает, что это за схемы?
-Что мы знаем о предложении? (Предложение пишется с большой буквы и в конце ставится точка)
- Сколько слов в этом предложении?
-Составьте предложения по этим схемам.
– Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (У). А на нашем пути следующее испытание. Рассыпалось к ночи зерно, Глянули утром – нет ничего. (Звёзды) 10. Гимнастика для глаз – Давайте нарисуем звезду глазами. – Подберите родственные слова к слову звезда. – Звёздочка, звёздный, созвездие, звездочет, звездолёт, звездопад. – Что такое родственные слова? – Слова родные друг другу, у них общий смысл. – Как понимаете слово звездопад? – Молодцы, с этим заданием мы справились, получили звезду (К). 11. Игра «Прочитай слоги». – Посмотрите, с неба упали звёзды, но не простые, а со слогами. Прочитайте слоги: МА, КА, РО, БУ, РА, ТА, ЛЕ, МЕ, НА, УМ, УТ, РУ, ПУ, ХО, ЗИ, ЗА, КО, СО. – Молодцы, и за это задание нам дали звезду (А). – Вот мы и долетели до планеты Грамотейка, выполнили все задания космических пиратов и теперь можем узнать, какую же книгу они похитили. – АЗБУКА. – Это очень нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Мы помогли вернуть азбуку на планету Грамотейка, а теперь нам пора возвращаться домой. Возьмитесь за руки, закройте глаза и скажите волшебные слова: Из полёта возвратились И на Землю приземлились…
12. Подведение итогов. – Вот мы и вернулись домой. – Чем мы занимались сегодня на занятии? – Какое задание понравилось больше всего? – Какое занятие показалось трудным? – Кто занимался хорошо? – За помощь в поиске книги и на память о сегодняшнем занятии грамотейцы хотят подарить вам свои фотографии – раскраски. На этом наше занятие окончено, попрощайтесь с гостями.
|