Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребёнок приобретает значительно больше, чем за всю после-дующую жизнь. «Программа» дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, воображением, восприятием, формирование взаимоотношений с другими людьми и многое другое.
Психологическая готовность к обучению в школе включает три «ключевых» момента.
- Познавательные интересы.
- Умение управлять своим поведением.
- Знание основ изучаемых в школе наук на уровне детского сада.
- Познавательные интересы возникают у дошкольников уже в играх, в общении со взрослыми и сверстниками. Но лишь в учении, где усвоение знаний становится основной целью и результатом деятельности, формируются и окончательно складываются познавательные интересы. Естественно, что сами по себе они возникнуть не могут. Готовность познавать воспитывается на протяжении всего дошкольного детства. Исследования показали, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают те дети, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, решать задачи, прямо не связанные с какой-нибудь интересующей ребёнка игрой.
Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность интеллектуального развития детей в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе – от позиции самого ребенка, его активности.
Познавательная активность формируется, главным образом, в познавательной деятельности, которая связана с целенаправленными действиями ребенка. Формируясь в процессе деятельности, познавательная активность в тоже время влияет на качество этой деятельности. Активность здесь выступает как средство и условие достижения цели. В своем взаимодействии с детьми мы учитываем, что познавательная деятельность включает не только процесс целенаправленного обучения, руководимого педагогом, но и самостоятельное, чаще стихийное приобретение ребенком определенных знаний.
Активность ребенка в процессе организованной деятельности, как правило, программируется педагогом, но при этом мы в своей практике используем известный постулат: ребенок с радостью познает и исследует то, что для него представляет интерес
На протяжении дошкольного детства ребёнок непосредственно включается в овладение способами целенаправленного познания и преобразования мира через освоение умений:
Ранний возраст (1-3 года)
Объектом познания являются окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю». Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями.
Необходимым условием активности познания является разнообразие и сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление свободы исследования (предметно-манипулятивная игра), резерв свободного времени и места для разворачивания игр.
3 — 4 года
К этому возрасту дети накапливают довольно много представлений и знаний об окружающей действительности. Однако эти представления практически не связаны между собой. Ребёнок только пытается установить взаимосвязи между представлениями.
Объектом познания становятся не только предметы, их действия, но и признаки предметов (цвет, форма, величина, физические качества). Эти знания помогают детям сравнивать объекты и явления по одному признаку или свойству и устанавливать отношения сходства — тождества и различия, осуществлять классификацию, сериацию.
4 — 5 лет
В 4 года познавательное развитие ребёнка переходит на другую ступень — более высокую и качественно отличную от предыдущей. Средством познания становится речь. Развивается умение принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Познавательная деятельность приобретает новую форму; ребёнок активно реагирует на образную и вербальную информацию и может ее продуктивно усваивать, анализировать, запомнить и оперировать ею.
5 — 6 лет
Старший дошкольник познает уже "большой мир". В основе детского отношения к миру находятся заботливость, доброта, гуманность, сострадание. Дети уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями.
Познавая различные объекты, события, явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания.
6 — 7 лет
Накопленные к 6 годам сведения о мире являются серьезной базой для дальнейшего развития познавательной сферы ребёнка. Процесс познания в этом возрасте предполагает содержательное упорядочивание информации (весь мир — это система, в которой все взаимосвязано). Понимание взаимосвязанности всего происходящего в нашем мире является одним из основных моментов построения ребёнком элементарной целостной картины путём сопоставления, обобщения, рассуждения и выстраивания гипотетических высказываний, элементарных умозаключений, предвидений возможного развития событий.
Одни дети любят учиться, другие спокойно относятся к этому про-цессу, третьи терпят, а четвёртые и вовсе отказываются. Почему же такое разное восприятие одного и того же процесса у разных детей? Что нужно делать, если ребёнок не желает учиться?
Предупреждать нежелание учиться надо с самого раннего возраста детей, когда они делают свои самые первые шаги по дороге знаний. Именно здесь родители могут наделать таких ошибок, которые впоследствии заставят схватиться за голову. Все родители стремятся дать дошкольнику побольше знаний, чтобы и читал, и писал, и считал, и задачки решал. При этом забывая о том, что главное — это умение дошкольника учиться: хотеть узнавать новое, быть любознательным, научиться жить в творческом поиске. Поэтому не спешите, не давите, не ругайте, не заставляйте, не наказывайте, не требуйте, а поощряйте, хвалите не только результаты, но и проявленный интерес, заинтересовывайте, стимулируйте, награждайте. Учебный процесс для дошкольника должен быть игрой, развлечением, приключением. А родители и педагоги обязаны сделать его таковым.
Лень, а проще говоря, нежелание трудиться — самая распространённая причина неуспевающего ребёнка в школе. Но и у лени есть причины, вызвавшие её саму — это неумение ребёнка учиться, получать от этого удовольствие. Лень распространяется только на скучные и неинтересные дела, поэтому наша задача — заинтересовать учёбой, превратить её в увлекательное занятие. При этом наказания и скандалы отменить, похвалу, стимулирование и поощрение применить.
2. Для того, чтобы принять систему школьных требований (в кото-рую входят и «скучные» моменты), чтобы быть сосредоточенным и внимательным на уроках, слушать объяснения учителя и стараться максимально их запомнить, чтобы выполнять домашние задания не «из- под палки», нужно уметь управлять своим поведением.
Уровень волевого развития у детей различный. Но в общем у 7-летних детей должно быть умение считать более важным не то, что «хо-чется», а то, что «надо». Это умение воспитывается на протяжении всего дошкольного детства.
Есть дети, которых все окружающие считают «трудными». Они за-метны, потому что затрудняют жизнь родным и близким, плохо ведут себя в детском саду, мешают прохожим на улице. Главное, на что жалуются родители, приводя сына или дочь на консультацию к психологу – непослушание. И ещё вспыльчивость, грубость, неусидчивость, плохое внимание.
Отчего вырастают дети со слабо организованным поведением?
Вот что об этом пишет кандидат психологических наук Агаева Е. Л. [1]
«Ребёнок учится предвидеть последствия своих поступков и строить поведение в соответствии с требованиями окружающих благодаря существующей и известной ему системе разрешений и запретов. Хорошие поступки поощряются, плохие наказываются, и ребёнок стремится действовать, так, чтобы его поведение было одобрено взрослыми. Но взрослые часто этого не учитывают.
Детям, растущим в «неопределённой» обстановке, не удаётся заранее догадаться, за что похвалят, а за что поругают. Поэтому соотносить свои действия с требованиями окружающих им трудно. И дети вырастают «непослушными». Строгие указания, выговоры старших вызывают у них резкий протест: ведь вчера было можно, почему же сегодня нельзя? Поведение таких детей неорганизованно, хаотично. Многие из них очень активны, но их активность – пустая: она не направлена на достижение определённой, заранее поставленной цели.
Собранность, целенаправленность, умение следовать указаниям старших воспитываются не сразу. Директивное «Делай, потому что так надо» не приводят к ожидаемым родителями немедленным благотворным результатам. Важно, чтобы указания, которые даются ребёнку были последовательными и непротиворечивыми. Желательно их постепенно усложнять и объединять в «цепочки» из взаимосвязанных поручений. Важно приучать ребёнка к тому, чтобы он вначале продумывал порядок своих действий и затем поступал так, как было задумано, выполняя всё полностью, до конца».
Не забывайте хвалить ребёнка. Похвала детям необходима, но надо и указывать на ошибки, недочёты, неточности. «Похвала» и «указания на ошибки» — это не антонимы. Похвала адресована самому ребёнку: «Молодец! Ты хорошо прибрал игрушки!». Критикуют же не самого человека, а его работу: «Но вот эти куклы надо поставить на полку, а не сложить в коробки».
Для развития волевых качеств дошкольников оценка взрослых важна потому, что мы оцениваем дела детей. На основании этой оценки у детей складывается представление о том, что они могут делать хорошо, что им ещё не совсем удаётся, а что совсем не получается. Представления эти становятся тем критерием, по которому дошкольники начинают судить о своих возможностях. У детей могут быть одинаковые возможности, но судят они о них по-разному: одни завышают, другие занижают. И то, и другое является следствием усилий взрослых: насколько умело они направляли и оценивали деятельность детей.
Оценка одних и тех же дел должна быть разной в разном возрасте. Сказать 5-летнему ребёнку: «Ты плохо убрал постель (вымыл голову)», — несправедливо, потому что он ещё не может сделать это хорошо. Но ребёнку после 6 лет так сказать можно.
Ваша оценка должна с одной стороны быть направлена на то, чтобы ребёнок поверил в свои силы, а с другой стороны, она не должна отбить охоту выполнять начатое дело. Когда ребёнку постоянно говорят, что он всё делает плохо, у него пропадает охота за что-либо браться, он начинает думать, что ни с чем не справится, занижая тем самым свои возможности. «Всё равно не получится, и не буду пробовать», — думает ребёнок, не применяя и даже не пробуя применить минимальное волевое усилие. Аналогичный «нулевой» с точки зрения развития волевых качеств результат получается в противоположной ситуации: когда родители хвалят детей вне зависимости от того, как они выполняют что бы то ни было. Дети начинают думать, что им под силу «свернуть горы», а пока нет занятия «по плечу», лучше не тратить времени на пустяки. Происходит неоправданное завышение своих возможностей, проверить которые в реальной деятельности ребёнок не удосуживается.
Многие поколения родителей, не обладающие специальными психологическими знаниями, часто добивались успеха, воспитывая волю ребёнка. Обычно они постепенно и настойчиво приучали детей к какому-нибудь малопривлекательному занятию (убирать за собой игрушки, ставить разбросанные книги на место, поливать ежедневно цветы, накрывать на стол, приносить газеты и т. д.) Если порученное ребёнку дело он выполняет изо дня в день, складывается привычка, которая действует вопреки желанию играть, гулять, рисовать.
3. Ребёнку, поступающему в 1 класс, нужны ещё и некоторыё знания. Дети получают их на специальных занятиях. Естественно, что ознакомление осуществляется на доступном для детей уровне. «Выпускник» детского сада отличает живое от неживого, вредное от полезного, растения от животных и многое другое. Однако есть ещё специальные навыки и знания, считающиеся истинно школьными, которые также нужны дошкольникам: счёт, решение арифметических задач, чтение. В специализированных группах детского сада проводятся обязательные занятия по грамоте и математике. И дети, посещающие эти занятия, получают специальную подготовку, облегчающую им усвоение программы 1 класса.
Некоторые родители считают: не нужно ничему специально учить — в школе научат. В школе действительно научат. Но в школе учат школьным предметам и по-школьному. И это не исключает, а наоборот, предполагает определённую готовность к обучению в школе. Несмотря на то что среди детей шестилетнего возраста есть дети с полноценной готовностью к школе, тем не менее их меньшинство, и вполне правильно поэтому считать шестилетних детей неготовыми с психологической точки зрения к обучению школьного типа. Шестилетки — дошкольники, и этим все сказано. Зачем же тогда их учить и как понимать утверждение, что более раннее обучение позволит решить проблему психологической готовности детей к школе? Эти вопросы взаимосвязаны, и, ответив на один из них, мы тем самым отвечаем и на другой, Обучение шестилетних детей должно быть подчинено задаче подготовки к учению школьного типа. Таково решение обоих этих вопросов. Ш. А. Амонашвили подчеркивает [2], что назначение класса для шестилеток — готовить детей к роли учеников.
Но это значит, что обучение шестилеток должно быть качественно иным, чем традиционное школьное обучение. Усвоение знаний в дошко-льном возрасте происходит как побочный продукт в других видах деятельности детей — в игре, общении и т. д. Дошкольник учится, чаще всего не подозревая о том, что он учится.
К семи годам происходит формирование обобщенных представле-ний о пространстве и времени, о предметах, явлениях, процессах и их свойствах, об основных действиях и важнейших отношениях, о числах и фигурах, языке и речи. У ребёнка формируется познавательное и бережное отношение к миру.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- «Календарь для родителей» — Москва: Педагогика 1987 – с.25
- «Педагогический поиск» — Москва: Педагогика, 1987 — с.544
|