Цель: познакомить детей со звуком и буквой Щ.
Задачи:
- Создать условия для закрепления правильного произношения звука Щ, определение места звука в слове.
- Создать условия для знакомства с буквой Щ.
- Формировать умения подбирать слова на заданный звук.
- Закрепление навыка подбора слов на заданное количество звуков.
- Уточнение имеющегося словаря существительных и его обогащение.
- Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.
- Развитие фонематического восприятия; навыков звукового анализа, чтения, внимания, памяти.
- Развитие мелкой моторики и ориентировки на листе бумаги.
Ход занятия:
1. Игровое упр -е «Сочиняем чистоговорки».
Повторить понятие «чистоговорка», предложить вспомнить чистоговорку.
Придумать складную фразу:
Ща-ща-ща, ща-ща-ща -Дождь идет – … я без плаща.
Ще-ще-ще, ще-ще-ще — Нет дождя, а я … в плаще.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу — … Я тебя ищу.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи — … Ты иди, меня ищи!
Щу-щу-щу, щу-щу-щу – … я тебя отыщу.
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ — … Будем мы готовить борщ.
Ащ- ащ- ащ — … мы купили плащ.
2. Анализ звука.
[Щ’] — согласный, шипящий «щ – щ- щ …» — как шипит яичница на сковородке
Согласный звук [щ’] — глухой, когда мы его произносим, горлышко «спит». Всегда произносится мягко. Произносить этот звук нам помогает язык, который находится за верхними зубами, губы слегка в улыбке.
Предлагаю произнести звук Щ изолированно.
Закрепляем интонационное произношение звука с помощью скороговорки.
Скороговорка
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке. В виде диалога – вопрос – повествование.
3. Игровое упражнение «Поймай звук».
(Хлопком).
клещи, нож, щавель, чайка, щегол, щепка, чемодан, щит.
4. Игровое упражнение «определи место звука «Щ» в слове. Презентация.
Я у Хомки — хомяка брал вчера уроки,
Как получше набивать угощеньем... (ответы детей) (Щеки)
Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает (ответы детей) (Щука)
Он пока что не подрос,
Подрастёт и будет пёс.
Его голос как звонок.
Это маленький … (ответы детей) (Щенок)
Вроде ёжика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит,
И одежда станет чище (ответы детей) (Щётка)
Я бел, как мел,
На зубы сел.
Подожду-ка тётку
Я зубную … (ответы детей) (Щётка)
5. Физкультминутка «Часы»
Тик-так, тик-так –
Все часы идут вот так:
Тик-так. (Наклоняем голову)
Смотри скорей, который час:
Тик-так, тик-так, тик-так. (раскачиваемся в такт маятника)
Налево — раз, направо — раз,
Мы тоже можем так.
Тик-так, тик-так.
6. Знакомство с буквой
На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!
На что похожа?
Прописывание в воздухе указательным пальцем
7. Работа в тетради:
в тексте найти и обвести буквы Ж – синим, Щ – зелёным. Почему букву щ нужно обводить зеленым карандашом, букву ж — синим? Щ – всегда мягкий, Ж – всегда твердый.
Карточки.
Щипцы да клещи – вот наши вещи.
Щиплем щавель мы на щи.
Жук жужжит над абажуром.
В живом уголке жили ежи да ужи.
Можно предложить контроль выполненной работы у соседа.
8. Буквенный конструктор: из шиниловой палочки выгнуть букву Щ.
9. Рефлексия.
|