Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №99 городского округа город Уфа Республика Башкортостан
Подготовила и провела: учитель-логопед Рыбакова С.П.
Программное содержание:
- Продолжать учить детей разгадывать ребусы.
- Продолжать учить составлять слова из букв.
- Продолжать учить составлять слова из частей.
- Упражнять детей в делении слов на части.
- Упражнять в умении определять первый звук в слове, давать характеристику звука.
- Упражнять в умении читать предложения по схеме.
- Упражнять в звуковом анализе и синтезе слов.
- Профилактика дисграфии.
- Воспитывать внимание, память, усидчивость.
- Воспитывать интерес к обучению в школе.
- Развивать логическое мышление.
Оборудование:
- Магнитофон, звуковое письмо.
- Карта для путешествия по Стране Знаний.
- Пособие: паровозик, картинки-билетики для деления слов на части (на каждого ребенка)
- Стихи про гласные и согласные звуки.
- Пособие: домики, картинки для определения первого звука. (на каждого ребенка)
- Пособие: Чудо-Дерево, символы звуков и букв.
- Ребусы (на каждого ребенка)
- Разноцветные карточки с частями слов (на каждого ребенка)
- Карточки с пиктограммами (на каждого ребенка)
- Карточки для профилактики дисграфии со словом ШКОЛА (на каждого ребенка)
- Цветные фишки для звукового анализа (демонстрационные, на каждого ребенка)
- Сюрприз: пятерки (на каждого ребенка)
1. Сегодня к нам в детский сад принесли посылку.
Там лежало звуковое письмо.
Послушайте:
Здравствуйте, ребята! Я, Дед Буквоед.
Я приглашаю вас в путешествие по Стране Знаний.
Путешествовать нужно по карте. В пути вас ждут интересные задания, которые вы должны выполнить. А куда вы попадете в конце путешествия, вы узнаете сами. Скорее отправляйтесь в путь. Желаю удачи!
Еще Дед Буквоед прислал карту путешествия по Стране Знаний.
Логопед: — Ребята, вы готовы путешествовать? (да)
Путешествовать мы с вами будем на паровозике.
Чтобы сесть в паровозик нужны билеты.
- Возьмите каждый по одному билетику-картинке. (берут)
Посмотрите, паровозик не простой: в первом вагоне 1 окошко, во втором вагоне 2 окошка, в третьем вагоне 3 окошка. Поделите на части каждый свое слово-картинку на билете, скажите сколько частей получилось и положите картинку в нужный вагончик. В путешествие отправится только тот, кто правильно определит количество частей в слове.
Вы все справились с заданием. Можно отправляться в путь.
2. Остановка: домики.
Посмотрите, мы оказались на улице с разноцветными домами.
- Как вы думаете кто живет в этих домах? (звуки)
- Какие бывают звуки? (гласные, согласные)
- Почему звуки называются гласными и согласными нам расскажут (дети)
Воздух свободно идет через рот, Нет препятствий разных, Голос участвует, голос зовет, Звук получается гласный!
Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребенка, Но не желают свистеть и ворчать!
Согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь!
- Вот почему они так называются.
- Какими могут быть согласные звуки? (твердыми, мягкими, звонкими, глухими)
-Следующее задание. (пособие домики)
Это картинки и их домики. Помогите картинкам найти свой домик по первому звуку. (дети называют картинку, первый звук, дают характеристику звука, кладут картинку в домик)
Молодцы, с заданием справились, продолжаем путь.
3. Остановка: чудо-дерево.
Следующая остановка чудо- дерево и нас ждут превращения.
(панно дерево с карточками-звуками и буквами)
- Послушайте что растет на дереве: А, К, Нь, У, Ль, Р...? (Звуки)
- Правильно. А сейчас что растет на дереве? А, К, Н, У, Л, Р... — (переворачиваю карточки) Буквы.
- Чем отличаются звуки от букв?
- Звуки мы слышим и произносим.
- Буквы мы видим, пишем и читаем.
-Звуки превратились в буквы и следующее задание будет с буквами.
- Возьмите вот такие листочки. Это ребус.
- Нужно расставить буквы по своим местам и прочитать слово, которое получится.
- Какие слова у вас получились? (каждый ребенок читает свое слово)
- Все выполнили задание правильно. Едем дальше.
4. Остановка: ученый кот.
- Стоп! Дальше дороги нет! Ученый Кот завалил вход в тоннель камнями, и пока мы не выполним следующее задание, дорогу не освободит.
- Как делятся слова? (на части)
- У Кота жили слова. Части в этих словах дружили между собой, но потом они поссорились, разбежались в разные стороны и перепутались.
-Помогите Коту подружить части, составить из них слова и прочитать эти слова.
(На ковре лежат разноцветные карточки с частями слов. Раздаю детям цветные фишки, по которым они выбирают карточки.)
- Прочитайте какие слова получились. (Дети читают каждый свое слово.)
-Задание выполнили, путь свободен, можем ехать дальше.
5. Остановка: мост.
- Мы подъехали к мостику, но проехать не сможем, кто-то рельсы разобрал.
Чтобы рельсы починить нужно выполнить задание.
- Но сначала нужно вспомнить: Что можно составить из слов? (предложение)
- Как пишется первое слово в предложении? (с большой буквы)
- Что ставим в конце предложения? (точку)
- Как пишутся слова в предложении? (раздельно)
Задание: Возьмите карточки и прочитайте предложение по схеме.
(Дети берут каждый свою карточку с пиктограммой и читают предложение.)
- С заданием справились все. Рельсы починили, можем ехать дальше.
Физкультминутка: Наш паровозик остановился на полянке. Это значит, что нужно нам немного отдохнуть.
(дети выходят на ковер, становятся в круг)
Поиграем в игру: “Назови слово со звуком -Р- (М…) ”
Мы шагаем, (дети идут по кругу, высоко поднимая ноги мы шагаем ведущий марширует на месте в кругу и слова мы называем останавливаются Ведущий говорит: Назовите мне слово со звуком -Р (М …)
(Повторяется 2-3 раза)
6. Остановка: школа.
- Наш паровозик остановился около красивого дома.
Посмотрите, это последняя остановка в нашем путешествии.
-Помните что говорил нам Дед Буквоед?
- Куда вы попадете в конце путешествия, вы должны узнать сами.
- А узнаете вы название красивого дома, когда почините буквы и прочитаете слово.
(каждый ребенок берет карточку с недописанными буквами, дописывает слово школа)
- Скажите: Какое слово получилось? (школа)
- Правильно! Мы с вами попали в школу и последнее задание:
- Надо выложить звуками слово школа, разделить слово на части и поставить ударение. (дети берут цветные фишки и делают звуковой анализ на своих карточках. Один ребенок делает звуковой анализ у доски.)
- Все выполнили задание?
- Посмотрите на доску. Сейчас... нам расскажет как он выполнил задание.
- Ребенок: (В слове школа две части, ударение падает на вторую часть, на гласную О. В слове всего 5 звуков: в первой части- 3 звука, во второй части – 2 звука..
Первый звук Ш – согласный, твердый, глухой. Второй звук К – согласный, твердый, глухой. Третий звук О – гласный. Четвертый звук Л – согласный, твердый, звонкий.
Пятый звук А – гласный.)
- Сколько согласных звуков? (3) Назови их.
- Сколько глухих согласных? (звонких)
- Сколько гласных звуков? (2) Назови их.
- Правильно... выполнил задание? У всех так получилось?
- Молодцы все с заданием справились!
Итог:
Ребята, наше путешествие подошло к концу. У нас больше нет остановок и нет никаких заданий. Все задания Деда Буквоеда мы выполнили. Но у нас еще есть конечная станция. Сейчас мы доедем до нее и вернемся в детский сад.
(Доезжаем до конечной станции.)
- Посмотрите, нас ждет Дед Буквоед. Послушайте, он хочет вам что-то сказать.
(Звуковое письмо)
Молодцы, ребята! Вы справились со всеми моими заданиями!
Я вижу, что вы очень хорошо подготовились к школе!
И учиться будете на одни пятерки! Я хочу подарить сегодня вам всем тоже пятерки. А сейчас вам пора возвращаться в детский сад. До свидания, ребята.
Наше путешествие закончилось, тихонечко встаньте из-за столов и подойдите ко мне, я раздам всем пятерки от Деда Буквоеда.
|