Зотеева Елена Юрьевна. Звук и буква «З» обучение грамоте.

Звук и буква «З» обучение грамоте.

Учитель-логопед Зотеева Елена Юрьевна.

Цель: сформировать представление о звуке и букве З

Задачи:

Образовательные:

  • Учить различать букву З при чтение и на письме.
  • Научить конструировать букву З.
  • Формировать навык чтения слогов, слов, фраз с вновь изученной буквой З.

Скачать конспект

Развивающие:

  • Развитие фонематических процессов.
  • Развитие зрительно-пространственных восприятий, представлений и ориентировки.
  • Развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, мыслительных процессов.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к чтению.
  • Развитие навыка самоконтроля.
  • Воспитание умения слушать и слышать друг друга.

Ход занятия:

I Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

Посмотрите внимательно на картинки. Назови картинки.

Кто это? Что это?

[З]: заяц, рюкзак, глаза, зонт, зубы, тазы, узор, язык, гроза, коза, замок, золото. (Слайд 3)

[З"]: зебра, газель, розетка, газета, корзина. (Слайд 4)

[З и З"]: заноза, занозил, звезды. Занозу мальчик что сделал? (Слайд 5)

Какой звук повторяется во всех этих словах?

Правильно звук [З]. Сегодня мы познакомимся с ним, а еще с буквой З.

II Основная часть.

1. Фонетическая зарядка. Давайте споём песенку пчелы. (Дети встают, руки вытянуты в стороны, изображают движения крыльев и поют песенку: “З – з – з – з”). (Слайд 6)

Как поют комарики? (З-з-з…) (Слайд 7)

2. Артикуляция звука [З]. (Слайд 8)

Взрослый показывает и объясняет артикуляцию звука [З]:

  • губки растянуты в улыбку;
  • зубки сближены, но не смыкаются;
  • кончик языка упирается в нижние зубы;
  • спинка языка выгнута;
  • по центру язычка идет сильная воздушная струя;
  • горлышко «дрожит».

3. Характеристика звука [З]. (Слайд 9)

Давайте произнесём ещё раз звук [З] и понаблюдаем за положением языка, губ, зубов.

Какой это звук? (согласный).

Почему вы так решили? (звук произносится кратко, с препятствиями).

Что мы ещё узнаём всегда про согласный звук? (звонкий он или глухой)

Как мы это определяем? (прижимаем ладошки к ушкам) Чувствуем вибрацию или нет? Значит звук [З] – звонкий.

Сделайте вывод: что узнали о новом звуке. (Согласный, парный звонкий, твердый — мягкий звук.)

  1. Буквы гласных звуков, обозначающих мягкость согласного звука?
  2. Буквы гласных звуков, обозначающих твёрдость согласного звука?

Синий, твердые а о у ы э

Зеленые, мягкие я ё ю и е

Характеристику звука [З] – согласный, твёрдый, звонкий.

Характеристику звука [З"] – согласный, мягкий, звонкий

4. Пальчиковая гимнастика «Прогулка» на тренажере «Волшебные ладошки». (Слайд 10)

Вышли пальчики гулять (ритмичные движения больших пальцев по тренажеру)

А вторые – догонять (ритмичные движения указательных пальцев)

Третьи пальчики – бегом (движения средних пальцев в быстром темпе)

А четвертые – пешком (медленное движение безымянных пальцев)

Пятый пальчик поскакал (ритмичные касания мизинцами)

Поскользнулся и упал (удар кистями рук по тренажеру).

5. Буква З. (Слайд 11)

На письме звук [З] и [З"] обозначаются буквой З.

На что похожа буква З? (Дети: на цифру 3, на змейку, которая легла и изобразила букву З) (Слайд 11, 12)

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра 3 три. (С. Маршак) (Слайд 12)

З – не просто завитушка,

З – пружинка, крендель, стружка.

Извиваюсь, словно змейка.

Срисовать меня сумей-ка! (В. Степанов) (Слайд 13)

6. Констуирование буквы З с помощью камней-марблс и природных материалов (создание образа буквы). (Слайд 14)

7. Анализ и моделирование элементов буквы. (Слайд 15)

Из чего состоят письменные буквы? (из элементов)

Какие бывают элементы? (овал, полуовал, петля, вертикальный элемент, дугообразный элемент, извилистый элемент)

В какую сторону смотрит буква З? (влево)

На какую букву похожа? (Е)

В какую сторону смотрит буква Е? (вправо)

Где уже встречались с этим элементом? (У Х)

Сколько элементов необходимо для того, чтобы смоделировать буквы З, з? (Состоит из двух элементов-двух полуовалов).

У вас на парте лежат различные элементы букв, вырезанные из бумаги. Соберите букву З из деталей.

8. Буква З-заглавная и прописная. (Слайд 16)

Состоит из двух элементов: строчного полуовала, подстрочной петли. Подстрочный элемент по длине равен высоте строчного полуовала.

Заглавная буква З состоит из двух элементов – двух полуовалов. Верхний полуовал начинаем писать чуть ниже вспомогательной линии. Ведем округлую линию вправо вниз до верхней линии рабочей строки, закругляя влево. Затем начинаем писать второй полуовал. От точки, где закончили писать первый элемент, ведем округлую линию вправо вниз; не доходя до нижней линии рабочей строки, закругляем влево, доводим до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх; чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.

9. Как ходят стрелки на часах. (Слайд 17)

10. Закрепление знания печатной буквы З. (Слайд 18, 19)

Ребята, рассмотрите буквы. Найдите букву З.

11. Дифференциация сходных печатных букв. (Слайд 20, 21)

12. Узнавание печатных букв в усложненных условиях зрительного восприятия. (Слайд 22-26)

III Итог занятия, оценка детей.

Ребята, вспомните, с каким звуком и буквой мы сегодня познакомились на занятии?

Назовите слова со звуком З

Каким цветом обозначаем?

Чем отличается звук от буквы?

Список использованной литературы:

  1. Надежда Новоторцева: Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки "З, Ц" Издательство: Академия Развития, 1999 г.
  2. Юлия Жихарева-Норкина: Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. В 9-ти выпусках. Выпуск 6: звуки З-ЗЬ, Ц Издательство: Владос, 2010 г.
  3. Резниченко, Ларина: Говорим правильно "С","З","Ц". Логопедический альбом Издательство: Росмэн, 2002 г.
  4. Ирина Скворцова: Трудные звуки. Звуки "З", "З" ", "Ц". Для детей 4-6 лет Издательство: Нева, 2003 г.
  5. Сказка про букву З Режим доступа: http: //malish-nash. ru/viewtopic. php? id=1763
  6. Волина Валентина. Праздник букваря. Режим доступа: http: //nkozlov. ru/library/s318/d4304/? full=1#. USkesJYrfzs
  7. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге Е.В. Новиковой Логопедическая азбука. Новая методика обучения чтению. Москва 2006.
  8. Смирнова И.А. Логопедический альбом для обследования способности к чтению и письму. Санкт-петербург. Детство-пресс
  9. Изучаем буквы. Режим доступа: http: //cterra. com/stihi/izuchaem_bukvi. html Изучаем буквы
  10. Зуев Виктор. Живые буквы Алфавита. Режим доступа: http: //www. stihi. ru/2012/11/04/2212
  11. Профилактика оптической дисграфии у детей с нарушенным зрением. Режим доступа: http: //student31. ru/belgorod-student/pocherkovedchesky-examination/concept-identification-sign-letter/938-stroenie-strochnykh-bukv-predusmotrennykh. html
Просмотров: 656
Категория: По направлениям » Для детского сада » Обучение грамоте детей




Другие новости по теме:

  • Шошина Елена Владимировна. Занятие в подготовительной группе Тема. Волшебные буквы «Согласный звук и буква Р.»
  • Мадина Тимуровна Атабаева. Конспект открытого урока по подготовке к обучению грамоте и письму. Тема 'Звук и Буквы В, в.'
  • Корниенко Татьяна Сергеевна. Конспект группового занятия по обучению грамоте в подготовительно группе детского сада по теме: «Звук [К], [К']и буквы К, к»
  • Вычкина Елена Владимировна. План – конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «Закрепление звука [ш] и буквы «ш»»
  • Демиденко Татьяна Романовна. Непосредственно организованная образовательная деятельность Тема: Звук [Ч], буква Ч. (Этап автоматизации звука [Ч])
  • Евсеева Оксана Николаевна. Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну звука и буквы Ж»
  • Юлия Кодинцева. Развитие речевого восприятия Звук (у). Буква У у
  • Кузнецова Валентина Николаевна. Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Гласные звуки и буквы»
  • Балхина Светлана Юрьевна. Конспект подгруппового занятия по подготовке обучению грамоте «Звук «У. Буква У»
  • Гордиеня Татьяна. Конспект занятия для дисциплины «Занимательная азбука» Тема: «Звук [Щ] и буква «Щ».
  • Шибанова Алена Викторовна. Мастер – класс для педагогов «Звуки и буквы».
  • Андреева Светлана Валерьевна, Никитина Юлия Юрьевна.. Конспект занятия. Тема: «Звук и буква И»
  • Владимирова Екатерина Михайловна. Конспект фронтального занятия по грамоте в подготовительной к школе логопедической группе по теме: «Звуки [Ч], [Щ]. Буквы Ч, Щ»
  • Галина Александровна Спирина. Урок по грамоте в 1 «А» классе. Тема: «Звуки [ с], [ с`], письмо буквы С, с».
  • Ворошилова Ирина Анатольевна. Конспект занятия по обучению грамоте «Звук (З). Буква З» (старшая группа)
  • Васильева Сахаяна Петровна. Конспект занятия по развитию речи Тема: 'Звук и буква Э'
  • Кривасова Надежда Николаевна. Логосказки при подготовке к обучению грамоте с использованием дидактического пособия «Подружим звуки, подружим буквы»
  • Горобец Елена Валерьевна. Звук и буква «Х»
  • Кукольщикова Валерия Дмитриевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей подготовительной к школе группе «Звук и буква C»
  • Лоскутова Яна Петровна. Конспект Подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте для детей с ЗПР подготовительного дошкольного возраста. Тема занятия: «Звук [Ж], буква Ж»
  • Рахимова Лейсан Ильдусовна. Конспект занятия звук и буква Э
  • Федосеева Каринэ Минасовна. Конспект подгруппового занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Звук и буква [С]»
  • Фиалова Татьяна Васильевна. Конспект логопедической НОД для детей подготовительной к школе логопедической группы 'Гласные звуки и буквы А, О, У, И, Ы'
  • Захаркина Марина Васильевна. Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Гласные звуки и буквы второго ряда».
  • Федорова Елена Сергеевна. Тема: Обучающая игра — тренажёр «Миша учит Машу правильно произносить звук Ш. Постановка и автоматизация звука Ш».
  • Дашимолонова Саяна Викторовна. Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква С»
  • Саркарова Луиза Феликсовна. Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ИКТ Тема: «Звук и Буква А»
  • Колбасова Ольга Николаевна. Конспект занятия на тему «Звук и буква «Ж».
  • Гусакова Любовь Ивановна. Конспект подгрупповой непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ФФНР Тема: «В гостях у сказки. Дифференциация звуков Ч-Щ. Буквы Ч-Щ»
  • Арсеньева Галина Алексеевна. Конспект НОД по обучению грамоте «Звук и буква И»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь