ВОСПИТАТЕЛЬ ДОУ В СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО Выполнила: Васильева Е.А. Воспитатель МДОУ д/с №5 г. Люберцы
ВОСПИТАТЕЛЬ ДОУ В СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ
Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе –
педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных
Скачать презентацию
инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма образовательном процессе в условиях реализации ФГОС на первый план выдвигается вопрос обеспечения условий развития личностного роста ребенка. Это обусловлено необходимостью интегрирования личности в социум в качестве творческой индивидуальности, способной осваивать духовные ценности, формировать специфическую избирательную направленность, связанную с расширением субъектных смыслов.
Роль воспитателя в жизни ребенка и общества
- Влияние воспитывающих взрослых оказывается особенно эффективным для развивающегося человека в дошкольном возрасте. Дети в этом возрастном периоде, более чем дети других возрастных групп, нуждаются в создании пространства, включающего социальную, природную и культурную среду.
- В течение всего дошкольного детства одним из основных «авторов» развития личности ребенка выступает воспитатель.
Основа успешного или не успешного взаимодействия с окружающим миром, а значит и основа характера человека закладывается в дошкольном детстве. Эмпирическим путем психологи сделали вывод, что это возраст приблизительно – 5 лет. Много раз тиражируемая фраза: «Все мы родом из детства» имеет под собой серьезную доказательную основу. Воспитатель детского сада ежедневно является свидетелем и участником процесса формирования людей будущего, помогая, а иногда может быть и мешая их развитию. Так устроена наша жизнь, что дети большую часть светового времени проводят не с собственными родителями, а с работниками детского сада, воспитателями. Этот факт подтверждает высокую социальную значимость профессии педагога.
Окружающий мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже не достаточно однажды получив базовое образование, работать по специальности. Чтобы соответствовать современным требованиям, сохранять уровень компетентности необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием. Непрерывное
образование должно стать необходимостью. Потребность в повышении уровня знаний, умений и навыков проникает во все сферы жизни — профессиональную, семейную, общественную, личную и, конечно, сферу педагогической деятельности. Воспитатель в группе – носитель определенной модели поведения, и дети, находясь рядом в течение дня, видят и слышат, как воспитатель говорит, какое у него выражение лица, интонации, тембр голоса. В чем-то сознательно
или бессознательно копируют его.
Личностные качества педагога дошкольного учреждения
В ряде личностных характеристик следует назвать качества, которые становятся профессионально значимыми предпосылками создания благоприятных отношений в
воспитательно-образовательном процессе. В ряду этих качеств терпеливость, ответственность, обязательность, объективность, уважение к людям, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, потребность в общении, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, сдержанность, отзывчивость и многие другие.
Профессиональные качества педагога дошкольного учреждения
Важными профессиональными качествами педагога являются трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность, настойчивость, систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня, стремление постоянно повышать качество своего труда и т.д.
Качества современного педагога дошкольного учреждения
Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой воспитателя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность.
Чтобы соответствовать современным требованиям воспитатель должен быть:
а) активным (чтобы поддерживать детей в их проявлениях активности, соответствовать им). Сидящего большую часть времени воспитателя на стуле и
руководящим с него детской деятельностью, вряд ли можно назвать активным, стремящемся к разностороннему развитию детей;
б) способным к изменениям — чтобы успевать за быстро меняющимся миром и изменившимися детьми и их родителями;
в) внимательным к себе, своему поведению, словесному самовыражению, к тому, как собственное поведение, речь влияет на окружающих, в том числе на детей;
г) компетентным – стремящимся к повышению самообразования, компетентным в профессии.
Качества воспитателя, вызывающие трудности в его профессиональной деятельности:
- отсутствие специальной педагогической и внутренней направленности;
- несоответствие уровня способностей требованиям педагогического процесса
- отсутствие специально-педагогической, методической, социальнопсихологической, компетентности.
Функции воспитателя ДОУ:
Постоянное общение с ребенком – важнейшая служебная функция
воспитателя. На множество вопросов воспитатель должен суметь дать ответ с учетом возраста. От того, как правильно и насколько быстро воспитатель найдет подход к каждому ребенку, сумеет организовать, жизнь детей в условиях дошкольного учреждения зависит, будут ли дети спокойными, ласковыми, и общительными или же они вырастут беспокойными, настороженными, замкнутыми.
- Планирование, организация и проведение воспитательно-образовательной работы.
- Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей.
- Приобщение детей к национальной культуре и традициям.
- Координация деятельности помощника воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса.
Для выполнения возложенных на него функций воспитатель дошкольного учреждения обязан:
- Планировать, организовывать и проводить воспитательно-образовательную и оздоровительную работу по обеспечению полноценного физического и психического развития детей на основе изучения их индивидуальных особенностей, интересов и способностей.
- Организовывать выполнение детьми режима дня.
- Обеспечивать охрану и укрепление здоровья детей совместно с медицинскими работниками.
- Осуществлять дифференцированный подход к воспитанию ребенка в зависимости от пола, формировать его высокоморальные качества, мотивы деятельности, самооценку, межличностные отношения.
- Способствовать созданию в группе доброжелательного, благоприятного микроклимата для проявления творчества и способностей воспитанников.
- Приобщать детей к национальной культуре, ее традициям.
- Использовать в практике новейшие научно-методические материалы в области воспитания.
- Осуществлять педагогическую деятельность в тесном контакте с родителями (опекунами) детей, специалистами дошкольного учреждения и школы.
- Координировать деятельность помощника воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса.
- Участвовать в работе педсоветов, общих собраний, методических объединений и выполнять их решения.
- Работать над повышением своего профессионального и культурного уровня.
Анализ функций воспитателя в ДОУ показывает, что именно воспитатель осуществляет стимуляцию и поддержку постоянного личностного роста, непрерывного духовного развития детей. В связи с этим встает вопрос о необходимости формирования творческой личности воспитателя. Творческая личность воспитателя может быть сформирована только при условии развития профессионально-педагогической культуры воспитателя.
Профессионально-педагогическая культура воспитателя ДОУ
В различные периоды развития общества требования, предъявляемые к любой форме общественной деятельности, неизменно связано с культурой. Высокий уровень
культуры является необходимым условием эффективности любого труда, а особенно педагогического. Профессионально -
педагогическая культура воспитателя ДОУ в значительной степени определяется уровнем его педагогической подготовки, стремлением к самосовершенствованию в
условиях профессиональной деятельности.
|