МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 324» Железнодорожного района городского округа Самара
Выполнил: Миронычева Юлия Семёновна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 324» Железнодорожного района городского округа Самара 2017 г.
Тема НОД: Звук и буква Ч (Квест «Буква Ч»).
Тип занятия: Закрепление пройденного материала.
Целевая аудитория: подготовительная группа для детей с ОНР.
Вид занятия: групповое.
Цель: профилактика оптической дисграфии на материале буквы Ч.
Скачать полный конспект
Задачи:
- сформировать образ (представление) правильного написания буквы Ч
- закрепить умение моделировать силу голоса
- закрепить знание об уменьшительно-ласкательном значении фонемы [ч] в составе уменьшительно ласкательных морфем
- сформировать умение работать в команде
- развивать зрительный гнозис (умение распознавать силуэтные картинки, зашумленные, наложенные и правильные среди неправильных образы буквы Ч)
- развить мелкую моторику пальцев рук
- развить общую моторику.
Интеграция образовательных областей:
речевое развитие:
- формировать образ (представление) правильного написания буквы Ч
- закреплять умение моделировать силу голоса
социально-коммуникативное развитие:
- формировать умение работать в команде
познавательное развитие:
- закреплять знание об уменьшительно-ласкательном значении фонемы [ч] в составе уменьшительно ласкательных морфем
- развивать зрительный гнозис (умение распознавать силуэтные картинки, зашумленные, наложенные и правильные среди неправильных образы буквы Ч)
физическое развитие:
- развивать мелкую моторику пальцев рук
- развивать общую моторику.
Оборудование: 8 медалей (4 — с Чебурашкой, 4 – с Чипполино); презентация Power Point c картинками Чипполино, Чебурашка, заданием, картинкой-силуэтом Чудо-Юда, уточнением последней подсказки для детей; Буква Ч зеленого цвета на картоне формата А4, ватман с окошками для букв слова «спасибочко» и липучками, карточки с буквами слова «спасибочко» картонных карточках с порядковыми цифрами внизу с липучками; зеленые маркеры – 8 штук; таблицы с зашумленными буквами, искаженными буквами, правильными Ч среди неправильных – по 8 штук; картонные, бумажные, конструктор Лего, детали-липучки, тканевые заготовки для буквы Ч, 8 предметных картинок с посудой (большая и маленькая на одной карточке), а с обратной стороны силуэты Чебурашки или Чипполино, жетоны для игры «Скульптор»: 4 – с картинкой «глина», 4 – с картинкой «скульптор»; картинка-образ буквы Ч – человек с книжкой в профиль (формат А4), аудиозапись для игры на время, мяч.
Предварительная работа: знакомство с буквой и звуком ч, вспоминали слова с буквой (звуком) ч, дома с родителями читали сказки Чипполино, Крокодил Гена и его друзья, «Конек-Горбунок», логопедические занятия по командам, игра «Скульптор» на материале букв р, л и других, рисование образа (на что похожа) буквы ч для выставки (на занятии воспитателя).
Основные виды деятельности детей: беседа, игра в мяч, нахождение правильной и неправильной буквы, складывание слова из букв разрезной азбуки, командное дописывание слова по образцу, анализ места звука в слове.
Конспект открытого фронтального логопедического занятия на тему: «Звук и буква Ч» (Квест «Буква Ч»).
Цель НОД: профилактика оптической дисграфии на материале буквы Ч.
Цель квеста: расшифровать вежливое ласковое слово ( «спасибочко»).
1. Организационный момент.
Логопед здоровается с детьми, показывая карточки-символы «громкость». Дети, ориентируясь на карточки-символы произносят слово «здравствуйте», соответственно, громко, обычным голосом, шепотом и артикуляцией.
Основная часть.
2. Буква ч на доске.
Логопед: скажите, что это?
Дети: это буква ч.
Логопед: расскажите, какой звук обозначает буква ч?
Дети дают характеристику звука [Ч] – согласный (т. к. есть преграда – кончик языка за верхними зубами, губы округлены), глухой (горло не вибрирует), всегда мягкий.
3. Логопед: Звук [Ч] – нам с вами лучший друг, Так вспомните друзей: Один – из сказки: мальчик-лук, Второй – пушистик, меньше собственных ушей.
Догадались, о ком речь? Дети угадывают в загадке Чипполино и Чебурашку. Лог.: Загадку отгадали – получите медали! Теперь вы две дружные команды! –
Команда Чипполино и команда Чебурашка.
Дети получают медали, автоматически делятся таким образом на две команды: 1) Чипполино
2) Чебурашка (медали с картинками Чебурашки или Чипполино).
Лог.: Команды! Внимание! Для вас есть важное задание! Наши друзья, Чебурашка и Чипполино выслали для вас вежливое и ласковое слово, которое способно моментально поднять настроение… Но, увы, другой, тоже на букву ч персонаж похитил этот ценный багаж!
Может вы вспомните еще какого-то сказочного существа на букву ч? (предлагается картинка-силуэт Чудо-Юда).
На доске картинки Чебурашки и Чипполино. Логопед от их имени передает правила поиска Чудо-Юда, чтобы забрать у него доброе слово: Чтобы вам отыскать Чудо-Юдо, испытания проходите и подсказки пути получите! Какая из команд лучше выполняет, та подсказку и получает! (Логопед получает задания от друзей Чебурашки и Чипполино по электронной почте.)
4. Игра «Разгляди и обведи». (Детям раздают карточки зашумленными буквами Ч и зеленые маркеры).
Логопед: Задание первое: буквы Ч вы разглядите и по контуру красиво обведите!
По итогам: команда «Чебурашки» / «Чипполино» победила – подсказку получила. Предлагается карточка с картинкой «черепаха».
Логопед: Что на картинке-подсказке? Есть в этом слове звук [ч]? Где он расположен? (В начале.) Присмотритесь, где есть точно такая же картинка, там следующее задание-путеводитель для вас.
5. Игра «Найди и обведи».
Детям раздают карточки с наложенными буквами
Логопед: Вот задание второе, трудное такое: букву Ч среди путаницы букв найдите, контур четко обведите – пленницу освободите!
По итогам: команда «Чебурашки» / «Чипполино» победила – подсказку получила. Предлагается карточка с картинкой «обруч».
Логопед: Что на картинке-подсказке? Есть в этом слове звук [ч]? Где он расположен? (В конце.) Присмотритесь, где есть точно такая же картинка, там следующее задание-путеводитель для вас.
6. Игра «Найди все правильные Ч».
Детям раздают карточки с правильными и неправильными буквами Ч.
Логопед: Задание третье: найдите все верные буквы Ч! Как правильную букву находишь – зеленым цветом в круг обводишь!
По итогам: команда «Чебурашки» / «Чипполино» победила – подсказку получила. Предлагается карточка с картинкой «сачок».
Логопед: Что на картинке-подсказке? Есть в этом слове звук [ч]? Где он расположен? (В середине.) Присмотритесь, где есть точно такая же картинка, там следующее задание-путеводитель для вас.
7. Игра «Сложи букву». (Сложить букву Ч из элементов (из веревочек, из бумажных заготовок, из бархатной бумаги, липучек на полу).)
Логопед: А теперь, внимание – следующее задание. Буква Ч – наш лучший друг, да постиг ее недуг! Случайно оступилась – на части развалилась. Хотите верьте, хотите – нет, а только вы поможете ей вернуться в Свет. Детали соедините – как можно больше букв Ч соберите. По команде: Раз, два, три – начни! Собрать наибольше е количество букв из разных материалов. Пока звучит музыка.
По итогам: команда «Чебурашки» / «Чипполино» победила – подсказку получила. Предлагается карточка с картинкой «чемодан».
Логопед: Что на картинке-подсказке? Есть в этом слове звук [ч]? Где он расположен? (В начале.) Присмотритесь, где есть точно такая же картинка, там следующее задание-путеводитель для вас.
8. Игра «Скульптор».
Задания не кончаются – задания продолжаются. Посмотрите на выставку наших картин – образ Буквы Ч. Вы были в роли художников. Теперь игра «Скульптор». Детям раздают жетоны «скульптора» и «глины».
Логопед: Как жетон выбираешь сразу роль свою узнаешь. Раз, два, три, тот, кто скульптор – глину себе найди. (Делятся на пары.) Скульпторы, окно – это начало строки! А теперь спешите – из глины букву Ч слепите. По команде: раз, два, три – начни!
По итогам: команда «Чебурашки» / «Чипполино» победила – подсказку получила. Предлагается карточка с картинкой «бабочка».
Логопед: Что на картинке-подсказке? Есть в этом слове звук [ч]? Где он расположен? (В середине.) Присмотритесь, где есть точно такая же картинка, там следующее задание-путеводитель для вас.
9. Игра с мячом «Назови ласково». (Цель: показать, что звук [ч] привносит значение уменьшительно-ласкательности). Дети встают в две шеренги за разложенными на полу картинками в зависимости от силуэтного изображения Чебурашки или Чипполино с тыльной стороны (у каждого одна картинка лицевой стороной вниз перед ногами). На картинке два одинаковых предмета: большой и маленький (посуда).
Логопед: На счет раз – картинку быстро посмотри, на два – обратно переверни, на три выпрямись и в ладоши хлопни. Свой предмет назовите, а маленький Чипполино или Чебурашке подарите. А потом, что у соперника спросите.
Например: «У меня блюдце, а блюдечко я подарю Чебурашке. Аня, а что у тебя?»
После того, как назвали все маленькие предметы: «Какой одинаковый звук слышится во всех словах с уменьшительно ласкательным значением?» — «[ч].» — «Правда [ч] – помощник? Большие предметы словно превращает в маленькие, а обычные слова в ласковые!»
По итогам: команда «Чебурашки» / «Чипполино» победила – подсказку получила. Предлагается карточка со схемой слова «часы», где отмечена только буква ч в начале.
Логопед: Чебурашка с Чипполино пишут, что это была последняя подсказка, где искать Чудо-Юдо. И что это не картинка, а настоящий предмет в нашей группе. Находят около часов картинку Чудо-Юда, за которой конверт с буквами и записка от Чуда-Юда, что он просит прощения, ему просто тоже захотелось вежливого и ласкового слова и оно просит хотя бы три буквы оставить себе (там всего их 10!). Оставляем 3 буквы. (В конверте их заведомо 7, а 3 у доски спрятаны.)
10. Игра «Собери вежливое слово».
(На ватмане изображено королевство Чебурашки и Чипполино, окошки для написания букв пронумерованные сверху по порядку от 1 до 10. Дети получают по одной карточке с буквой (так же пронумерованной) слова «спасибочко», выкладывают на доске по одной букве сначала слово «спасибо», затем думают, как из него сделать ласковое слово. Догадываются добавить «чко».
Инстр.: Ребята, каждый свою букву возьмите и на цифру положите.
Прочитайте, что за вежливое ласковое слово нам переслали сказочные друзья?
Вы слышали это слово? Что оно значит? (Вежливое слово благодарности и, одновременно, ласковое благодаря букве Ч.)
- Кому мы можем сказать слово «спасибочко»? (Маме, папе, другу).
- За что мы можем сказать слово «спасибочко»? (За маленькие услуги, мимолетную помощь.)
11. Итог занятия
Логопед: Спасибочко маме, Спасибочко другу, Спасибочко скажем, конечно, друг другу. Но слово спасибо мы скажем гостям,
Прохлопаем дружно: спа-си-бо всем вам!
А победителем стали, конечно, обе команды, потому что только все вместе вы смогли найти спрятанное слово «спасибочко»!
|