Конспект группового занятия по обучению грамоте в подготовительно группе детского сада по теме: «Звук [К], [К"]и буквы К, к»
Цель: Знакомство детей со звуком [К] [К" ] и буквой К
Задачи:
- Формировать представление о букве К и звуках, которые она обозначает;
- Развивать фонематический слух
Оборудование:
? Герои: кот, петух, кит
Скачтаь конспект
? Город букв.
? предметные картинки на звук [К]
- в начале: кот, ком, конь, кошелек, калитка, капля
-в середине: утка, окно, аквариум, будка, мышка, акула, баклажан, стакан, лукошко, кочка
-в конце: мак, сук, жук, рак, веник, замок, снеговик, индюк, чайник, мешок, волк, снежок.
? Картинки со звуком К для игры «что лишнее» капля, конь, кузнечик, колесо, петух
? для игры «сортировка» слова: кепка, кенгуру, кедр, кирпич; курица, кубик, кукла, комар.
? карточки для зарисовки схемы слов КИТ и КОТ, цветные карандаши.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Педагог: Ребята!!!! А что это у нас произошло? (на столе разбросаны картинки) Кто же устроил здесь беспорядок?
Игра «Что лишнее» (картинки со звуком К) (капля, конь, кузнечик, колесо, петух). Нужно найти лишнее слово и объяснить почему?) Молодцы!
2. Сообщение новой темы
Педагог: А здесь и загадка есть послушайте:
Спозаранку я встаю,
Звонким голосом пою.
Травку разгребаю,
Зёрна собираю.
У меня есть гребешок,
Кто я дети (петушок)
Педагог. — Правильно, это петушок. Он пришёл к нам в гости.
-Как подает голос петушок?
Назовите первый звук в слове кукарекает. Догадались, о каком звуке мы будем сегодня говорить?
Произнесем его вместе: К-К-К
Петушку нужно донести звук [к] до волшебного города букв. Вы хотите ему помочь?
Расскажите, какой это звук? и почему вы так решили? (Согласный, потому, что во рту есть преграда воздуху и звук не поется).
Горлышко спит, или дрожит? (Спит, голосовые связки не вибрируют) Значит звук К какой? (Глухой)
В гости к петушку пришли друзья, они хотят помочь добраться звуку К до волшебного города букв. Давайте назовем их. (КИТ и КОТ) теперь я произнесу слова, а вы послушаете, как звучит звук К в словах (В слове Кит звук К — мягкий, а в слове Кот -твёрдый.) Ребята, вот беда они всё время ссорятся. Давайте их помирим? Нужно им помочь разобрать картинки.
Игра «сортировка» слова: кепка, кенгуру, кедр, кирпич; курица, кубик, кукла, комар. Ну вот. Молодцы!
Наши друзья решили отправиться в путь. Поедем вместе с ними? На нашем маршруте будет несколько остановок.
Остановка № 1
3. Игра «Поймай озорной звук в ладошки»
Педагог. Звук К ужасный озорник, по дороге он решил убежать от друзей и спрятался в словах. Давайте поможем найти звук К в словах, если он там есть, то хлопните в ладошки.
Катя, Тоня, колобок, гусь, качели, вата, шесть, кот, ток, мох, бах.
Теперь неугомонный звук спрятался в именах, давайте найдем его в них
Оля, Катя, Марина, Костя, Клава, Рита, Таня, Харитон, Ксюша.
Остановка № 2
4. Динамическая пауза.
Речь с движением.
Педагог. Чтобы нам довезти в целости и сохранности звук К, нужно помочь друзьям научится его произносить. Для этого я предлагаю вам повторить скороговорки и выполнить движения.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко: мяч подкинем высоко (имитируют подбрасывание мяча).
Ко-ко-ко, ко-ко-ко: звук услышим мы легко (разводят руки в стороны).
Ку-ку-ку, ку-ку-ку: вот кукушка на суку (разводят руки в стороны).
Ку-ку-ку, ку-ку-ку: пирожки для всех пеку (ладошками «пекут» пирожки).
Ак-ак-ак, ак-ак-ак: скачет на коне казак (скачут вприпрыжку).
Ок-ок-ок, ок-ок-ок: мы по кочкам прыг да скок! (перепрыгивают с одной ноги на другую)
Ук-ук-ук, ук-ук-ук: это что ещё за стук? (стучат кулачками)
Ык-ык-ык, ык-ык-ык: на ковёр наш котик – прыг! (прыгают на одном месте)
Остановка № 3
5. Игра «Найди место звука в слове»
Педагог: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску! Скажите, что за чудесные вагончики на ней висят? Да это же — схемы слов, в них едут звуки. В первом вагончике звук К едет в начале слова, во втором – в середине, в третьем – в конце слова.
Сейчас мы будем с вами называть картинки и расселять предметы по вагончикам.
Слова: (кот, ком, кошелек, калитка, капля, катушка, утка, окно, аквариум, будка, мышка, акула, баклажан, стакан, лукошко, кочка, мак, сук, жук, рак, веник, замок, снеговик, индюк, чайник, мешок, волк, снежок).
Итак, мы с вами узнали, что звук К может жить в начале, в середине и в конце слова.
Вот мы и прибыли в город букв, но есть ещё несколько заданий…
7. Остановка 4.
Знакомство с буквой К
Педагог: Посмотрите, а в городе букв живёт буква К. На что похожа буква К? (на усики жука, клюв) В какую сторону смотрит буква К? (в правую) Сколько элементов у буквы К? (3). Прописывание в воздухе.
Остановка № 5
6. Слоговое чтение
А К КА
О К КО
У К КУ
Ы К КЫ
Нашим героям так понравилось путешествие, что они попросили вас сделать звуковую схему слов. А каких давайте прочитаем,
КОТ
КИТ
Выкладывание детьми схемы слова кот, кит подсчет слогов, звуков, выделение звуков по порядку, определение количества гласных и согласных, выделение позиции заданного звука.
Два ребенка выкладывает схему на доске. Педагог дает задание подобрать к схеме буквы на магнитиках. Чтение слова КОТ, КИТ
Педагог: Делим слово на слоги. Сколько слогов? Сколько звуков (гласных, согласных? Сколько букв? На каком месте находится звук К?
К О Т
К И Т
Со всеми заданиями и помогли добраться друзьям и звуку К до города букв.
12. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей. Путешествие подошло к концу. Наши друзья доставили звук К в город букв, а мы им помогли.
Что вам понравилось на занятии? Расскажите, что нового вы узнали о звуке К? На что похожа буква К?
Педагог. А теперь ребята настало время изобразить портрет Буквы К. (лепка из пластилина)
13. Сюрпризный момент. Звук К благодарит вас, за помощь, он приготовил для вас сюрприз. Сейчас вы протянете ручку в волшебный мешочек, возьмете из него один предмет и узнаете, что это за подарок. (Конфеты–любимое лакомство звука К)
|