Статья о адаптации родителей к школе. Гиперопека – когда родители все контролируют. Психология Автор: Лимонова Марина Аркадьевна Давайте, прежде всего, разделим контроль и помощь. Грех не оказать помощь, когда о ней просят. « У меня не получается задача», « Как побыстрее выучить стихотворение?», « Я рисую – рисую, и всё некрасиво! Помоги мне!» Наша родительская задача – создать такую атмосферу, чтобы ребенок всегда мог попросить о помощи, был уверен, что ему помогут, и действительно помочь ему. О чём мы сейчас говорим? О том, что нас просит ребенок, то есть, о том, что инициатива исходит от него. А контроль – процесс противоположно направленный. Мы обращаемся к ребенку : «Дай я проверю», «Послушай, как именно нужно учить стихотворение, чтобы было быстро»,
Скачать: Статья о адаптации родителей к школе. Гиперопека – когда родители все контролируют (конспект)"
« У тебя некрасиво получается. Возьми кисточку потоньше и поменяй воду, ты же видишь, что получаются разводы». В этом случае мы ребенка контролируем, оцениваем сами вместо того, чтобы дать ему увидеть достоинства и недостатки своих трудов самостоятельно. Мы сами подходим, смотрим, что у него получается, и принимаем решение вмешаться. Инициатива исходит от взрослого. Улавливаете разницу? Вопрос в том, чтобы контроль не стал тотальным, удушающим. Чтобы был выборочным. В каких случаях ребенок должен чувствовать родительский контроль? Что касается школьных дел – в случаях, когда учитель говорит нам, что ребенок не справляется с предметом, постоянно забывает тетради, - словом, когда учитель обозначает нам некую проблему. Ясно, что в этом случае и учитель, и сама ситуация требует родительского вмешательства. Вот тогда мы и начинаем контролировать, сложен ли ранец, как выполнено упражнение и т. д. Если нам делается ясно, что одного контроля мало, что есть некая проблема, то будем ее решать. Важно, чтобы наша реакция была правильной, то есть помогала ребенку решить его проблему. А если мы сами выступаем с инициативой, если контролируем все и вся? Что в этом случае происходит с ребенком? У него атрофируется «мышца» активности и самоконтроля. За ненадобностью. К чему проявлять активность при активной маме? Зачем себя контролировать, если проконтролирует папа? Понятно, что мама хочет, как лучше, - чтобы первоклассник пошел в школу, все выучив, все сделав, ничего не забыв. Только при тотальном родительском контроле говорить о развитии произвольной регуляции ребенка не приходится, то есть о самостоятельном целепологании и выполнении поставленной цели. Ребенок не будет делать уроки самостоятельно. Ему это попросту не нужно, раз не его это цель. Кто же станет надрываться, выполняя чужие цели? Тем самым родители могут себя обречь на делание уроков до окончания школы. И в шестнадцать – семнадцать лет эти юноши и девушки по сути остаются во многом теми же первоклассниками.. Таким образом, организуя домашнюю жизнь ребенка, нельзя допускать тотального контроля над ним во всех школьных делах и заданиях. Обыграйте ситуацию, куда лучше спросить у ребенка, например, а каким способом учили делать проверку суммы в школе? Тем самым вы освежаете свою память, проверяете, знает ли это ваш ребенок, понял ли, запомнил ли. Да, родительскую власть применять необходимо. Понуждая, когда-то контролируя, за что-то наказывая. Но в целом наше отношение к школьным делам ребенка должно носить характер помощи.
|