Фёдорова Елена Валентиновна, воспитатель высшей квалификационной категории ГБДОУ детский сад № 18 Кировского р-на, г.Санкт-Петербург
Работу с детьми по формированию у них интереса к познавательным играм провожу уже много лет.
Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства и начальной школы требуют создания новых форм познавательного, учебного и игрового общения. Поэтому актуальной проблемой в настоящее время является нахождение оптимальных связей преемственности в работе детского сада и школы. Развитие математических способностей имеет важное значение, при подготовке дошкольников к школе. Ценно не только какими знаниями владеет ребёнок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, владеет ли самоконтролем, самооценкой. Все эти качества формируются у дошкольников через познавательную деятельность. Активизировать познавательный интерес моих воспитанников через новые формы взаимодействия с ними -стало основной моей профессиональной задачей.
Одной из эффективных форм познавательного игрового общения я считаю использования в работе с детьми игровых проблемно практических ситуаций, когда педагог создаёт игровые условия, «препятствия», которые побуждают ребёнка применять имеющиеся у него знания в практической деятельности, изобретать нестандартные разно -вариантные подходы, согласуя своё мнение с партнёрами по игре, выслушивая их аргументы, возражения -всё это рождает поисковый способ логических действий. Широкое использование этого метода помогает мне выявлять индивидуальные способности ребёнка, определять уровень его знаний, индивидуальные особенности и намечать эффективные пути воздействия на личность ребёнка. Формируя и развивая у него познавательный интерес, произвольное мышление, волю и умение отстаивать свой путь решения логическими доводами. Моя роль в общении сводится к тому, чтобы поддержать того ребёнка, чей путь, предположительно оказался «тупиковым», рассматривая его не как неудачу, а как один из путей приближения к истине. Партнёрский стиль общения помогает мне убедить моих воспитанников, что без этого поиска логических опровержений многих версий партнёры не могут приблизиться к единственно правильному решению. Чаще всего лидерами становятся активные и эрудированные дети, которые предлагают наибольшее количество вариантов, просчитывают нерезультативный путь и отказываются от него.
Малоактивные дети с пользой для себя участвуют в этой работе, способны совершить в воображаемом плане логические действия и первыми побуждают контролировать действия партнёров и при необходимости корректировать их. Игровая мотивировка поддерживает интерес детей на протяжении всего времени решения проблемной ситуации. Трудности использования игровых проблемно — практических ситуаций состоят в том, что дети недостаточно готовы к диалогу, к интеллектуально — познавательному общению с взрослыми и сверстниками. А педагог должен, я думаю, последовательно и постоянно без видимой опеки и авторитетного давления, выполняя определённую игровую роль, направлять поисковую деятельность детей.
Использование игровых проблемно -практических ситуаций в познавательном процессе не должны быть случайными. К этому процессу мы с детьми подходим через большую работу, направленную на формирование у них стойких познавательных интересов.
Реализовать свою творческую и познавательную активность, индивидуальные возможности — ребёнок может только в практических видах деятельности, поэтому немаловажную роль в самостоятельной детской деятельности играет организации предметно -пространственно -развивающей среды. В свободном пользовании у детей занимательные игры разной сложности, игровые материалы и пособия такие как: «Сложи узор», головоломки, лабиринты, игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур силуэтов, Танграмм, счётные палочки, домино, рамки «Мотессори», маршрутные игры, мозаики, блоки Дъенеша, Геоконт, волшебный квадрат Воскобовича и т.д.
Всю работу с детьми я построила на основе самостоятельной познавательно игровой деятельности детей. Включая следующие задачи:
- развитие интереса к решению познавательных, творческих задач
- умение воспринимать, отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать
- поддерживать интерес к творческому процессу познания
- умение самостоятельно находить решения
- развивать образное и логическое мышление
Реализуя эти задачи, в работе с детьми использовала разнообразные игры, задания, задачи-шутки. На первом этапе работы дети осваивали простейшие игры математического содержания. Очень нравились ребятам игры со счётными палочками. Начала эту работу с простых заданий, затем от занятия к занятию усложняла варианты. Эти занятия способствовали развитию воображения, пространственного мышления, смекалки. Разнообразя и усложняя игровые задания предлагала детям головоломки, например: составить разнообразные фигуры из шести палочек; два квадрата из семи палочек; Преобразовать какой -либо предмет --из цветка сделать звезду. Для развития и поддержания интереса у детей к математическим играм, создавала игровые ситуации, например: Винни — Пуху необходима помощь, Буратино прислал письмо, Незнайку надо научить, Мальвина пришла в гости. Это оживляло занятия, делало интересными и эмоциональными. Дети свободно рассуждали, доказывая правильность решения. Я старалась разнообразить игры, Придумывала игры – задания. Много можно придумать игр – заданий используя блоки Дъенеша, на которых дети упражнялись в определении геометрических фигур, в закреплении знаний цвета, величины, нахождения закономерностей, например: «Продолжи ряд», «Весёлые бусы», «Улитка», «Подбери по форме», что выше, что ниже, «Сделай так же». Играя в эти игры я учила детей сравнивать, рассуждать, выполнять правила.
В следующей группе задачи усложнялись. Знания и умения, полученные детьми ранее, позволили усложнить алгоритмы в играх, например: «Собери бусы» (по двум признакам: цвет и форма) и т.д. Предлагала игры на нахождение закономерностей, игры на составление целого из частей.
В работе с детьми старшего возраста я использовала повышенный интерес к моделированию, знакам, символам. Сделала подборку развивающих игр, где преобладают логические задачи, ведущие к познанию закономерности алгоритмов, осмыслению детьми последовательности действий, творческие занятия, практические упражнения на основании всех видов задач предлагала в интересной ребятам форме, стараясь развивать самостоятельное творчество, инициативу. При первичном знакомстве с играми дети рассматривали элементы, группировали, составляя из двух — трёх элементов новые формы, силуэты предметов, животных. Так же предлагала составить силуэт по расчленённому образцу. Дальнейшее освоение происходило в самостоятельной деятельности. Предлагались игры на развитие логического мышления: «Танграмм», мозаики, «Колумбово яйцо», «Головоломка Пифагора», «Блоки Дъенеша», «Архимедова игра», квадраты В.П. Никитина. В играх «Сложи так же», «Что изменилось?», «Геоконт», палочки Кюизинера, «Угадайка», -дети упражняли своё внимание и память. Подготовила детям игры — задания на развитие ориентировки в пространстве и нахождение закономерности. Продолжая работу по блокам Дъенеша, задания для детей усложнялись по сравнению со средней группой тем, что детям необходимо разделять фигуры по трём –четырём признакам (форма, цвет, величина, толщина). Вносятся условные обозначения. Находя решение игр — заданий дети делают свои умозаключения, выбирают нужное решение из множеств вариантов. Используя накопленный опыт, дети уже самостоятельно придумывали различные варианты игр, ситуаций, подбирали пособия, в играх самостоятельно выстраивали логические цепочки, умея их обосновать, доказать. Так постепенно инициатива в играх переходила к детям. Они переставали обращаться ко мне за помощью, увлечённо искали новые решения задач. Меня радовала возросшая инициатива и творчество в деятельности детей. Мои дети научились в определённой последовательности выполнять действия, выявлять составляющие части, планировать характер действий, и осуществлять контроль правильных решений.
Всю эту работу я проводила в тесном контакте с родителями. На одном из первых собраний познакомила их с объёмом работы по теме: «Использование игровых проблемно практических ситуаций в развитии математических способностей детей». Проводила консультации, где рассказывала, как заинтересовать детей такими играми, познакомила родителей с подборкой литературы с занимательными задачами. Книги и игры родители при желании могут использовать для досуга дома. На консультациях знакомила их с новинками игр математического характера. Результаты проведённой работы дают возможность утверждать, что использование игровых проблемно -практических ситуаций повысили у детей понимание необходимых знаний при решении нестандартных практических ситуаций.
Дети приобрели познавательный и практический опыт реализации поисковой деятельности; опыт отработки алгоритма поискового поведения. Дети научились усваивать познавательную информацию не про запас, а с целью регуляции игровых и практических действий.
Развитие эвристического мышления помогает им не бояться ошибок, взаимодействовать с партнёрами, а самое главное у моих воспитанников сформировался «вкус» к процессу познания.
Итогом моей работы с детьми было проведение вечеров досуга, КВН, вечеров развлечений математического и познавательного содержания. Во всех этих мероприятиях, В подготовке к ним активное участие вместе с детьми принимали и родители. Такое содружество в работе приносило свои плоды: помогло закрепить знания детей, поддерживать стойкий интерес к математической деятельности, укрепляло уважение и доброжелательность между детьми, родителями, педагогами.
Это даёт надежду, что дети успешно будут осваивать школьную программу и настраивает на дальнейшую работу по этой теме.
|