Крисько Валерия Витальевна, воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 37» г. Новокузнецк, Кемеровская область
Досуговая деятельность является сложной социальной областью, в которой человек восстанавливает психологическое состояние через отдых, реализует потребность в физической активности, общается и саморазвивается.
Ключевые слова: дошкольники, каникулы, культурно-досуговая деятельность, эстетические эмоции, творчество, развитие ребенк. а
Слово «каникулы» в переводе с латинского языка означает перерыв занятий в учебных заведениях. Такой отдых детям необходим, ведь жизнь детей в каникулярные дни должна быть совершенно не такой, как в другое время, — немного загадочной, насыщенной необычным, сказочным, удивительным, но в то же время, дети должны приобретать определённые знания. То есть, мы педагоги должны обеспечить нашим детям:
- оптимальный уровень занятости детей в каникулярный период
- позитивное развитие отношений в детском коллективе
- творческое коммуникативное развитие воспитанников
- создание оригинальной активизирующей предметной среды в группах
- вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в творческом развитии детей и сотрудничестве с детским садом
Скачать конспект
Организация праздников, развлечений творческой деятельности детей способствует повышению эффективности воспитательно — образовательного процесса и создает комфортные условия для формирования личности каждого ребенка.
У старших дошкольников уже сформирована потребность в культурно-досуговой деятельности, которая дает им возможность пережить эстетические эмоции, радость от совместного творчества, новых ярких впечатлений. В этом возрасте дети любят выступать и смотреть выступления других, у них уже воспитана культура театрального поведения: они поддерживают исполнителей аплодисментами, кланяются после выступлений, стараются сдерживать свои эмоции, если что-то не так (например, не смеются, если кто-то уронил атрибут, сопереживают другим детям).
Психологические особенности детей данного возраста позволяют использовать самые разнообразные формы досугов, обогащать содержание развлечений, дополнять и углублять познания детей о мире и самом себе.
Поскольку досуг представляет собой синтез развлекательных действий и познания, он организуется педагогами в рамках социального заказа — всестороннего развития личности ребёнка. Поэтому мы определили задачи культурно-досуговой деятельности в нашей группе:
Образовательные
- Приобщение к различным видам искусства: музыке, танцу, театру, живописи и др.
- Создание положительной мотивации к активному познанию окружающей действительности.
Развивающие
- Привлечение детей к подготовке мероприятий.
- Привлечение дошкольников к участию в играх — драматизациях, спортивных и интеллектуальных соревнованиях.
- Формирование потребности к творчеству (пению, танцу, изобразительной деятельности).
Воспитательные
- Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, чувства защищённости у каждого воспитанника.
- Воспитание умения коллективной работы, внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи.
- Воспитание патриотических чувств.
Культурно-досуговая деятельность, как правило, является кульминацией образовательных проектов. Досуги интегрируют содержание различных образовательных областей в единой игровой форме, привлекательной для детей. Классификация культурно-досуговой деятельности достаточно разнообразна:
- отдых,
- развлечения,
- праздники,
- самообразование
- творчество.
Продолжительность досугов и развлечений зависит от возраста и индивидуальных особенностей дошкольников.
Длительность досугов:
- в старшей и подготовительной группах — 45–50 минут.
Длительность праздников:
- в старшей группе — 60 минут;
- в подготовительной группе — до 1 часа 30 минут.
Особое внимание в своей профессиональной деятельности уделяю планированию зимних каникул в соответствии с принципами педагогики досуга:
принцип интереса — (досуговая активность или пассивность человека в полной мере определяется только лишь наличием или отсутствием интереса к ней);
принцип совместной деятельности — (совместная деятельность формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, организационную структуру, эмоциональную идентификацию и, в конечном счете, ведет к повышению уровня досуговой деятельности, реализуя заложенный в ней воспитательный смысл.
Таблица 1 « Планирование каникулярного времени в старших группах ДОУ»
Дата
|
Мероприятие
|
Форма проведения
|
Цель
|
|
«Новогодний марафон»
|
Экскурсия по зимнему городу
|
Расширение кругозора детей путём ознакомления с праздничным городом, создание психоэмоционального комфорта и праздничного настроения детей.
|
|
«Калейдоскоп волшебных сказок»
|
День любимых сказок
|
Учить детей понимать характеры и поступки героев волшебных сказок, формировать умение выражать своё отношение к персонажам.
|
|
«Волшебные загадки»
|
Вечер загадок и отгадок
|
Развитие логического мышления детей посредством загадок, развитие слухового внимания и быстроты мышления.
|
|
«Мастерская Деда Мороза»
|
Изготовление новогодних поделок
|
Развитие мелкой моторики, умения действовать с бумагой и ножницами.
|
|
«День театра»
|
Показ сказки «Теремок» для детей старшей группы
|
Развитие артистизма и творчества старших дошкольников, работа над эмоциональной и связной речью.
|
|
« Сказочный город»
|
Украшение игровой площадки цветными льдинками)
- лепка сказочных персонажей из снега.
|
Закрепить знания детей о свойствах снега, развивать моторику, научить сооружать постройки, использовать для украшения природный материал, развивать творчество, фантазию.
|
|
«В мире фантазий и чудес»
|
Рисование с использованием творческих заданий («Что бы это значило», «Угадай кого нарисовал» и др., используя нетрадиционные техники рисования
|
Развивать воображение, творческие способности, изобразительные умения, речь; активировать словарь.
.
|
|
«Мы Мороза не боимся»
|
Физкультурное развлечение на улице, народные зимние забавы - игры
|
Развитие основных движений в процессе организации народных игр, формирование основ здорового образа жизни.
|
|
«Новый год – семейный праздник»
|
Организация фото выставки и беседа о семейных праздниках
|
Развитие связной речи и умения составлять короткие рассказы о семейных традициях.
|
|
«Подарок для Деда Мороза и Снегурочки»
|
музыкально-развлекательная дискотека «В гостях у Дедушки Мороза»
|
Развитие эмоционально-эстетической сферы дошкольников
|
|
«Новый год в разных странах»
|
Беседа о встрече Нового года в разных странах
|
Расширение представлений детей о праздновании Нового года в разных странах.
|
|
«Зимушка Хрустальная»
|
Конкурс стихов о зиме
|
Развитие эмоциональной и связной речи в творческой атмосфере.
|
|
«Святки и святочные увеселения»
|
Просмотр презентации «Как проводили в старину святочные гадания, игры»
|
Продолжать знакомить детей с народным календарём, формировать знания о рождественских традициях.
|
|
«По дорогам сказок»
|
Квест - игра
|
Развитие социально – коммуникативных навыков путем коллективного решения общих задач.
|
Педагогу следует помнить, что досуг — компенсирующий вид детской деятельности, развлечения и культурный отдых противопоставляются рутинным занятиям. Поэтому мероприятия в свободное время имеют яркую эмоциональную направленность, у детей должно быть хорошее настроение. Ведущим средством пробуждения такой заинтересованности в каникулярное время, выступает игра и современные игровые технологии. Квест — игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.
Общие задачи игровых технологий, согласно ФГОС, можно свести к следующему:
Мотивация ребёнка — процесс обучения дошкольника в игровой форме пробуждает интерес к деятельности, радует и превращает получение знаний в занимательное путешествие в мир новой информации и навыков.
Самореализация — именно через игру ребёнок учится познавать свои возможности, проявлять инициативу, делать осознанный выбор.
Развитие коммуникативных навыков — в игре дошкольник учится общению со сверстниками и со взрослыми, примеряет роль и лидера, и исполнителя, тренируется находить компромиссы и выходить из конфликта, развивает речь.
Игротерапия — игру по праву можно считать проверенным способом для снятия стресса и преодоления трудностей из разных жизненных сфер.
Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм как в плане подготовки такой игры, так и в ходе ее проведения. Роль педагога в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.
Так же необходимо не забывать о требованиях к заданиям, они должны быть: оригинальными, доступными и адекватны ситуации. Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными:
- загадки,
- ребусы,
- игры «Найди отличия», «Что лишнее»,
- пазлы;
- творческие задания;
- лабиринты;
- спортивные эстафеты.
Для проведения квест — игры выбираю сюжет, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоления ряда преград и трудностей. Мотивация проходит через поставленную проблему – (например: найти волшебную книгу.)
Все задания в игре должны быть связаны одной сюжетной линией. Квест–игра может проходить через игровые ситуации в нескольких помещениях ДОУ для разнообразия смены деятельности (групповое помещение, переход по коридору, спортивный зал, музыкальный зал, театральная студия).
Предлагаю примеры оформления игрового маршрута
- «Маршрутный лист» — загадки, кроссворды, закодированное слово, ребусы, которые станут подсказкой по поводу того места, куда следует отправиться.
- «Волшебный клубок» — к нити прикреплены записки с названием пунктов следования.
- «Карта» — изображение маршрута в схематической форме.
- «Волшебный экран» — планшет, на котором размещены фотографии мест, куда должны переместиться ребята.
- «Следы» — пройти от одного задания к другому можно по нарисованным стрелочкам или приклеенным следам. Получить право на передвижение можно, разгадав загадку или ответив на вопрос, который написан, например, на лепестках ромашки.
Следует отметить результативность квест — игр: дети выражают положительные эмоции (радость, интерес, восхищение) от встречи со сказочными героями, от прослушивания музыкальных произведений; проявляют заботу друг о друге; умеют налаживать межличностные отношения с детьми группы.
Досуговая деятельность не означает пустое времяпровождение, бездельничанье и принцип: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры детского досуга. Досуг в целом — дело коллективное. Даже радость удачи делится обычно для всех. Для того чтобы эффективность совместного творческого деяния была наивысшей, каждый его участник должен четко осознавать общественную значимость, как своих действий, так и действий соучастников в целом.
Список литературы
- Алиева Т., Кудрявцева В. Еще раз о природе детской субкультуры // Дошкольное воспитание 1997. № 3.
- Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М., 1957.
- Алпарова Н.Н. и др. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. В 2-х частях: Учеб. -метод. пос.Ч. 2: Осень золотая/Алпарова Н.Н., Николаев В.А., Сусидко И.П. -М.: ВЛАДОС, 2000.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений). — М.: Знание, 1992
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детском возрасте. — М., 1990.
- Виноградов Д. С. Русский детский фольклор, кн. 1. – Иркутск, 1930.
- Зворыгина Е. В. Игра дошкольника. -М., 1986.
- Иванова Н.В. Детская субкультура как основа построения личностно-ориентированного взаимодействия с дошкольниками // Обучение с целью уменьшения ненасилия. Сборник научных статей по проблемам педагогики ненасилия. Мат-лы ХХ111 Всероссийской научн. -практич. КНФ. (Санкт-Петербург, 18 апреля 2002 г.) Под ред. М.С. Гавриловой и др. СПб., 2002.
- Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет / Авт. -сост. С.И. Бекина и др. — М., 1983.
- Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб., 2000.
- Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие и сотрудничество. //Воспитатель. 2009. №9.
- Филиппова Г. Г. Эмоциональное благополучие ребенка и его изучение в психологии // Детский практический психолог. М., 2001
|