Учитель-логопед Зотеева Елена Юрьевна.
Цель: сформировать представление о звуке и букве З
Задачи:
Образовательные:
- Учить различать букву З при чтение и на письме.
- Научить конструировать букву З.
- Формировать навык чтения слогов, слов, фраз с вновь изученной буквой З.
Скачать конспект
Развивающие:
- Развитие фонематических процессов.
- Развитие зрительно-пространственных восприятий, представлений и ориентировки.
- Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мыслительных процессов.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к чтению.
- Развитие навыка самоконтроля.
- Воспитание умения слушать и слышать друг друга.
Ход занятия:
I Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Посмотрите внимательно на картинки. Назови картинки.
Кто это? Что это?
[З]: заяц, рюкзак, глаза, зонт, зубы, тазы, узор, язык, гроза, коза, замок, золото. (Слайд 3)
[З"]: зебра, газель, розетка, газета, корзина. (Слайд 4)
[З и З"]: заноза, занозил, звезды. Занозу мальчик что сделал? (Слайд 5)
Какой звук повторяется во всех этих словах?
Правильно звук [З]. Сегодня мы познакомимся с ним, а еще с буквой З.
II Основная часть.
1. Фонетическая зарядка. Давайте споём песенку пчелы. (Дети встают, руки вытянуты в стороны, изображают движения крыльев и поют песенку: “З – з – з – з”). (Слайд 6)
Как поют комарики? (З-з-з…) (Слайд 7)
2. Артикуляция звука [З]. (Слайд 8)
Взрослый показывает и объясняет артикуляцию звука [З]:
- губки растянуты в улыбку;
- зубки сближены, но не смыкаются;
- кончик языка упирается в нижние зубы;
- спинка языка выгнута;
- по центру язычка идет сильная воздушная струя;
- горлышко «дрожит».
3. Характеристика звука [З]. (Слайд 9)
Давайте произнесём ещё раз звук [З] и понаблюдаем за положением языка, губ, зубов.
Какой это звук? (согласный).
Почему вы так решили? (звук произносится кратко, с препятствиями).
Что мы ещё узнаём всегда про согласный звук? (звонкий он или глухой)
Как мы это определяем? (прижимаем ладошки к ушкам) Чувствуем вибрацию или нет? Значит звук [З] – звонкий.
Сделайте вывод: что узнали о новом звуке. (Согласный, парный звонкий, твердый — мягкий звук.)
- Буквы гласных звуков, обозначающих мягкость согласного звука?
- Буквы гласных звуков, обозначающих твёрдость согласного звука?
Синий, твердые а о у ы э
Зеленые, мягкие я ё ю и е
Характеристику звука [З] – согласный, твёрдый, звонкий.
Характеристику звука [З"] – согласный, мягкий, звонкий
4. Пальчиковая гимнастика «Прогулка» на тренажере «Волшебные ладошки». (Слайд 10)
Вышли пальчики гулять (ритмичные движения больших пальцев по тренажеру)
А вторые – догонять (ритмичные движения указательных пальцев)
Третьи пальчики – бегом (движения средних пальцев в быстром темпе)
А четвертые – пешком (медленное движение безымянных пальцев)
Пятый пальчик поскакал (ритмичные касания мизинцами)
Поскользнулся и упал (удар кистями рук по тренажеру).
5. Буква З. (Слайд 11)
На письме звук [З] и [З"] обозначаются буквой З.
На что похожа буква З? (Дети: на цифру 3, на змейку, которая легла и изобразила букву З) (Слайд 11, 12)
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра 3 три. (С. Маршак) (Слайд 12)
З – не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.
Извиваюсь, словно змейка.
Срисовать меня сумей-ка! (В. Степанов) (Слайд 13)
6. Констуирование буквы З с помощью камней-марблс и природных материалов (создание образа буквы). (Слайд 14)
7. Анализ и моделирование элементов буквы. (Слайд 15)
Из чего состоят письменные буквы? (из элементов)
Какие бывают элементы? (овал, полуовал, петля, вертикальный элемент, дугообразный элемент, извилистый элемент)
В какую сторону смотрит буква З? (влево)
На какую букву похожа? (Е)
В какую сторону смотрит буква Е? (вправо)
Где уже встречались с этим элементом? (У Х)
Сколько элементов необходимо для того, чтобы смоделировать буквы З, з? (Состоит из двух элементов-двух полуовалов).
У вас на парте лежат различные элементы букв, вырезанные из бумаги. Соберите букву З из деталей.
8. Буква З-заглавная и прописная. (Слайд 16)
Состоит из двух элементов: строчного полуовала, подстрочной петли. Подстрочный элемент по длине равен высоте строчного полуовала.
Заглавная буква З состоит из двух элементов – двух полуовалов. Верхний полуовал начинаем писать чуть ниже вспомогательной линии. Ведем округлую линию вправо вниз до верхней линии рабочей строки, закругляя влево. Затем начинаем писать второй полуовал. От точки, где закончили писать первый элемент, ведем округлую линию вправо вниз; не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем влево, доводим до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх; чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.
9. Как ходят стрелки на часах. (Слайд 17)
10. Закрепление знания печатной буквы З. (Слайд 18, 19)
Ребята, рассмотрите буквы. Найдите букву З.
11. Дифференциация сходных печатных букв. (Слайд 20, 21)
12. Узнавание печатных букв в усложненных условиях зрительного восприятия. (Слайд 22-26)
III Итог занятия, оценка детей.
Ребята, вспомните, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились на занятии?
Назовите слова со звуком З
Каким цветом обозначаем?
Чем отличается звук от буквы?
Список использованной литературы:
- Надежда Новоторцева: Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки "З, Ц" Издательство: Академия Развития, 1999 г.
- Юлия Жихарева-Норкина: Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. В 9-ти выпусках. Выпуск 6: звуки З-ЗЬ, Ц Издательство: Владос, 2010 г.
- Резниченко, Ларина: Говорим правильно "С","З","Ц". Логопедический альбом Издательство: Росмэн, 2002 г.
- Ирина Скворцова: Трудные звуки. Звуки "З", "З" ", "Ц". Для детей 4-6 лет Издательство: Нева, 2003 г.
- Сказка про букву З Режим доступа: http: //malish-nash. ru/viewtopic. php? id=1763
- Волина Валентина. Праздник букваря. Режим доступа: http: //nkozlov. ru/library/s318/d4304/? full=1#. USkesJYrfzs
- Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге Е.В. Новиковой Логопедическая азбука. Новая методика обучения чтению. Москва 2006.
- Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму. Санкт-петербург. Детство-пресс
- Изучаем буквы. Режим доступа: http: //cterra. com/stihi/izuchaem_bukvi. html Изучаем буквы
- Зуев Виктор. Живые буквы Алфавита. Режим доступа: http: //www. stihi. ru/2012/11/04/2212
- Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушенным зрением. Режим доступа: http: //student31. ru/belgorod-student/pocherkovedchesky-examination/concept-identification-sign-letter/938-stroenie-strochnykh-bukv-predusmotrennykh. html
|