Культура берет начало не как игра и не из игры, но в рамках игры. (Й. Хёйзинг «Человек играющий») Зададимся вопросом, что такое культура? Безусловно, это многогранное понятие, но изначальный смысл этого слова «воспитание, образование, развитие». Культура – это некое наследие, воплощаемое в духовном и физическом смыслах. Культура - это и нормы поведения в обществе, и способы общения, и предметы искусства и архитектуры, сотканные в неповторимом сочетании в сознании каждого человека, позволяющие ему стать полноценной, психологически и физически здоровой личностью. Культура, несомненно, носит исторический характер, она подразумевает знания, передаваемые от одного человека к другому через эпохи, оттачиваемые современностью. Неслучайно, в нашей стране есть целое направление, изучающее передачу этих знаний от одного человека к другому – культурно-историческая психология, берущая свое начало с работ Льва Семеновича Выготского и его учеников. На основе его работ также был создан деятельностный подход А.Н. Леонтьева и развитый применительно к детям Д.Б. Элькониным.
Скачать конспект
В основе подхода этих ученых лежат вопросы передачи знаний от взрослого, носителя культуры, ребенку как продолжателю традиций общества. Взрослый для ребенка является знаковой фигурой, от которой ребенок черпает свои знания и умения. Неслучайно, то что ребенок знает и умеет делать самостоятельно называется зоной актуального развития, а то, что он может делать вместе со взрослым – зоной ближайшего развития. И задача взрослого найти оптимальный способ взаимодействия с ребенком, подкрепляя гармоничное развитие этих зон, взрослый должен найти баланс между своим вмешательством в развитие ребенка и свободой действий ребенка, так чтобы ребенок обучался основным культурным навыкам своего общества, но в то же самое время мог проявить свою инициативу и самостоятельность в ведущих видах деятельности. Это залог эмоционального благополучия ребенка. Ребенок должен понимать, что взрослый рядом и в случае необходимости придет к нему на помощь, порадуется его успехам, утешит в неудачах. С одной стороны, найти этот баланс современным родителям подчас очень непросто, особенно в условиях проживания в мегаполисе с его быстром темпом жизни, загруженностью на работе. С другой стороны, у родителей появилось понимание необходимости бережного отношения к детству и вопросам воспитания детей, они ищут способы воспитать ребенка «правильно», обеспечить ему необходимый фундамент для дальнейшего развития и роста. И если в материальном плане и интеллектуальном аспекте родители представляют, что необходимо ребенку, то эмоциональный аспект взаимоотношений родителя и ребенка часто остается слабо развитым. Многие современные родители заменяют свою эмоциональную чуткость к ребенку покупкой новых игрушек. В этой связи родителям необходима помощь и поддержка в развитии взаимоотношений с собственным ребенком для обеспечения эмоционального благополучия ребенка и освоения им культурных знаний и ценностей, которые базируются и проявляются, прежде всего, во взаимоотношениях с другими людьми. Основными ступенями, прививающими культуру детям, являются дошкольное и школьное образование, ориентирующиеся на ведущие виды деятельности в каждом возрасте. Их задачами также является и просвещение родителей в вопросах воспитания детей и взаимодействия с ними. К сожалению, эти формы работы охватывают детей с трех лет, тогда как многие навыки закладываются в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет). Воспитание детей в возрасте от 1 года до 3 лет является важнейшим базисом, оказывающим влияние на всю дальнейшую жизнь ребенка. Как отмечается многими психологами, раннее детство – это время формирования эмоционального благополучия ребенка через установление отношений привязанности со значимыми взрослыми, которая может быть надежной и ненадежной, время формирования базового доверия к миру и самоидентичности, понимания своего места в мире, обществе, самооценки. Как писал Л.С. Выготский, это время, когда ребенок стремится к независимости от взрослого, но при этом взрослый нужен ему, поскольку ребенку необходима помощь в обращении с предметами и оценка и внимание. Кроме того, взрослый для ребенка является источником знаний, об общественных способах обращения с предметами. Между ребенком и взрослым устанавливается сотрудничество, когда взрослый делает не вместо ребенка, а вместе с ним. Чтобы помочь родителям установить взаимоотношения в раннем возрасте, основанные на сотрудничестве и помогающие в передаче культурных ценностей, были организованы специальные вариативные формы дошкольного образования – Центры игровой поддержки ребенка (ЦИПР), которые охватывают семьи с детьми до трех лет. Основной задачей ЦИПРов является помощь семьям в социализации и адаптации ребенка. Обучение компетентному родительству в ЦИПРах происходит в игровой форме, наиболее понятной ребенку раннего возраста. Неслучайно была выбрана в качестве эпиграфа цитата философа-исследователя Й. Хёйзинга, отражающая взаимосвязь культуры и игры. Игра для ребенка служит основным источником получения культурного опыта и развития основных сфер его зарождающейся личности. Игра подразумевает легкость во взаимодействии со взрослым, где ребенок может проявить свою инициативу, чувства, мысли, установить контакт с окружающими его людьми. Задача ЦИПРа обучить родителей развивающей игре с детьми и расширить эту игру за рамки диады родитель-ребенок, включая в нее других взрослых и детей, тем самым обеспечив закладку необходимых ребенку навыков для дальнейшего обучения и развития. В Центрах Игровой Поддержки Ребенка обозначенным выше аспектам уделяется огромное внимание. Исследуются вопросы создания специальной среды, способствующей обучению родителей взаимодействию с детьми и направляющей социализацию ребенка в гармоничное русло, а также вопросы обеспечения взаимодействия специалистов с ребенком благодаря заинтересованному участию родителей. Правильно организованная предметно-развивающая среда обеспечивает психическое и физическое здоровье ребенка во взаимодействии со взрослым, способствует установлению со взрослым равных, комфортных взаимоотношений, дающих фундамент для овладения культурными навыками и эмоциональной стабилизации общения с родителями. Кроме того, взаимодействие с педагогами и родителями способствует расширению игровых и познавательных возможностей ребенка. Центр игровой поддержки ребенка помогает родителям найти оптимальные подходы во взаимодействии с детьми, а также дает возможность учесть пожелания родителей к наиболее комфортным формам работы с семьей. Семья является ценным источником знаний, и родители интуитивно понимают, что необходимо их ребенку, и задача специалистов помочь им воплотить их стремление воспитать ребенка полноценной личностью, прислушиваясь к каждой семье и находя к каждому индивидуальный подход. Постепенно семья с помощью специалистов находит необходимые ресурсы гармоничного воспитания детей, воспитанники раскрывают свои возможности, демонстрируя заинтересованность каждым занятием и взаимодействием с другими участниками образовательного процесса. Смех, счастье и восторг в глазах детей и родителей – это самый лучший индикатор успеха в педагогической работе и показатель того, что семья находится в эмоционально благополучном состоянии и является крепким фундаментом для полноценного развития личности ребенка и овладения им культурными навыками через выражение своих творческих стремлений, игровых потребностей и коммуникацию с окружающими людьми. Использованная литература 1. Авдеева Н.Н. Особенности материнского отношения и привязанность ребенка к матери/ Н. Н. Авдеева // Психологическая наука и образование. - 2006. - №2. - С. 82-91 2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 тт. Т.4. - М.: Педагогика, 1984. 3. Павлова Л.Н. Сотникова В.М. Раннее детство в системе вариативного дошкольного образования: учеб.-метод. пособие для пед. коллективов дошк. образоват. учреждений и родителей/ Любовь Павлова, Валентина Сотникова; (под науч. ред. Л.Н. Павловой). – М.: Обруч, 2013 4. Хёйзинга Йохан. Homo ludens Человек играющий / Сост., предисл. X 35 и пер. с нидерл. Д. В. Сильвестрова; Коммент., указатель Д. Э. Харитоновича. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. —416 с.
|