Крисько Валерия Витальевна. Обеспечение оптимального уровня занятости старших дошкольников во время зимних каникул в практике работы воспитателя ДОУ

Обеспечение оптимального уровня занятости старших дошкольников во время зимних каникул в практике работы воспитателя ДОУ

Крисько Валерия Витальевна, воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 37» г. Новокузнецк, Кемеровская область

Досуговая деятельность является сложной социальной областью, в которой человек восстанавливает психологическое состояние через отдых, реализует потребность в физической активности, общается и саморазвивается.

Ключевые слова: дошкольники, каникулы, культурно-досуговая деятельность, эстетические эмоции, творчество, развитие ребенк. а

Слово «каникулы» в переводе с латинского языка означает перерыв занятий в учебных заведениях. Такой отдых детям необходим, ведь жизнь детей в каникулярные дни должна быть совершенно не такой, как в другое время, — немного загадочной, насыщенной необычным, сказочным, удивительным, но в то же время, дети должны приобретать определённые знания. То есть, мы педагоги должны обеспечить нашим детям:

  • оптимальный уровень занятости детей в каникулярный период
  • позитивное развитие отношений в детском коллективе
  • творческое коммуникативное развитие воспитанников
  • создание оригинальной активизирующей предметной среды в группах
  • вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в творческом развитии детей и сотрудничестве с детским садом

Скачать конспект

Организация праздников, развлечений творческой деятельности детей способствует повышению эффективности воспитательно — образовательного процесса и создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.

У старших дошкольников уже сформирована потребность в культурно-досуговой деятельности, которая дает им возможность пережить эстетические эмоции, радость от совместного творчества, новых ярких впечатлений. В этом возрасте дети любят выступать и смотреть выступления других, у них уже воспитана культура театрального поведения: они поддерживают исполнителей аплодисментами, кланяются после выступлений, стараются сдерживать свои эмоции, если что-то не так (например, не смеются, если кто-то уронил атрибут, сопереживают другим детям).

Психологические особенности детей данного возраста позволяют использовать самые разнообразные формы досугов, обогащать содержание развлечений, дополнять и углублять познания детей о мире и самом себе.

Поскольку досуг представляет собой синтез развлекательных действий и познания, он организуется педагогами в рамках социального заказа — всестороннего развития личности ребёнка. Поэтому мы определили задачи культурно-досуговой деятельности в нашей группе:

Образовательные

  • Приобщение к различным видам искусства: музыке, танцу, театру, живописи и др.
  • Создание положительной мотивации к активному познанию окружающей действительности.

Развивающие

  • Привлечение детей к подготовке мероприятий.
  • Привлечение дошкольников к участию в играх — драматизациях, спортивных и интеллектуальных соревнованиях.
  • Формирование потребности к творчеству (пению, танцу, изобразительной деятельности).

Воспитательные

  • Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, чувства защищённости у каждого воспитанника.
  • Воспитание умения коллективной работы, внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи.
  • Воспитание патриотических чувств.

Культурно-досуговая деятельность, как правило, является кульминацией образовательных проектов. Досуги интегрируют содержание различных образовательных областей в единой игровой форме, привлекательной для детей. Классификация культурно-досуговой деятельности достаточно разнообразна:

  • отдых,
  • развлечения,
  • праздники,
  • самообразование
  • творчество.

Продолжительность досугов и развлечений зависит от возраста и индивидуальных особенностей дошкольников.

Длительность досугов:

  • в старшей и подготовительной группах — 45–50 минут.

Длительность праздников:

  • в старшей группе — 60 минут;
  • в подготовительной группе — до 1 часа 30 минут.

Особое внимание в своей профессиональной деятельности уделяю планированию зимних каникул в соответствии с принципами педагогики досуга:

принцип интереса — (досуговая активность или пассивность человека в полной мере определяется только лишь наличием или отсутствием интереса к ней);

принцип совместной деятельности — (совместная деятельность формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, организационную структуру, эмоциональную идентификацию и, в конечном счете, ведет к повышению уровня досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней воспитательный смысл.

Таблица 1 « Планирование каникулярного времени в старших группах ДОУ»

Дата

Мероприятие

Форма проведения

Цель

 

«Новогодний марафон»

Экскурсия по зимнему городу

Расширение кругозора детей путём ознакомления с праздничным городом,  создание психоэмоционального комфорта и праздничного настроения детей.

 

«Калейдоскоп волшебных сказок»

День любимых сказок

Учить детей понимать характеры и поступки героев волшебных сказок, формировать умение выражать своё отношение к персонажам.

 

«Волшебные загадки»

Вечер загадок и отгадок

Развитие логического мышления детей посредством загадок,  развитие слухового внимания и быстроты мышления.

 

«Мастерская Деда Мороза»

Изготовление новогодних поделок

Развитие мелкой моторики, умения действовать с бумагой и ножницами.

 

«День театра»

Показ сказки «Теремок»  для детей старшей группы

Развитие артистизма и творчества старших дошкольников, работа над эмоциональной и связной речью.

 

« Сказочный город»

Украшение игровой площадки цветными льдинками)

- лепка сказочных персонажей из снега.

Закрепить знания детей о свойствах снега, развивать моторику, научить сооружать постройки, использовать для украшения природный материал, развивать творчество, фантазию.

 

«В мире фантазий и чудес»

Рисование с использованием творческих заданий («Что бы это значило», «Угадай кого нарисовал»  и др., используя нетрадиционные  техники рисования

Развивать воображение, творческие способности, изобразительные умения, речь; активировать словарь.

.

 

«Мы Мороза не боимся»

Физкультурное развлечение на улице, народные зимние забавы - игры

Развитие основных движений в процессе организации народных игр, формирование основ здорового образа жизни.

 

«Новый год – семейный праздник»

Организация фото выставки  и беседа о семейных праздниках

Развитие связной речи  и умения составлять короткие рассказы о  семейных традициях.

 

«Подарок для Деда Мороза и Снегурочки»

музыкально-развлекательная дискотека «В гостях у Дедушки Мороза»  

Развитие эмоционально-эстетической сферы дошкольников

 

«Новый год в разных странах»

Беседа о встрече Нового года в разных странах

Расширение представлений детей о праздновании Нового года в разных странах.

 

«Зимушка Хрустальная»

Конкурс стихов о зиме

Развитие эмоциональной и связной речи в творческой атмосфере.

 

«Святки и святочные увеселения»

Просмотр презентации «Как проводили в старину святочные гадания, игры»

Продолжать знакомить детей с народным календарём, формировать знания о рождественских традициях.

 

«По дорогам сказок»

Квест - игра

Развитие социально – коммуникативных навыков путем коллективного решения общих задач.

Педагогу следует помнить, что досуг — компенсирующий вид детской деятельности, развлечения и культурный отдых противопоставляются рутинным занятиям. Поэтому мероприятия в свободное время имеют яркую эмоциональную направленность, у детей должно быть хорошее настроение. Ведущим средством пробуждения такой заинтересованности в каникулярное время, выступает игра и современные игровые технологии. Квест — игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.

Общие задачи игровых технологий, согласно ФГОС, можно свести к следующему:

Мотивация ребёнка — процесс обучения дошкольника в игровой форме пробуждает интерес к деятельности, радует и превращает получение знаний в занимательное путешествие в мир новой информации и навыков.

Самореализация — именно через игру ребёнок учится познавать свои возможности, проявлять инициативу, делать осознанный выбор.

Развитие коммуникативных навыков — в игре дошкольник учится общению со сверстниками и со взрослыми, примеряет роль и лидера, и исполнителя, тренируется находить компромиссы и выходить из конфликта, развивает речь.

Игротерапия — игру по праву можно считать проверенным способом для снятия стресса и преодоления трудностей из разных жизненных сфер.

Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения. Роль педагога в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.

Так же необходимо не забывать о требованиях к заданиям, они должны быть: оригинальными, доступными и адекватны ситуации. Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными:

  • загадки,
  • ребусы,
  • игры «Найди отличия», «Что лишнее»,
  • пазлы;
  • творческие задания;
  • лабиринты;
  • спортивные эстафеты.

Для проведения квест — игры выбираю сюжет, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоления ряда преград и трудностей. Мотивация проходит через поставленную проблему – (например: найти волшебную книгу.)

Все задания в игре должны быть связаны одной сюжетной линией. Квест–игра может проходить через игровые ситуации в нескольких помещениях ДОУ для разнообразия смены деятельности (групповое помещение, переход по коридору, спортивный зал, музыкальный зал, театральная студия).

Предлагаю примеры оформления игрового маршрута

  • «Маршрутный лист» — загадки, кроссворды, закодированное слово, ребусы, которые станут подсказкой по поводу того места, куда следует отправиться.
  • «Волшебный клубок» — к нити прикреплены записки с названием пунктов следования.
  • «Карта» — изображение маршрута в схематической форме.
  • «Волшебный экран» — планшет, на котором размещены фотографии мест, куда должны переместиться ребята.
  • «Следы» — пройти от одного задания к другому можно по нарисованным стрелочкам или приклеенным следам. Получить право на передвижение можно, разгадав загадку или ответив на вопрос, который написан, например, на лепестках ромашки.

Следует отметить результативность квест — игр: дети выражают положительные эмоции (радость, интерес, восхищение) от встречи со сказочными героями, от прослушивания музыкальных произведений; проявляют заботу друг о друге; умеют налаживать межличностные отношения с детьми группы.

Досуговая деятельность не означает пустое времяпровождение, бездельничанье и принцип: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры детского досуга. Досуг в целом — дело коллективное. Даже радость удачи делится обычно для всех. Для того чтобы эффективность совместного творческого деяния была наивысшей, каждый его участник должен четко осознавать общественную значимость, как своих действий, так и действий соучастников в целом.

Список литературы

  1. Алиева Т., Кудрявцева В. Еще раз о природе детской субкультуры // Дошкольное воспитание 1997. № 3.
  2. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957.
  3. Алпарова Н.Н. и др. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. В 2-х частях: Учеб. -метод. пос.Ч. 2: Осень золотая/Алпарова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П. -М.: ВЛАДОС, 2000.
  4. Берн Э. Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений). — М.: Знание, 1992
  5. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детском возрасте. — М., 1990.
  6. Виноградов Д. С. Русский детский фольклор, кн. 1. – Иркутск, 1930.
  7. Зворыгина Е. В. Игра дошкольника. -М., 1986.
  8. Иванова Н.В. Детская субкультура как основа построения личностно-ориентированного взаимодействия с дошкольниками // Обучение с целью уменьшения ненасилия. Сборник научных статей по проблемам педагогики ненасилия. Мат-лы ХХ111 Всероссийской научн. -практич. КНФ. (Санкт-Петербург, 18 апреля 2002 г.) Под ред. М.С. Гавриловой и др. СПб., 2002.
  9. Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет / Авт. -сост. С.И. Бекина и др. — М., 1983.
  10. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2000.
  11. Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. //Воспитатель. 2009. №9.
  12. Филиппова Г. Г. Эмоциональное благополучие ребенка и его изучение в психологии // Детский практический психолог. М., 2001
Просмотров: 467
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Лилия Гасец. Наглядный дидактический материал о живописи для мотивации детей во время организации художественно-творческой деятельности 'Зимние пейзажи И.Грабаря и 'Декабрь' П. Чайковского'
  • Лилия Гасец. Дидактический материал о живописи для мотивации детей во время организации художественно-творческой деятельности, «Осень И.И.Левитана и «Осенняя песня» П.И. Чайковского»
  • Полукарова Марина Викторовна. Развитие художественного творчества в театрально – игровой деятельности детей дошкольников.
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Фрагмент совместной деятельности воспитателя и детей по развитию игровой деятельности в младшей группе «Игровая деятельность младших дошкольников как средство их речевого развития»
  • Бокова Ирина Михайловна. «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через театральную деятельность»
  • Анна Трофимова. Развитие эмоциональной сферы детей среднего дошкольного возраста средствами игровой деятельности
  • Макарова Татьяна Владимировна. Развитие мотивации обучающихся и их родителей в укреплении физического и духовного здоровья в образовательной и культурно-досуговой деятельности в рамках авторской программы «Говорушечка»
  • МДОУ Детский сад 79. Проект «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование и робототехнику «ВеДуша»
  • Петрунина Юлия Алексеевна. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности
  • Козулина Ирина Тагировна. Обобщение опыта на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности с учётом ФГОС»
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Мартынова Инесса Георгиевна. Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность
  • Мартыненкова Инна Васильевна. Влияние и значимость сюжетно-ролевой игры на развитие коммуникативных умений и социальных навыков старших дошкольников
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Исаева Евгения Витальевна. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности».
  • Богомолова Галина Григорьевна. «Развитие навыков общения в разновозрастной группе для детей с ОВЗ в игровой деятельности»
  • Терских Анна Александровна. Развитие коммуникативных навыков дошкольников через народное творчество
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект «Играем и говорим» на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Юсупова Елена Михайловна. Опытно – экспериментальная деятельность «Развитие творческой исследовательской активности детей первой группы раннего развития в процессе детского экспериментирования»
  • Цалко М. А., Белкина В. А. Тарунина Е.Л.. Конспект ООД в средней группе «Развитие эмоциональной сферы детей средствами театрализованной деятельности». «Сказка о глупом мышонке»
  • Рассказова Елена Николаевна. Развитие предметно – действенных способов познания математических свойств и отношений у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры
  • Мищенко Инна Васильевна. Конспект совместной музыкально-творческой деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Тема: «Эмоции и настроения в звуках Осени»
  • Касьянова Анна Николаевна. «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
  • Кротенко Валентина Станиславовна. Культурно-досуговая деятельность детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) совместно с родителями «Будь здоров»
  • Галимова Дания Зулькарамовна. Развитие музыкально-творческих способностей детей через театрализованную деятельность.
  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Фёдорова Елена Валентиновна. Развитие познавательного интереса у дошкольников через развивающие игры.
  • Волкова Галина Николаевна. «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Ершова Маргарита Витальевна. «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь