Павлова Татьяна Романовна. Выступление из опыта работы «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Выступление из опыта работы «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Подготовила учитель-логопед МБДОУ д/с №51 Павлова Т.Р.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности детей к школьному обучению.

Мелкая моторика рук–это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. Одним из способов развития мелкой моторики являются пальчиковые игры.

"Пальчиковые игры" — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. Так и у нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

 Скачать конспект

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей, и для взрослых. В них могут играть со своими детьми родители, их же могут применять в работе воспитатели ДОУ. Пальчиковые игры возможно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при непосредственной образовательной деятельности.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковыми играми?

  1. Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи;
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка;
  3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять;
  4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль завыполняемыми движениями;
  5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений;
  6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории;
  7. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Классификация пальчиковых игр

  • Работа мышц пальцев рук в различных направлениях.
  • Движения пальцев по различным частям тела и поверхности стола. •Построение различных фигурок (предметы, животные, птицы) из пальчиков. •Народные игры-забавы ( «Сорока-белобока», «Чет-нечет», «Идет Коза-Рогатая»).
  • Рассказы, сказки, сопровождающиеся жестикуляцией пальцами.
  • Игры с пальчиками со стихотворным сопровождением.

Правила проведения пальчиковых игр:

  • Пальчиковые игры необходимо проводить регулярно. Не рекомендуется проводить их в холодной комнате, сразу после сна и сразу после еды
  • Начинать пальчиковые игры желательно с разминки кистей рук пальцев в течение 2-3 минут: поглаживания, сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.
  • При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно.
  • Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.
  • Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения вместе с взрослым. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев лица.
  • Для получения максимального эффекта пальчиковые игры должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев.
  • После проведения пальчиковых игр, рекомендуется проводить игры, направленные на расслабление рук.

Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с воспитателем, так необходимого малышу для его эмоционального развития.

Эти игры могут расти вместе с ребенком. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, воспитатель играет с его рукой сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка становится более активной: ребенок сам произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Ребенок сам становится «вершителем» игры, слова и движения – все ему подвластно.

Пальчиковые игры очень разнообразны, поэтому их можно классифицировать на несколько видов.

Вопрос студентам: Может вы знаете, какие бывают виды пальчиковых игр?

Представляю вашему вниманию, пальчиковые игры, используемые мною на практике.

Виды пальчиковых игр:

  • Пальчиковые игры с предметами (шнуровка, мозаика, конструктор, пирамидки, нанизывание бус, застёгивание и расстегивание пуговиц, раскладывание крышек, палочек, пуговиц, каштанов, различный строительный материал, выкладывание проволочек и нитей)

Шнуровка.

Ребёнку предлагается прикрепить с помощью шнуровок подходящую еду для каждого животного. Пример: Звери пришли в гости к зайцу, нужно ему помочь накормить каждого гостя той едой, которую они любят есть.

Бусы.

Ребёнку предлагается нанизать бусины на шнурок. Пример: Кукла Маша собирается в гости, а бусы порвались. Помоги ей нанизать все бусины на шнурочек.

Выкладывание палочек.

Ребёнку предлагается выложить картинку из палочек по образцу. Пример: Представь себе, ты художник-волшебник и нарисовать картину нужно не кисточками, а палочками.

Прищепки.

«ПРИЩЕПКИ – ПОМОЩНИЦЫ»

Материал: фигурки животных из картона без каких-либо важных деталей (колючек, хвоста), разноцветные бельевые прищепки.

Правила игры: ребенок прикрепляет к фигуркам животных прищепки. Они заменят петуху -хвост, ежику -колючки, а солнышку -лучики!

-Су-Джок терапия

Одно из направлений акупунктуры, метод которого основан на воздействии на определенные билогически активные точки кистей и стопы.

Один из таких методов — применение Су-Джок массажёра, разработанного южнокорейским профессором Пак Чже Ву.

Су-Джок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. Применять Су-Джок массажёры можно в виде массажных шариков, массажных металлических колец, в сочетании с упражнениями по коррекции речи.

«СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

(дети катают Су-Джок шарик между ладоней)

Лисичке-сестричке,

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Воробью,

(надеваем кольцо на указательный палец)

Синичке,

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Мишке косолапому,

(надеваем кольцо на безымянный палец)

Заиньке усатому.

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец).

Пальчиковая игра с эластичными кольцами «СЕМЬЯ»

Этот пальчик — дедушка,

(надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)

Этот пальчик — бабушка,

(надеваем кольцо на указательный палец)

Этот пальчик — папочка,

(надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)

Этот пальчик — мамочка,

(надеваем кольцо на безымянный палец)

Этот пальчик — Я

(надеваем кольцо Су-Джок на мизинец)

Вот и вся моя семья.

- Пальчиковые игры со стихотворным сопровождением и потешками

Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

«КАПУСТКА»

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту трем, трем,

Мы капусту жмём, жмём.

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.

«ЗАМОК»

На дверях висит замок.

Пальцы в замочек, слегка покачивать

Кто его открыть бы смог?

"замочком" вперед-назад

Мы замочком повертели,

Повертеть "замочком"

Мы замочком покрутили

Пальцы остаются сомкнуты, а ладошки трутся друг о друга.

Мы замочком постучали,

Пальцы сомкнуты, а ладошки стучат друг о друга.

Постучали, и открыли!

Показать ладошки.

-Пальчиковые игры на основе сказок (пальчиковый театр, куклы — ходилки на пальчики, упражнения с пробками)

Сказка репка или теремок.

Ребёнку предлагается надеть на пальчики героев из сказки и озвучить каждого героя.

Игры-ходилки.

Ребёнку предлагается продеть пальцы в отверстия кукол-ходилок. Пример: Нашим герои идут в Волшебный лес, им необходимо пройти по разным дорожкам чтобы добраться туда (прямые дорожки, волнистые, изогнутые, дорожки из пуговиц, шершавые, гладкие).

Упражнение с пробками.

Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их на указательные и средние пальцы как обувь. И «идём пальцами, как ножками, не отрывая «Обувь» от поверхности стола.

Крышки пальчики обули,

Смело в них вперёд шагнули.

И пошли по переулку

На весёлую прогулку.

Пальцы – словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

Каждый пальчик – будто ножка,

Только шаркает немножко.

-Игры с перчатками

  • Развивают мелкие движения кисти, подвижность пальцев рук
  • Вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями

-Побуждают детей и родителей активно включаться в пальчиковые игры.

Ребёнку предлагается надеть на руки перчатки в виде весёлых человечков. Пример: Два друга Саша и Ваня любят играть в футбол, давай им поможем забивать мяч в ворота.

-Игры с резинками для волос

  • мелкая моторика
  • учим цвета
  • счет; название пальцев, ориентация (лево-право, верх-низ).

Ребёнку предлагается надеть резинки на пальцы так, как показано на карточке. Пример: Принцессы собрались на бал и их нужно нарядить в цветные наряды, как показано на карточке.

-Пальчиковые кинезиологические игры

Кинезиологические упражнения (или как их еще называют «Гимнастика мозга») — это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, развивать мозолистое тело, улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, развить мелкую и крупную моторику, облегчить процесс чтения и письма, снизить утомляемость, излишнее напряжение, повысить стрессоустойчивость организма.

«КУЛАК – РЕБРО – ЛАДОНЬ»

Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8-10 повторений. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе.

«ЗАЯЦ-КОЗА-ВИЛКА»

«Заяц»: средний и указательный пальцы вытянуты вверх, при этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони.

«Коза»: указательный палец и мизинец вытянуты вверх, при этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони.

«Вилка»: вытянуты вверх три пальца (указательный, средний, безымянный), расставлены врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони.

-Пальчиковые игры с элементами самомассажа (массажные мячики, карандашный, точечный, прищепочный — биологически активные точки на подушечках пальцев и т. д.)

«МЕСИМ ТЕСТО»

Колючий Ёжик (массажный мячик) для своей мамочки хочет испечь вкусные и ароматные пряники, давай ему в этом поможем.

Месим, месим тесто – сжимаем массажный мячик в одной руке.

Есть в печке место – перекладываем и сжимаем мяч другой рукой.

Я для милой мамочки – сжимаем мяч двумя руками несколько раз.

Испеку два пряничка – катаем мяч между ладонями.

«ЛАСКОВЫЙ ЁЖ»

Ребенок прокатывает мяч между ладошками, можно массажировать любую часть тела, заменяя слова в тексте.

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить!

-Графомоторные задания (штриховка, обводка, рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки; по контурам, рисование: по точкам, по клеточкам; печатание букв, слогов, слов и т. д.)

  • Понимание и регулировка силы нажима на ручку или карандаш
  • Осознание темпа и ритма письма
  • Развитие плавности движений руками и пальцами

-Тренировка зрительного восприятия и памяти.

Работа с графомоторными трафаретами несложная, но требует обязательного участия взрослого. Нельзя просто дать ребенку картинку и сказать: «обводи». Специалисты советуют действовать так:

Шаг 1. Восприятие контура/узора. Рассмотрите его с малышом, найдите аналогии, на что он похож, можно загадать ребенку соответствующую загадку.

Шаг 2. Слежение пальчиком по узору.

Шаг 3. Повторение рисунка пальчиком в воздухе.

Шаг 4. И лишь затем можно обводить рисунок на бумаге.

Ребёнку предлагается загадка, затем можно обвести по пунктиру предлагаемый рисунок, когда рисунок будет готов, это будет ответом на загадку.

Загадка: Ночью он совсем не спит, Дом от мышек сторожит, Молоко из миски пьет, Ну конечно это – … (Кот)

-Игры, на развитие межполушарного взаимодействия

Известно, что мозг человека состоит из двух полушарий, у каждого из которых свои функциональные задачи. Правое полушарие отвечает за воображение, абстрактное мышление, интуицию; левое — за мыслительные операции, память, языковые способности, аналитическое мышление.

Ведущее полушарие — врождённый признак. Дети рождаются правшами (левополушарными), левшами (правополушарными) или равнополушарными. Но, как и мышцы, мозг поддаётся тренировке. И дошкольное, и тем более школьное образование активно стимулирует работу левого полушария. Именно поэтому, кстати, многие взрослые утрачивают детскую способность фантазировать и погружаться в свой воображаемый мир, перестают слышать свой внутренний голос и доверять своей интуиции.

Чтобы сохранить баланс между полушариями мозга, необходимо развивать связи между ними.

«КОЛЕЧКИ»

Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

«ДОРОЖКИ»

Ребёнку предлагается сначала провести указательным пальцем левой руки левую дорожку, правым указательным пальцем правую дорожку, а затем одновременно указательными пальцами рук обвести левую и правую дорожки. Можно взять в каждую руку по маленькой машинке. Пример: Едут две машины за продуктами в магазин, им нужно ехать одновременно с одной скоростью.

-Лепка из пластилина и глины, раскрашивание картинок; рисование карандашами, красками, пальцами; работа с ножницами и т. д.

Вывод:

Таким образом, развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем раньше они развиваются, начинают быстрее говорить, речь становится более связной и эмоциональной.

Просмотров: 620
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие мелкой моторики рук у детей




Другие новости по теме:

  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Клычкова Людмила Андреевна. «Пальчики-тараканчики» Пальчиковые игры в развитии речи детей.
  • Поморцева Ольга Александровна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи младших дошкольников.
  • Грушецкая Людмила Александровна. Пальчиковые игры как способ развития мелкой моторики у детей раннего возраста в ДО
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Сладкова Екатерина Александровна. Родительское собрание: «Пальчиковые игры, их роль и значение в развитие речи детей»
  • Леонова Наталья Юрьевна. «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ – ЛУЧШИЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Марина Спирина. Пальчиковые игры-сказки «Колобок»
  • Браун Ольга Борисовна. Пальчиковые игры для детей 3-5 лет
  • Ирина Никишина. Пальчиковые игры для детей от 1 года до 7 лет
  • Редактор. Пальчиковые игры
  • Мадеева Надежда Борисовна. Пальчиковые игры по мотивам русский народных сказок
  • Шапкина Анастасия Андреевна. «Пальчиковые игры»
  • Вафина Гульшат Салаватовна. Презентация - Пальчиковые игры
  • Комарова Ольга Валерьевна. Презентация 'Пальчиковые игры'
  • Кириченко Татьяна Владимировна. Пальчиковые игры в детском саду
  • Воронова Ольга Геннадиевна. Игры своими руками для развития мелкой моторики и координации движений.
  • Балова Ольга Ивановна. Статья из опыта работы «Игры с массажёром Су – Джок, направленные на развитие лексико-грамматических категорий у детей с ОНР»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Скворцова Светлана Георгиевна. Длительные творческие игры — высшая ступень развития детской игры
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Ирина Синкевич. Игры для развития речи 'Растем вместе' часть 2
  • Ирина Синкевич. Игры для развития речи 'Вместе с Мамой'
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Чилина Ирина Александровна. «Игры и упражнения на развитие выразительности речи»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь