Место проведения: Единый методический день в детском саду.
ФИО: Федурина Любовь Дмитриевна
Должность: воспитатель МДОУ «Газ-Заводский детский сад»
Категория: I
Цель: создание условий для формирования положительного отношения к правилам поведения в обществе.
Задачи: развивать способности оценивать как свои поступки, так и поступки своих сверстников на примере литературных героев, воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, вызвать интерес к раскрытию «волшебных» слов и активизировать самостоятельное мышление.
Оборудование: коробочка-копилка «волшебных слов», кружочки красного цвета со словами, значки-звездочки, кукла Буратино.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация.
Активизация словаря: извините, простите, здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, пожалуйста, спасибо.
Предварительная работа: Чтение и обсуждение рассказа В.Осеевой «Волшебное слово», книги А.Лопатина, М.Скребцова «Вежливые слова». Заучивание наизусть стихотворений. Игра в лото «Уроки вежливости».
Ход занятия:
Воспитатель вносит игрушку- зайца и просит детей потрогать его и определить, какой он.
Дети: мягкий, пушистый, добрый, гладкий.
Воспитатель: А теперь посмотрите друг на друга. Скажите, какой у вас друг, подруга?
Дети: добрый, умный, хороший.
Воспитатель: А сейчас посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь и пожелайте хорошего, доброго, счастливого дня.
Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики. В это время раздается стук в дверь и она отходит к двери. Возвращается с куклой Буратино.
Воспитатель: Дети, Буратино пришел из другого детского сада, где ему сказали, что он не умеет дружно играть, вежливо разговаривать и не знает «волшебных» слов. Он пришел к вам с просьбой, чтобы вы научили его добрым, волшебным словам. Поможем Буратино?
Дети: Да, поможем.
Воспитатель сажает Буратино на стульчик и показывает коробку-копилку: Это копилка для «волшебных» слов, а красные кружочки – это добрые слова. Сейчас мы поиграем: мы будем находить «волшебные» слова, а кружочки опускать в нашу копилку и отдадим ее Буратино, чтобы он их лучше запомнил. Одно волшебное слово вы уже знаете, какое оно?
Дети: Слово «пожалуйста», мы читали такой рассказ.
Воспитатель: Почему это слово называют волшебным?
Дети: Потому что слово «пожалуйста» помогает.
Воспитатель: Когда оно помогает? Как его надо произносить?
Дети: Слово «пожалуйста» говорят, когда нужно что-то попросить. Когда у тебя что-то просят, нужно дать и сказать «пожалуйста». Произносят слово тихо, глядя в глаза.
Воспитатель обращается к Буратино: Это слово означает уважительное обращение. Запомни, Буратино – когда ты обращаешься к кому-то, нужно обращаться по имени. Послушай, как: «Костя, принеси, пожалуйста, книгу с полки для Даши». Костя приносит книгу и подает Даше. Даша отвечает: «Спасибо».
Воспитатель: А еще нужно всем запомнить, что когда обращаетесь к взрослым, нужно называть по имени и отчеству: «Даша, попроси Елену Ивановну положить книгу на полку, пожалуйста». Даша демонстрирует это действие.
Воспитатель: Молодец! Запомните дети и ты, Буратино, что слово «пожалуйста» означает культурное, вежливое обращение. Оно будет вашим верным помощником.
Воспитатель предлагает Даше положить в копилку кружочек со словом «пожалуйста» и прочитать стихотворение:
Слово это будто ключик, Золотой и сказочный, Будто самый светлый лучик. Звать его «пожалуйста».
Воспитатель: Слово «пожалуйста» имеет верного друга – они почти неразлучны. Какое это слово?
Дети: «Спасибо».
Воспитатель: А когда мы его говорим?
Дети перечисляют примеры (за поданную книгу, за спетую песню, за поздравления и др.)
Воспитатель, обращаясь к Буратино: Запомни еще одно волшебное слово «спасибо». Это слово нужно сказать так, чтобы оно принесло радость тому, кому оно сказано и оно будет твоим верным помощником. Предлагает Кате опустить карточку со словом в копилку и прочитать стихотворение:
Спасибо всем родителям И воспитателям и няням Спасибо что гордятся нами И добрым учат нас делам.
Воспитатель предлагает детям встать в круг и проводит физминутку:
Здравствуй, небо голубое. Здравствуй, солнце золотое. Здравствуй, легкий ветерок. Здравствуй, маленький цветок.
Здравствуй, утро. Здравствуй, день – Нам здороваться не лень.
Воспитатель: Дети, а как вы думаете, слово «здравствуйте» будет ли волшебным словом? Что оно означает?
Дети: Мы приветствуем друг друга, желаем здоровья. Оно волшебное слово.
Воспитатель: Предлагаю Денису опустить кружочек в копилку и прочитать стихотворение:
Я сотни «здравствуй» повторю Всем на земле, кого люблю. И все мои друзья заметят Как мои «здравствуй» ярко светят.
Воспитатель: А какими еще словами можно приветствовать друг друга?
Дети: Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Привет!
Эти дети опускают кружочки со словами в копилку, повторяя их для Буратино.
Воспитатель: А теперь я вам прочитаю стихотворение, а вы найдите в нем еще волшебное слово для Буратино. Звучит стихотворение Н.Юсупова «Прости»:
Папа разбил драгоценную вазу.
Бабашка с мамой нахмурились сразу. Но папа нашелся, взглянул им в глаза И робко и тихо «простите» сказал. И мама молчит, улыбается даже:
«Мы купим другую, есть лучше в продаже». «Простите!» казалось бы, что в нем такого, А вот ведь какое чудесное слово! Дети: Волшебное слово «простите»!
Воспитатель: Когда мы говорим это слово?
Дети приводят примеры (когда нечаянно толкнул, чем-то обидел и др.)
Воспитатель: Какие еще слова можно сказать вместо слова «простите»?
Дети: Извини, виноват, больше не буду. Дети опускают кружочки в копилку волшебных слов. Данил читает стихотворение:
Слово мудрое «прости» Помогает всем в пути. С ним и горы одолеешь И моря переплывешь
И в беду не попадешь И друзей им отогреешь.
Воспитатель: Дети, Буратино хочет что-то сказать мне на ушко. … Он сказал, что ему было очень интересно. Он узнал много новых волшебных слов. Он постарается их запомнить и вежливо обращаться к друзьям и взрослым. Спасибо вам передал.
Буратино: А на память о нашей встрече я хочу вам подарить звездочки. Когда придете домой, то своим родным назовите волшебные слова на каждый кончик звездочки. Мне пора спешить к ребятам в тот детский сад и попросить у них прощения. До свидания, друзья!
Воспитатель: До свидания, Буратино! Приходи к нам в гости. Наши дети знают еще волшебные слова, они тебя с ними познакомят. Правда, дети?
|