ПРОСНИСЬ!
• Поговорите с ребенком о различных насекомых или живот¬ных, которых он не только хорошо знает, но ему также из¬вестны и звуки, издаваемые этими представителями фауны. • Представьте, что вы и ваш ребенок — пчелы. Издавая жужжащие звуки, летайте по комнате, энергично размахи¬вая руками. • Теперь скажите, что всем маленьким и большим пчелкам пришло время отправляться спать. • Закройте глаза и сделайте вид, будто спите. • А потом скажите ребенку: «Проснись, маленькая пчелка!» Сделайте глубокий вдох, а затем — выдох, сопровождая его все тем же жужжанием. Попросите ребенка делать то же. • Встаньте и с громким жужжанием снова полетайте по ком¬нате. • Каждый раз, когда вы играете с малышом в эту игру, ме¬няйте животное и, соответственно, звуки. Ребенку очень нравится, когда вы делаете глубокий вдох, а затем выдыха¬ете с характерным для выбранного животного звуком.
Скачать игры
КТО ЭТО ГОВОРИТ?
• Разложите в разных местах комнаты изготовленные вами открытки с изображениями животных. • Предложите ребенку искать картинки с изображениями животных. Возьмите его за ручку и обходите все места, где лежат открытки. Когда обнаружите одну, продекламируйте: Я вижу___________ (название животного) и что он говорит? Что он говорит? Что он говорит? Я вижу______________ (название животного), и что он говорит? Скажи-ка мне, ну что он говорит? • Произнося последнюю строчку «Скажи-ка мне, ну что он говорит?», — подождите реакцию ребенка, и если она не последует, возьмите в руку открытку и издайте звук, характерный для данного животного.
ЗВУЧНАЯ ПРОГУЛКА
• Двухлетние дети любят познавать огромный мир, окружа¬ющий их. Эта игра позволит им глубже понимать его. • Прогуливаясь с ребенком по парку или скверу, прислуши¬вайтесь к звукам, раздающимся вокруг вас: ? Завывание ветра. ? Щебет птиц. ? Шелест листьев. ? Движение автомобилей. ? Лай собак. ? Разговоры людей. • Поговорите об этих звуках с малышом и попробуйте подражать им.
ГДЕ ЖЕ ЖИВУТ ПТИЧКИ?
• Гуляя на свежем воздухе, понаблюдайте за птицами и пого¬ворите с ребенком о том, где они живут, какого они цвета и какие звуки издают. • Можно поиграть в интересную и полезную «игру на паль¬цах», которую всегда несложно провести на прогулке. • Одной рукой возьмите ребенка, стоящего лицом к вам, за ручку выше запястья. Декламируя стишок, другой рукой непрерывно делайте круги на его ладони. Приближаясь к словам «Около нашего дома...», медленно ведите пальца¬ми вверх по руке ребенка. А на словах «на ветке» пощеко¬чите его подбородок. Где, как ты думаешь, птички живут? Где, как ты думаешь, птички живут? Рядышком где-то, идти пять минут. В парке, в лесу, у кого-нибудь в клетке. Около нашего дома... на ветке. • Поменяйтесь ролями, и пусть теперь ребенок проведет игру на вашей руке. Можете сами читать стишок, пока малыш не сможет взять на себя и эту часть игры.
СЛУШАЙ ЗВОН И ЗНАЙ, ОТКУДА ОН
• Выберите характерно звучащие предметы, достаточно зна¬комые вашему двухлетнему чуду. Например, свисток, дет¬скую погремушку, трещотку (игрушку, которая производит много шума) и будильник. • Расскажите малышу о каждом из них и о звуке, который он издает. • Затем покажите ребенку один из предметов. Попросите закрыть глазки и послушать звук. • Положите предмет на место. Пусть ребенок откроет глаза и подаст вам игрушку, которая только что издавала звук. • Повторите это со всеми предметами, пока не убедитесь, что малыш твердо усвоил звучание каждого.
ПОСМОТРИ, ЧТО Я ВИЖУ!
• Поставьте перед окном два стула. • Глядя в окно, начните беседу о том, что вы видите. Спро¬сите у ребенка: «Что ты видишь во дворе?» • Каков бы ни был ответ, отреагируйте на него вопросом, который связан со словами малыша. Например, если ребе¬нок сказал: «Машину», — уточните: «А где эта машина едет? » • Пусть ребенок говорит развернуто и подробно. В тот же или на следующий день найдите журналы с кар¬тинками, на которых изображено увиденное. • Покажите картинки ребенку и напомните, о чем вы говорили ранее
ПОЙ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО
• Эта игра прекрасно способствует развитию у ребенка уме¬ния слушать. • Спойте первую строку какой-нибудь всеми любимой песни вроде: «В лесу родилась елочка». Попросите, чтобы ребе¬нок пел ее с вами. • Пойте мягким, тихим голосом, пока не дойдете до слова «елочка». Его пойте более громким голосом. • Снова пропойте песню с начала, пропуская слово «елочка» и призывая малыша произнести его. • Когда ребенок поймет, как играть, проделайте то же самое со второй строкой. • Вскоре вы будете петь всю песню, пропуская в каждой стро¬ке последнее слово и предоставляя своему двухлетнему во¬калисту приятную возможность вставить его.
БАЮШКИ-БАЮ, МОЯ ДОРОГАЯ
• Языковые игры очень хороши для поездок на автомобиле. Попробуйте, мелодекламируя, исполнить следующий текст: Едем в машине, едем в машине. Липы и клены все время мелькают. Едем в машине, едем в машине, Баюшки-баю, моя дорогая. • Можете безболезненно изменить слова «моя дорогая» на иной нежный эпитет, например, «моя золотая» или «моя ты родная». • А вот вариант для мальчика: Едем в машине, едем в машине. Липы и клены столпились гурьбой. Едем в машине, едем в машине, Баюшки-баю, мой дорогой. • И в этом случае можно столь же безболезненно изменить слова «мой дорогой» на уже знакомый нам нежный эпитет, но только мужского рода, например, «мой золотой» или «мой ты родной». • Придумайте разные слова для последней строки.
ТРИ МЕДВЕДЯ
• Расскажите своему двухлетнему любителю сказок о трех медведях. Особо подчеркните, что они были разные, боль¬шой, средний и маленький. • История должна быть сокращенной версией полной сказки. Для каждого персонажа подберите «свой» голос. • Всякий раз, когда вы говорите: «Кто съел мою кашу?», — просите ребенка произносить эти слова в унисон вам. • Возьмите трех плюшевых мишек и расскажите всю сказку заново, используя набивных медвежат в качестве кукол. • Эта игра — замечательное упражнение для развития речи маленьких детей.
ЭТИ СТИШКИ — ПРО ТЕБЯ
• Двухлетние дети просто обожают несложные стишки и пе¬сенки. • В хорошо знакомых ребенку стишках и песнях заменяйте имена персонажей именем своего малыша. Например: Наша (имя ребенка) громко плачет, уронила в речку мячик... Идет (имя ребенка), качается, вздыхает на ходу... Все любили дядю (имя ребенка), уважали дядю (имя ребенка)... Жил (имя ребенка) рассеянный на улице Бассейной... • Иногда для сохранения ритма потребуется добавить к име¬ни ребенка какое-то местоимение и т. д. • Как только ваш ребенок освоит игру и станет получать от нее удовольствие, попробуйте подставлять в текст другие имена, скажем, бабушки, сестры, мамы и других людей, которых знает ребенок.
УТРЕННЯЯ ПЕСЕНКА
• Каждое утро пойте своему ребенку эту краткую приветственную песенку, положив ее на известную мелодию, или воспользуйтесь методом мелодекламации: Ты еще спишь, ты еще спишь, Маленький (имя ребенка), милый малыш? Хватит уж спать, хватит уж спать. Время вставать, время вставать. Мы очень любим тебя! • Иногда изменяйте первую строчку, чтобы помочь ребенку лучше узнать названия разных частей тела. Например: Где же твой носик? Ты еще спишь... • При помощи песни можно задавать ребенку разные простые вопросы, например: Хочешь покушать? Ты еще спишь...
БЕСЕДЫ О СЕМЬЕ
• Скорее всего, у вас уже есть специальный альбом, куда вы собираете фотографии всех членов семьи. Если нет, сделай¬те хотя бы для своего ребенка. • Время от времени показывайте фотоальбом ребенку и давай¬те каждому снимку простое название, скажем: «Это мама», «Это папа», «Это дедушка», «Это твоя бабушка» и т. д. • Разложите фотографии на столе и попросите ребенка найти определенного человека. • Возьмите чье-нибудь изображение в руку и спросите у сво¬его двухлетнего знатока семьи: «Кто это?» Независимо от того, какой окажется реакция малыша, повторите правиль¬ный ответ. • Не жалейте времени и снова и снова рассматривайте се¬мейные фото и скажите парочку слов о каждом, кого ма¬лыш узнал и назвал. Например: «Папа очень тебя любит» или «У нашей бабушки такая милая улыбка».
СТРОИМ ПОЕЗД
• Возьмите два набора кубиков — один для вас, другой для ребенка. • Предложите ребенку вместе делать поезд. Положите на пол один из своих кубиков и попросите малыша сделать то же. (Он кладет кубик из своего набора.) • Чередуясь, укладывайте кубики в цепочку. • Поговорите с ребенком о поезде, который вы сейчас делае¬те вместе. Коснитесь кубика и скажите: «Это — кубик, который положил(а) ты». Укажите на другой: «А этот ку¬бик положил(а) я». • Когда поезд готов, переходите ко второй части игры. Пере¬кладывая кубики, постепенно перемещайте вперед свой по¬езд: «Сюда прибывает поезд. Чух-чух-чух». • Когда дети получают возможность играть роли ведомого и ведущего — они начинают понимать, что означает совмест¬ная работа.
|