Творческие игры и театрализованные упражнения в процессе общения с детьми.
Сегодня мы попытаемся поговорить о том, что и как практически осуществить в воспитании и обучении детей на основе театрализованных игр и совместной творческой деятельности.
Почему речь пойдет о творческих играх и театрализованных упражнениях? Для ответа на этот вопрос проведем небольшой актерский тренинг. Итак, мы закрыли глаза. Расслабились и представили себе…, нет, не отдых у моря, а свою группу. Представили? А теперь мысленно вслушайтесь в интонации собственного голоса, посмотрите на свое выражение лица, и как на это реагируют дети. Многие из вас улыбнулись и сразу поняли, о чем пойдет речь. А речь пойдет о проблеме доброжелательного, искреннего и увлеченного общения детей и взрослых.
Добрые и симпатичные люди – воспитатели добросовестно выполняют свой профессиональный долг, часто теряя естественность, непринужденность в поведении. В голосе появляются нежелательные интонации, с лица сходит улыбка. А если в таком напряжении проработать много часов, продержать детей в рамках требуемой дисциплины, да при этом давать еще знания, формировать навыки и умения…
Да, это очень сложно, и от этого у педагогов накапливаются усталость и раздражительность, а у детей появляются агрессивность и упрямство в поведении, негативное отношение к занятиям.
В ЧЕМ ВЫХОД? В изменении стереотипов педагогического мышления, в поиске такого воспитания и обучения, которое способствовало бы раскрепощению и развитию, как детей, так и взрослых. То есть в организации совместной увлекательной и поучительной деятельности, основанной на игре воображения, свободных проявлениях ребенка и чутком подыгрывании взрослого. Именно такие возможности заключает в себе театрализованная деятельность, в которой есть простор для фантазии и развития актерских способностей, как взрослых, так и детей.
Сейчас мы попытаемся проделать такие творческие задания, которые можно использовать в повседневном общении с детьми, упражняя их воображение, речь, внимание, память, тренируя при этом свои собственные актерские умения, способность к импровизации.
Театрализованные игры и упражнения в общении с детьми.
Игровые упражнения могут включаться в самые различные занятия. Их можно заранее планировать, а иногда импровизировать. Научиться импровизировать – дело непростое. Поэтому лучше начинать с изучения театрализованных игр. Постепенно, накапливая собственный опыт, можно научиться самостоятельно придумывать творческие задания, развивающие внимание. Воображение, речь, выразительность движений детей. Главное, чтобы ребенок не чувствовал, что его обучают, а был занят интересной для него деятельностью, в которой создаются ситуации, требующие самостоятельного решения.
Также важно, чтобы наравне с детьми увлечен был и сам педагог Этот обоюдный интерес и увлеченность помогут создать творческую атмосферу в совместной деятельности с детьми, помогут раскрыть собственные возможности, увидеть и услышать все многообразие красок и звуков, которые нас окружают.
Однако, кроме увлеченности, необходимо владение разнообразным репертуаром – литературным, музыкальным, игровым. С этой целью, основываясь на работах Д.Родари и А.Роговин, проводим игры и театрализованные тренинги. Проведение таких игр не требует специального оборудования. Самое главное — это желание играть и немного фантазии, и тогда все, что нас окружает, может превратиться в сказочные элементы. Дети об этом давно знают. Ну что ж. поучимся у детей!
Итак, если вы готовы играть и импровизировать, то приступим к рассмотрению творческих заданий, которые по собственному усмотрению можно включать в разнообразные виды деятельности.
Игры на развитие внимания, творческого воображения.
1. Очень важно научить детей внимательно слушать и определять:
- шаги (чьи они?)
- шум улицы (какой автомобиль проехал?)
- хруст откусываемого яблока, шелест бумаги, ткани, клеенки…
- что происходит в коридоре, на улице?
- что происходит в коробке? (по звуку определить, что находится внутри).
2. Изобразить пантомимой того, кого услышали (кошку, собаку, петуха, лягушку, лошадь, комара, зайца, медведя, корову).
Игры с импровизированными шумовыми инструментами.
- Каждый предмет можно не только рассматривать, трогать, но и слушать, как он звучит (если этот предмет потрясти или постучать по нему).
- Можно сделать целый оркестр из самых разнообразных предметов (стиральные доски, кастрюли, пластмассовые бутылки и т.д.)
В процессе таких музыкальных упражнений важно научить детей слушать тембр звука, придумывать, на что похож этот звук.
Этюды на общение.
Этот раздел вызывает наибольшие затруднения у детей. Чтобы сделать эти упражнения более доступными, давайте начнем с «кукольных разговоров», поскольку использование кукол снимает психическое напряжение, переносит внимание с собственного «я» на объект – куклу.
Задание: в руках у детей куклы би-ба-бо.
1. Куклы встречаются друг с другом, здороваются;
- спрашивают друг друга о здоровье
- прощаются
2. Одна из кукол нечаянно толкнула другую;
- просит прощенья
- получает извинения
3. Кукла празднует день рожденья;
- к ней приходит подруга. Поздравляет
- один из гостей опоздал, просит прощенья
- один гость разлил компот, разыграть действия хозяев и провинившегося
4. Объяснить маме, почему испачкана одежда после посещения детского сада;
5. Извиниться, что сломал постройки из песка, когда покатился мяч.
В содержание этюдов можно включать этюды по этикету и культуре поведения.
Творческие задания на развитие воображения и речи.
1. Зайти в комнату в образе какого-либо персонажа и поздороваться с детьми. Здесь рекомендуется использовать карточки с изображением сказочных персонажей.
- попрощаться с детьми
- поздравить с праздником
- спросить, какая на улице погода
2. Игры на развитие речи, на импровизацию диалогов. Дети выбирают карточку с изображением сказочного персонажа и разбиваются на пары.
Задание:
- сочинить разговор двух персонажей
- придумать их разговор по телефону
- послать друг другу телеграмму.
Игры придуманы Д.Родари в книге «Грамматика фантазии»
Творческие задания на развитие пантомимы.
1. Дети выбирают карточку с изображением какого-либо сказочного персонажа.
Задание:
- показать, как его персонаж смотрится в зеркало
- пробует любимое блюдо
- пробует нелюбимое блюдо
- выслушивает комплимент
- выслушивает замечание
- садится на стул.
2. Показать разговор с иностранцем, не знающим наш язык. Как с помощью жестов объяснить, где находится магазин, вокзал, ресторан.
3. Разыграть ситуацию, в которой один сказочный персонаж наступает на ногу другому в автобусе. Показать с помощью жестов, как они выясняют отношения.
4. Загадки-пантомимы:
- в магазине (овощном, игрушечном, мебельном) отгадать, какой товар нужен покупателю
- в зоопарке. Отгадать, кто сидит в клетке
- отгадать профессию (по характерным движениям, позе)
- отгадать, на чем вы путешествуете (лодке, самолете, поезде)
- отгадать настроение (по позе, выражению лица, походке)
- отгадать, какая на улице погода
- определить по походке прохожего (балерина, солдат, старик, манекенщица, человек с тесной обувью).
5. Показать руками:
- стой на месте
- идем со мной
- до свиданья
- давай помиримся
- я тебя люблю
- я боюсь.
6. Показать частями тела:
- как твоя спина говорит «Я старый больной человек»
- как твои плечи говорят «Я горжусь»
- как твой палец говорит «Иди сюда»
- как твои глаза говорят «Нет»
- как твой рот говорит «Я люблю это печенье»
- как твое ухо говорит «Я слышу птичку»
- как твой нос говорит «Мне это нравится».
Задания предложены М.П. Стуль.
Этюды на развитие творческого воображения.
Как считал К.С. Станиславский, творчество начинается с игровых обстоятельств. В игровой ситуации дети легко принимают все условия, начинают действовать в вымышленной ситуации, например:
1. Подойти к столу и рассмотреть его, будто это:
- королевский трон
- аквариум с рыбками
- костер
- куст цветущих роз.
2. Передать книгу друг другу так, будто это:
- кусок торта
- хрустальная ваза
- грязный носовой платок
- кирпич
- бомба.
3. Взять со стола карандаш, как будто это:
- горячая печеная картошка
- маленькая бусинка
- червяк.
4. Выполнять различные действия:
- чистить картошку
- нанизывать на нитку бусы
- есть пирожное.
Упражнения на различение цветов.
Какого цвета лимон? Давайте посмотрим, у кого в одежде есть желтый цвет. (Дети рассматривают свою одежду и одежду своих друзей). Затем предлагается рассмотреть все предметы в комнате и выбрать их в соответствии с заданным цветом. Затем вспомнить, что еще бывает желтым (другим) цветом. Выигрывает тот, кто больше всего назовет предметов. Для подсчета правильных ответов удобно использовать фишки, камешки, желуди, и т.д.
Итак, мы проиграли наиболее типичные театрализованные игры и упражнения на развитие внимания, речи, творчества. Многие задания далеко не простые. Однако, на практике уже доказано, что дети легко включаются в подобные игры и играют с удовольствием. Творческие задания можно придумывать до бесконечности. Важно, чтобы они проводились, как совместная деятельность детей и взрослых. Взрослому приходится решать множество сложных задач: постоянно поддерживать интерес к игре, быстро реагировать на проявления детей, творчески играть свою роль. Такой стиль общения ведет к важным результатам:
- развивает творческие способности
- обогащает новыми знаниями
- способствует тонкому восприятию окружающей действительности
- развивает умение сочувствовать и сопереживать
- делает процесс общения правдивым.
А ради этого стоит потрудиться!
Особенности музыкального развития детей в семье.
Основы музыкального развития ребенка закладываются в семье. Можно выделить два основных фактора, определяющих особенности этого процесса:
- Врожденные музыкальные задатки, влияющие на дальнейшее музыкальное развитие ребенка и определяемые генотипом;
- Музыкальная среда семьи, ее отношение к музыке и музыкальной деятельности.
Ранний возраст ребенка демонстрирует наибольшую чувствительность и готовность к музыкальному развитию. Необходимые для раннего музыкального развития предпосылки функциональной структуры мозга складываются еще в период эмбрионального развития. Нейрофизиологи полагают, что именно ранний слуховой опыт, музыкальная игра, само пребывание в насыщенной музыкальной среде способствует созреванию необходимых нервных связей в структуре мозга ребенка.
Исследования последних лет свидетельствуют о том, что музыкальная деятельность матери (пение, игра на музыкальных инструментах, движение под музыку, музыкальное восприятие) оказывает существенное влияние на ребенка уже на эмбриональной стадии его развития.
Ученые отмечают общую длительность периода музыкальной сензитивности – примерно от двух – двух с половиной до одиннадцати – тринадцати лет. Индивидуальная вариативность музыкальной сензитивности связана с наследственностью, определяющей «скорость созревания», с условиями музыкальной среды и интенсивности музыкального обучения. С взаимодействием этих трех факторов связывают особенности музыкального развития одаренных детей.
|