Развитие речи ребенка начинается с первых дней его жизни. А как будет проходить это развитие, зависит от родителей. Услышав речь окружающих, малыш прислушивается к голосам, отыскивает взглядом источник звучания и поворачивает голову к говорящему, сосредотачивая свое внимание на его лице, губах, пытается таким образом установить контакт со взрослым. Уже к 4 месяцам ребенок пытается подражать нашей речи.
Наиболее активное развитие речи детей приходится на период с трех до пяти лет. Это время когда они требуют общения, время, когда возникают миллионы вопросов, на которые обязательно надо получить ответы, время, когда закладывается фундамент связной речи. Именно в этот период родитель должен стать очень активным собеседником своей крохи.
Но быстрые темпы развития научно-технической революции вызвали серьезные социальные последствия: распад традиционных нравственных норм, изменение семьи и ослабление ее воспитательных функций. По статистическим данным родители разговаривают со своими детьми максимум пятнадцать минут в день. Остальное время ребенок проводит перед экраном телевизора, монитором компьютера или планшетом. Да, он получает какую-то информацию, но это ему никогда не заменит общение с родными людьми. Ведь когда мы общаемся с ребенком, мы даем ему образец речи, практику общения, которые являются основой будущего обучения и становления его как личности.
Поэтому так необходимо обращать внимание, проявлять активность, проводить систематическую работу по развитию речи у детей, по уточнению, активизации и пополнению словарного запаса. И начать можно с того, что следовать простым советам:
-
- уметь слушать маленького собеседника;
- разговаривать с ребенком четко, повернувшись к нему лицом;
- особое внимание обращать на четкость произношения окончаний и предлогов;
- каждый день читать;
- когда дети допускают речевые ошибки, не следует прерывать их, нужно предоставить возможность высказаться, а затем исправить ошибку и закрепить правильный речевой образец;
- просить ребенка комментировать ваши и свои действия;
- выражать свои эмоции словами;
- учить и повторять стихи, считалки, скороговорки;
- стараться всегда отвечать на вопрос ребенка;
- поощрять в ребенке стремление задавать вопросы;
- вызывать ребенка на диалог;
- беседовать на ту тему, которая ему интересна;
- строить правильно свои вопросы и направлять ребенка на полный ответ;
- какие – либо задания проводить в игривой форме, чтобы заинтересовать ребенка.
Общение — первое, и самое важное средство развития детской речи. Общайтесь со своими детьми и окружайте их своим вниманием.
|