Составила: воспитатель Кукольщикова Валерия Дмитриевна, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 80 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара Группа №1
Цель: Познакомить со звуком и буквой С, учить детей четкому произнесению звука [С].
Задачи: Объяснить характеристику звука [С], учить выделять звук [С] с потока звуков, учить определять место звука [С] в словах, продолжать учить детей составлению предложений с предложенными словами, где есть буква С.
Развивать психические процессы: память, внимание, мышление.
Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого слуха и фонематического восприятия, проводить зрительную гимнастику.
Скачать конспект
Скачать презентацию
Оборудование:
- Корона и накидка для воспитателя.
- Картинки замков красного и синего цвета.
- Картинки к загадкам: сорока, сосулька, снеговик, стрелки.
- Индивидуальные зеркала.
- Картинки из книги Н.В. Нищевой «Веселая артикуляционная гимнастика»
- Коробочки с красными и синими фишками на каждого ребенка.
- Мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация.
- Флажки на каждого ребенка.
- Заготовки букв.
- Крупа в тарелочках (греча, пшено, манка, рис)
- Клей
- Медальки с буквой С.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель приглашает детей сесть на коврик.
Воспитатель: Девочки и мальчики, сегодня я хочу вас пригласить в сказочное волшебное путешествие по стране звуков. Но чтобы попасть в эту чудо-страну нужно закрыть глазки и произнести заклинание:
Здравствуй мудрая страна,
Что отсюда не видна
Явись из ниоткуда,
Пусть совершится чудо.
Встань на пути
Нас к себе впусти.
Включается музыка, воспитатель надевает корону и накидку.
Воспитатель: Здравствуйте, дети. Откройте глаза. Вы попали в волшебную сказочную страну – страну звуков и букв. А я королева этой страны. Как вы думаете, кто же живет в этой стране?
Дети: Звуки и буквы.
Воспитатель: Правильно, в моей стране живут звуки и буквы. Одни звуки живут в красных замках. Как вы думаете, как они называются?
Дети: Гласные звуки.
Воспитатель: Что вы знаете о гласных звуках?
Дети: Их можно петь, во рту не встречаются преграды.
Воспитатель: Какие же вы умные, молодцы. И правда их можно петь. Давайте покажем модуль гласных звуков? Дети показывают модуль гласных звуков.
Назовите гласные звуки, которые вы знаете.
Дети: А, О, У, Ы, Э.
Воспитатель: А еще в моей стране есть синие замки, как вы думаете, кто же тогда в них живет?
Дети: Согласные звуки.
Воспитатель: А что вы знаете о согласных звуках?
Дети: Их нельзя петь, во рту встречаются преграды.
Воспитатель: Молодцы, покажите модуль согласных звуков. Дети показывают модуль согласного звука.
Сегодня я хочу познакомить вас еще с одним звуком. А каким звуком вы должны будете угадать.
Загадки:
1. Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести. (Сорока)
2. Солнце выглянет – заплачет,
Солнца нет – слезинки прячет. (Сосулька)
3. Чей же это красный нос
На гряде когда-то рос? (Снеговик)
4. Две подружки друг за другом
Целый день бегут по кругу. (Стрелки)
После каждой отгадки выставляется картинка.
Воспитатель: Какой первый звук в этих словах?
Дети: Звук [С].
Воспитатель: Конечно, именно с этим звуком мы сегодня с вами познакомимся. Этот звук живет в моей волшебной стране звуков. Чтобы правильно произносить звуки, в моей стране есть волшебные зеркала, они нужны для того, чтобы тренировать мышцы речевого аппарата.
Дети проходят к столикам, на которых лежат индивидуальные зеркала.
Артикуляционная гимнастика
На доске появляются картинки из книги Н.В. Нищевой «Веселая артикуляционная гимнастика»
Упражнение «Улыбка» — повторяем 3-4 раза
Улыбается щенок,
Зубки напоказ.
Я бы точно так же смог,
Вот, смотри. Сейчас.
Упражнение «Хоботок» — держим упражнение 3-5 сек. Повторяем 3-4 раза
Хоботок слоненок тянет,
Он вот-вот банан достанет.
Губки в трубочку сложи
И слоненку покажи.
Упражнение «Улыбка – трубочка» — держим по 2-3 сек. Повторяем 3-4 раза
За бананом потянулись
И, конечно, улыбнулись –
То слоненок, то щенок.
Я бы точно так же смог.
Упражнение «Лопатка» — держим 3-5 сек. Повторяем 3-4 раза
Устала собачка и дышит устало.
И даже за кошкою бегать не стала.
Широкий язык отдохнет, полежит,
И снова собачка за кошкой бежит.
Воспитатель: Что делает наш язык, когда мы произносим звук [С]? (упирается в нижние зубы).
Что делают губы? (улыбаются).
Что делают зубки? (зубы в улыбке, между верхними и нижними зубами щелочка).
Как вы думаете, можно ли спеть этот звук? (нет).
Если дети затрудняются, объяснить, что этот звук не поется, во время произнесения встречаются преграды.
Как вы думаете, если он не поется, то этот звук какой, согласный или гласный?
Дети: согласный.
Воспитатель: покажите модуль согласного звука (дети показывают модуль согласного звука).
Перед вами волшебная коробочка, давайте откроем коробочку и достанем фишку такого цвета, к которому относится звук [С] (дети достают фишку синего цвета).
А теперь давайте отправимся дальше, гулять по нашей волшебной стране звуков. А для того, чтобы идти, нужно встать из-за столов.
Физкультминутка
Я иду и ты идешь – раз, два, три. (шагаем на меcте)
Я пою и ты поешь – раз, два, три. (хлопаем в ладоши)
Мы идем и мы поем – раз, два, три. (прыжки на месте)
Очень дружно мы живем – раз, два, три. (шагаем на месте)
Воспитатель: Вот мы с вами шли-шли и пришли к волшебному экрану, все жители нашей страны любят играть с детьми. Поэтому они приготовили для вас несколько игр. Поиграем?
Дети: Да.
Воспитатель: Прежде чем играть на волшебном экране, давайте потренируем наши ушки.
Игра «Ловушка»
Воспитатель: Наши руки – это ловушки. Когда мы слышим звук [С], ловушки захлопываются и ловят этот звук. Ну что, готовы?
Дети: Да
З, Щ, С, Ц, С, К, М, Ц, С, Ш, Щ, С, С.
Воспитатель: Молодцы, потренировали ушки, теперь слушайте внимательно задание, чтобы правильно его выполнить.
Мальчики и девочки, наш волшебный компьютер будет показывать вам предметы, а вы должны будете поднять флажок, есть ли в этом слове есть звук [С].
Слова: сова, санки, бусы, рак, колос, собака, автобус, кукла, лес, капуста, луна, носок.
Воспитатель: Дети, волшебный компьютер придумал для вас еще одно задание. Определите место звука [С] в словах.
Слова: санки, капуста, автобус, собака, лес, носок.
Воспитатель по мере разбора слов предлагает детям составить предложение с каждым из этих слов.
Воспитатель: Молодцы, а теперь давайте немножко отдохнем и сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
И теперь мы их откроем, через речку мост построим.
Нарисуем букву О, получается легко.
Вверх поднимем, глянем вниз.
Вправо-влево повернем
Заниматься вновь начнем.
(выполняем 2 раза)
Воспитатель: А еще в нашей волшебной стране звуков и букв, есть мастерская букв. Вы когда-нибудь слышали о такой мастерской?
Дети: Да, нет.
Воспитатель: Как вы думаете, что это за мастерская такая, и что в ней мастерят?
Дети: Буквы (если дети затрудняются, воспитатель помогает детям).
Воспитатель: Мальчики и девочки, проходите в нашу волшебную мастерскую букв. Присаживайтесь. Кто-то из вас знает, как выглядит буква С?
Дети: Да (дети, которые знают, могут показать на доске мелом, затем все дети пишут букву в воздухе)
Воспитатель: Перед вами заготовки буквы, давайте обведем букву пальчиком, в тарелочках крупа, рядом клей. Намазываем клеем заготовку и сыпим на нее крупу (воспитатель показывает, дети выполняют).
Какие вы молодцы, самые настоящие мастера.
В нашей стране все друзья, все звуки и буквы дружат друг с другом. Поэтому мы всегда держимся за руки, давайте мы с вами тоже возьмемся за руки.
Я королева волшебной страны звуков и букв, была очень рада видеть вас в нашей стране. Вы большие молодцы, вы знаете уже очень много.
Скажите мне, понравилось ли вам в нашей стране?
Что интересного вам показалось в нашей стране?
Что нового вы ухнали?
Что больше понравилось делать?
Молодцы, на прощание, я бы хотела вам подарить небольшие подарки, медальки с буквой С, чтобы вы смотрели на эту букву и вспоминали нашу волшебную страну.
Всего вам доброго, до свидания!
Приложение к конспекту
|