Учитель- логопед Чернова Натела Арамайсовна ГБОУ Школа №1454 Центр образования «Тимирязевский» Дошкольное отделение Дмитровское 37 Г. Москвы
Цель. Учить выделять в речи слова, обозначающие предметы.
Ход игры. Логопед называет ряд слов, которые обозначают названия предметов. В этом ряду находится лишнееслово. Играющие должны определить, какое слово лишнее. Дети, правильно ответившие на вопрос, получают фант. Выигрывает тот, кто получил большее количество фантов.
Примерный речевой материал.
1) Кошка, портфель, девочка, желтый, солнце. 2) Ручка, помидор, гуляет, ковер, собака. 3) Лошадь, муха, учится, велосипед, журнал. 4) Рыба, дети, веселый, лягушка, кукла.
«Кто это? Что это?»
Цель. Учить правильной постановке вопросов к словам, обозначающим предметы.
Оборудование. Два листа формата А3 с изображением предметов, отвечающих на вопросы «Кто?», «Что?». Маленькие предметные картинки с изображением предметов.
Ход игры. На магнитной доске укрепляются два листа формата А3, на одном из которых наклеены изображения предметов, отвечающих на вопрос «Кто?» (например, мужчина, рыба, бабочка, девочка, птица), на другом — отвечающие на вопрос «Что?» (например, капуста, машинка, кукла, мяч, кровать). На столе логопеда лежат небольшие предметные картинки с изображением предметов. Дети по очереди подходят к столу, берут картинку, называют ее, ставят вопрос и укрепляют ее под нужной большой картинкой.
«Найди предмет, поставь вопрос»
Цель. Учить правильной постановке вопросов к словам, обозначающим предметы.
Оборудование. Сюжетные картины. Магнитные фишки.
Ход игры. На доску укрепляется крупная сюжетная картинка. Играющие должны внимательно ее рассмотреть
Может быть два варианта игры.
I вариант. Дети называют предмет, ставят к нему вопрос.
II вариант. Дети сначала называют все предметы, отвечающие на вопрос «кто?», затем — на вопрос «что?».
III вариант. Для предметов, обозначающих слова, отвечающие на вопрос «кто?» — красная
магнитная фишка, на вопрос «что?» — синяя. Играющие выходят к доске, называют предмет, ставят к нему вопрос и на его изображение укрепляют нужную фишку. Правильно ответившие могут получать фишки или фанты. Выигрывает тот, кто набрал большееколичество фантов.
«Лото»
Цель. Закреплять умение правильно ставить вопрос к словам, обозначающим предметы.
Оборудование. Карточки с изображениями предметов. Фишки.
Ход игры. Детям выдаются карточки, поделенные на четыре квадрата и фишка. В квадратах изображены предметы.
«Один – много»
Цель. Учить образовывать форму множественного числа существительного от единственного или, наоборот.
Ход игры. Играющие становятся в круг. В центре круга — логопед. Он бросает кому-либо из детей и называетслово, обозначающее один предмет (например, гнездо), ребенок бросает ему мяч обратно и называет множественное числоданного слова (гнезда). Играть можно и наоборот. Логопед называет множественное число, а ребенок единственное.
Оборудование. Мяч.
«Большой — маленький»
Цель. Учить образовывать слова с уменьшительными, увеличительными суффиксами.
I способ.
Оборудование. Предметные картинки.
Ход игры.
I вариант. На доске укреплены картинки с изображением предметов. На партах у играющих находятся предметныекартинки с изображением маленьких предметов. Дети должны назвать свои картинки с уменьшительным суффиксом.
III вариант. На доске укреплены картинки с изображением предметов. На партах у играющих находятся предметныекартинки с изображением больших и маленьких предметов. Они выхолят к доске, укрепляют свои картинки слева исправа от основной картинки и называют их.
Лапка – лапа – лапище. Носик – нос – носище. Хвостик – хвост – хвостище. Ручка – рука – ручище.
Глазик – глаз – глазище. Зубик – зуб – зубище. Ножка – нога – ножище.
II способ.
Оборудование. Пары карточек: ковер – коврик, гнездо – гнездышко, стул – стульчик, птенец – птенчик и т.д.
Ход игры.
Дети делятся на две команды и рассаживаются в первый и второй ряд. У игроков, сидящих на первом ряду, карточки с изображением предметов, у игроков во втором ряду такие же карточки, только маленького размера. Дети из первого ряда по порядку называют свои карточки, дети второго ряда – пару данного предмета, но только с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
II вариант.. На доске укреплены картинки с изображением предметов. На партах у играющих находятся предметные
картинки с изображением больших предметов. Дети должны назвать свои картинки с увеличительным суффиксом.
«Мой? Моя? Моё?»
Цель. Уметь определять род имени существительного, соотносить слово с вопросом.
Оборудование. Предметные картинки, обозначающие существительные женского, мужского, среднего рода.
Ход игры. Играющим раздаются по три предметные картинки, обозначающие существительные женского, мужского и среднего рода. Ведущий говорит: «Он мой». Играющие по порядку поднимают карточку с предметом мужского рода и
называют ее и т.д. Показанную карточку играющие откладывают в отдельную стопку. Если в конце игры карточек не осталось, то играющий показал все карточки правильно.
«Вредина»
Цели. Расширять словарь; учить подбирать слова, противоположные по значению.
Оборудование. «Волшебная» палочка.
Ход игры. Ведущий объясняет, что у него есть «волшебная» палочка. Логопед называет слово и передает играющему
«волшебную» палочку. Ребенок должен назвать слово, противоположное по значению и отдать палочку ведущему. Если ответ неправильный, ведущий палочку не забирает, а неправильно ответивший выбывает из игры. Выигрываю те, кто остался к концу игры.
«Наоборот»
Цели. Расширять словарь; учить подбирать слова, противоположные по значению.
Оборудование. Предметные картинки со словами-антонимами.
Ход игры. На доске в ряд укреплены предметные картинки. На столе у ведущего перевернутые картинки. Играющие по очереди выходят к столу, берут картинку, называют ее и находят на доске картинку, обозначающую слово, противоположное по значению, и под ней укрепляют свою картинку.
«Чья пара?»
Цели. Расширять словарь; учить подбирать слова, близкие по значению.
Оборудование. Предметные картинки.
Ход игры. Играющим раздают предметные картинки. Ребенок выходит к доске и называет слово. Тот, у кого парное слово-синоним, тоже называет свое слово. Первый ребенок говорит: «У меня – чемодан», второй: «А у меня пара – сумка». Обе картинки рядом укрепляются на доске. Если пара не нашлась — играющий возвращается за парту со своей картинкой. Побеждают те, у кого не осталось картинок.
«Найди лишнюю картинку»
Цели. Активизировать словарь; учить подбирать слова, близкие по значению.
Оборудование. Карточки (изображения чашки, стакана, чайника, бокала; сумки, чемодана, дамской сумочки, зонта и т.п.)
Ход игры. Детям выдаются карточки, поделенные на четыре квадрата, и фишки. В трех квадратах изображеныпредметы, обозначающие слова-синонимы, четвертый предмет – лишний. Играющие должны закрыть его фишкой. Выигрывает тот, кто первый и верно справился с заданием.
«Загадку отгадай — два слова угадай»
Цели. Активизировать словарь; учить обучать анализу и синтезу в работе над словом.
Примерный речевой материал.
Важно по морю плывет Трехэтажный … (пароход) Он с хвостом резиновым, С желудком парусиновым,
Как загудит его мотор. Он глотает пыль и сор. (Пылесос)
Глаз- особый глаз, Быстро взглянет он на вас. И появится на свет Самый точный ваш портрет. (Фотоаппарат)
Ход игры. Ведущий предлагает играющим отгадать загадки и определить, какие два слова
спрятались в одном. Правильно ответивший получает фант. Побеждает получивший большееколичество фантов.
«Закончи слово»
Цели. Активизировать словарь; учить обучать анализу и синтезу в работе над словом.
Примерный речевой материал. Лес рубит – лесоруб; лед колет – ледокол; сам катит — самокат; сам варит – самовар; сам летит – самолет; мясо рубит мясорубка и т.п.
Ход игры. Ведущий называет два слова, а дети – слово, которое из них получилось. Правильно ответивший, получает фишку. Выигрывает тот, кто получил большее количество фишек.
«Слово лишнее найди, почему – объясни»
Цели. Активизировать словарь; учить объяснять значение родственных слов.
Примерный речевой материал.
Гора, гористый, горе, горка. Сад, садовый, сода, садовник. Осина, оса, подосиновик, осинка.
Ход игры. Ведущий называет ряд родственных слов, а играющие определяют лишнее.
«Самое длинное слово»
Цели. Расширять словарь; развивать навык словообразования.
Оборудование. Предметные картинки.
Ход игры. Логопед на доске укрепляет предметные картинки (например, изображения дома, сада, леса). Дети должны превратить эти короткие слова в длинные. Выигрывает тот, кто назвал самое длинное слово.
Примерный речевой материал.
Сад – садик — садовый — приусадебный. Дом – домик — домашний. Лес – лесок – лесной – лесник – лесничество.
«Найди пару»
Цель. Обогащать словарный запас многозначными словами.
Оборудование. Предметные картинки.
Примерный речевой материал.
Труба: музыкальный инструмент, печная; шляпка: женский головной убор, грибная; спинка: часть стула, часть тела
и т.п.
I вариант.
Логопед показывает и называет предметную картинку. Играющий, у которого находится картинка с таким же названием, поднимает руку. На доске укрепляется данная пара картинок.
II вариант. На доске укрепляются в столбик или строчку предметные картинки. На столе логопеда находятся парные картинки. Играющие по очереди выходят к столу, берут картинку, называют ее и укрепляют рядом с
парной картинкой с таким же названием.
«Лесная школа»
Цели. Учить согласовывать имена существительные с числительными; активизировать словарь.
Оборудование. Фигурки с изображением детенышей диких животных.
Ход игры. На наборном полотне или магнитной доске расставляются фигурки с изображением детенышей диких
животных. Ведущий объясняет, что все эти детеныши диких животных ходят в лесную школу. Играющим нужно
посчитать и назвать животных, например, пять медвежат, три волчонка, один ежонок, два бельчонка и т.д.
|