«Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
Выполнила: воспитатель высшей категории Белова А.И. МАДОУ д/с «Светлячок» р.п. Ветлужский
В данной презентации я делюсь опытом работы по развитию речи детей раннего возраста. Я предлагаю фрагмент плана работы, планирование тематическое, связано с темами образовательной деятельности. Представлена развивающая предметно-пространственная среда группы, методическая литература и различные традиционные и не традиционные формы работы с детьми. В последние десятилетия наблюдается возрастание интереса к развитию мелкой моторики, в частности к ее прикладному аспекту. Ведется поиск, возрождение и создание игр и упражнений, направленных на развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук. Наиболее эффективными среди них являются пальчиковые игры. Они развивают не только мелкую моторику, но и активизируют речь, внимание, память, мышление, улучшают пространственную организацию, являются мощным средством повышения работоспособности. В дошкольном возрасте важно развивать ручную умелость, создавать условия для накопления ребенком двигательного опыта.
скачать прпзентацию
Актуальность
В последние десятилетия наблюдается возрастание интереса к развитию мелкой моторики, в частности к ее прикладному аспекту. Ведется поиск, возрождение и создание игр и упражнений, направленных на развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук. Наиболее эффективными среди них являются пальчиковые игры. Они развивают не только мелкую моторику, но и активизируют речь, внимание, память, мышление, улучшают пространственную организацию, являются мощным средством повышения работоспособности. В дошкольном возрасте важно развивать ручную умелость, создавать условия для накопления ребенком двигательного опыта.
Проблемы
В дошкольном возрасте именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Я выбрала тему по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.
Теоретический этап
Цель педагогической деятельности: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
Теоретический этап
План реализации темы (фрагмент)
Сентябрь
- Разучивание пальчиковых игр: «Игрушки», «Девочки и мальчики»,
Игры с предметами: «Мозаика», «Пирамидка». Лепка из мягкого пластилина
Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.
Октябрь
Заучивание пальчиковой игры «Засолка капусты».
Заучивание пальчиковой игры «Мы похлопаем сейчас..»
Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка».
Игра «Чудесный мешочек» -развитие тактильного восприятия.
Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии.
Ноябрь
Разучивание пальчиковой гимнастики: «Строим дом», «Одежда».
Тренировка пальчиков с помощью сухого бассейна.
Консультация для родителей: «Пальчиковые игры как способ позитивного общения с детьми раннего возраста».
Развивающая предметно-пространственная среда
Для целенаправленной работы необходимо подготовить соответствующую развивающую предметно — пространственную среду, с учетом возрастных особенностей детей.
Практический этап
Практический этап
В пальчиковой гимнастике я использовала счетные палочки. Оперируя ими по заданию педагога, дети знакомятся с геометрическими фигурами. Фигуры сопровождаются стихотворениями для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный образ предмета, но и слуховой.
Дети выкладывают простые геометрические фигуры (квадрат, треугольник).
Сами придумывают и складывают фигуры и предметы
Перекладывая палочки, дети развивают мелкую мускулатуру кисти.
Практический этап
В упражнениях для пальчиковой гимнастики я использовала прищепки, крышки, клубочки.
Развивая у детей мелкую моторику я использовала игры: «Собери пазлы», «Оденем куклу на прогулку», лепка «Цветок», пальчиковая игра «Цветок для мамы» и др.
Практический этапСамостоятельные игры детей
Заключение
Систематическая работа, по использованию пальчиковых игр и упражнения дает свои результаты:
у детей совершенствуется моторика рук,
дети становятся более активными в общении,
формируется навык терпения и усидчивости,
развивается способность быть настойчивыми и любопытными.
пальчиковые игры и упражнения формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.
Считаю, что все игры и упражнения, которые я проводила с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, привлекая к этому процессу родителей, помогли мне развивать мелкую моторику рук малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставили им радость и удовольствие.
Учебно-методический комплекс
Белова О.Е. «Цикл игровых комплексов с детьми 2-4 летв адаптационный период по прграмме «От рождения до школы» -Волгоград: 2012
Ермакова С.О. «Пальчиковые игры и упражнения для детей от года до трёх лет» -М: 2010
Данилова. Л. «Пальчиковые игры» -М: 2007
Галой Н.Ю. «Игровые сеансы с детьми раннего возраста и детско-родительскими парами» -Волгоград: 2015
Цвынтарный В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» -С-П: 1998
|