Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 оздоровительной направленности»
подготовила учитель – логопед Федичкина Н.Н. г. Кириши 2017г.
Цель: Закреплять правильное произношение звука [И], познакомить с буквой И.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- уточнить произношение звука [И]
- определять позицию звука в слове
- формировать и расширять у детей лексический словарь
Коррекционно – развивающие:
- учить детей выделять звук [И] из состава слогов, слов и предложений
- развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику
- учить детей изменению силы и высоты голоса
- развивать фонематический слух и восприятие.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать навыки организованного поведения..
Ход занятия
I. Вводная часть (Организационный момент).
Правило поведения на занятии.
- Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
II. Основная часть.
1. Развитие артикуляционной моторики.
- Для начала давайте разомнем наши губки и язычок.
Артикуляционная гимнастика (Логомер. Комплекс упражнений.)
2. Сообщение темы занятия.
- Ребята, отгадайте пожалуйста мои загадки. (Находим отгадки с помощью Логомера. Слайд №14)
В узкий глазок вдета тонкая нитка,
И поплыла за корабликом прытко.
Шьет, зашивает и колется колко,
- А называют кораблик… (Иголка)
Кукла, мячик и скакалка,
Самолетик, обезьянка.
И машина, и зверушки
Называются (Игрушки)
- Какой общий звук вы слышите в словах-отгадках? (звук [И])
- Правильно. Сегодня на занятии мы будем говорить о звуке [И].
3. Акустико – артикуляционный образ звука.
- Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [И] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (губы улыбаются). А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами).
- Посмотрите как он произносится: воздух во рту не встречает преграды, звук поётся голосом.
Голосом – гласом, поэтому его так и называют – гласный звук.
Этот звук всегда поется,
Этот звук, как песня, льется.
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути!
- Вспомни, на схемах обозначаем гласные звуки красным кружком.
4. Развитие фонематического слуха. Определение места звука в слове.
- Наш звук [И] может прятаться в разных словах. А сейчас вы сами попробуете догадаться
где спрятался звук [И] (работа с картинками Логомера Слайд №15).
Нужно отобрать те картинки, в которых есть звук [И]. Говорим название предмета, длительно произнося звук [И].
Картинки: иголка, улитка, цветок, книга, туфли, заяц, лягушка, стол, крокодил, коньки, кошка, сапоги.
- А теперь проговорим слова в которых вы услышали звук [И] с прохлопыванием и разделим их на слоги.
- Определим место звука [И] в словах: иголка, книга, сапоги. (Логомер Слайд№6)
5. Физминутка. (Упражнения Логомер)
6. Соотношение звука с буквой. (Логомер Слайд №17)
- Ребята, посмотрите на доску. Это буква И. Запомните, звук [И] на письме обозначается буквой И.
Вот зигзагом буква И,
Будто молния- гляди.
Инна в Игры не Играла,
Инна И в словах Искала.
- Давайте попробуем сделать букву И из счетных палочек. Напишем букву И в воздухе.
7. Чтение звукокомплексов. (Логомер №18)
АИ УИ ИА ИУ ИИ
8. Знакомство с частицей И, составление и анализ словосочетаний.
- А давайте подумаем в чьих именах есть звук И? Дети подбирают имена.
- Я попрошу выйти и взяться за руки Вику и Дениса. (Лилю и Мишу)
- Получилась пара: Вика и Денис. (Лиля и Миша)
- Звук И присутствует не только в разных словах, но и соединяет их.
- Звук И является маленьким самостоятельным словом, которое соединяет слова. Например:
Девочка и мальчик.
- А теперь вы подберите два слова, которые можно соединить И. (Логомер Слайд №19)
Принц и принцесса. Футболист и мяч. Бабушка и дедушка. Зайка и морковка. Белочка и орехи.
Тигр и тигренок.
9. Подведение итогов занятия.
- Итак, ребята, какой звук и букву мы сегодня изучали?
- Звук [И] какой? Каким цветом будем его обозначать на схемах?
|